Пояснение к книге «Методология: сущность и события»

Главная / Публикации / Пояснение к книге «Методология: сущность и события»

Пояснение к книге «Методология: сущность и события»

 

Данный труд является особым подведением итогов развития методологии в целом, хотя иллюстративный материал касается, прежде всего кружка, который создал и остается его лидером О.С. Анисимов.

Книга предназначается для многостороннего обзора методологии как культурного явления, созданного в СССР в середине 50-х годовXX века.

В книге дается функциональное и историческое различие ММК (московского методологического кружка) и ММК (московского методолого-педагогического кружка), которое тесно связано с ролью «чистого мышления» и логики систематического уточнения в переходе на более высокий уровень методологического механизма и движения.

Книга обращена ко всем, кто связан с методологическим движением и интересующимся высшими формами рефлексивно-интеллектуальной культуры.

Содержание

  1. Введение
  2. Философские предпосылки встречи с методологами
  3. Технологические предпосылки вхождения в ММК
  4. Схемотехника и методологическое самоопределение
  5. Метод работы с текстами и перспективы трансляции культуры мышления
  6. Методологическое самоопределение и создание кружка
  7. Методология и управление
  8. Методология и логика
  9. Методологическая школа и сплочение
  10. Методология и игромоделирование
  11. Методология и психология
  12. Управленческое образование и методология
  13. Экономическое образование и методология
  14. Рефлексия и методология
  15. Педагогика и методология
  16. Игротехника и методология
  17. Методология и акмеология
  18. Стратегическое мышление и методология
  19. Цивилизационное управление и методология
  20. Метааналитика и методология
  21. Что такое методология?
    21.1. Ориентировка для начинающего
    21.2. Основные черты
    21.3. Диалог «Методология и аналитика»
    21.4. Диалог «Интеллектуальные и нравственно-духовные критерии принятия стратегических решений: Пути гармонизации в использовании»
  22. ПРИЛОЖЕНИЕ  «Методологи ММК о методологии»

Литература

Сведения об авторе

Введение

С какой целью писалась эта книга?

Прежде всего, для раскрытия сущности методологического типа жизни, самой методологии. Материалом, используемым для раскрытий, размышлений, являлась реальная история жизни человека, который себя называет «методологом».

Почему возникла сама необходимость написания книги?

Способствовали появлению желания написать книгу несколько обстоятельств.

  1. С одной стороны, наличие истории тех усилий, которые связываются с «методологами», истории более чем полустолетней. Отличия действий методологов, их способа рассуждений, взаимодействий и т.п. от иных типов мыслителей не только достаточно яркие, но и часто резко контрастирующие.
  2. Нельзя не заметить, если быть достаточно внимательным наблюдателем и участником соответствующих сюжетов мыслительной жизни с другой стороны, существование специфической соорганизации методологов, их совместных форм постановки целей, задач, проблем, решения задач и проблем.
  3. С третьей стороны, методологи порождали и создали достаточно много результатов своей работы, предложенных иным специалистам и обществу в целом. Часто уровень интегрированности в «общие» дела высок и заметен многим.
  4. В-четвертых, вместе с линией разработок и взаимодействий, контактов со специалистами иного типа возникала и достаточно систематически история недопониманий, непониманий, противопоставленностей, конфликтов, разумное сглаживание которых и преодоление оставалось и даже теперь остается недостаточно реализованным. Чаще всего это как раз связано с непониманием сущности методологии и способов проявления методологов, их места в практике, науке, культуре, их отмечающегося вклада в общее дело. Но этому же способствовали и способствуют, будут способствовать личностные проявления методологов, далеко не всегда удачные, этически корректные, насыщенные глубиной духовного развития, несущие все трудности и недостатки переходной эпохи в культуре и бытие общества.Неоправданный полемический задор методологов, их индивидуальные недостатки маскируют само понимание сущности, способствуют некритическому смешению исторически и ситуационно случайных недоразумений и «искривлений» с сущностью методологии, ее культурной миссией.
  5. В-пятых, появлялись те люди, которые убеждались в эффективности методологической работы, однако сохраняли и сохраняют свое невидение сущности методологии, удерживают доверие к ней, к действиям и результатам отдельных методологов, но при убеждении не только в длительности пути к подобным вершинам мастерства мысли, но и неясности относительно тайн этого мастерства. Они желали и желают упрощенного рассказа о «тайнах» для получения помогающих опор в раскрытии сущности методологии. Они предполагают, что вместе с доступным рассказом об этих тайнах будет легче убеждать своих коллег, интеллектуальных партнеров в необходимости творческого взаимодействия с методологами, несмотря на огромные трудности взаимопонимания, а точнее — понимания места именно методологов в решении самых сложных проблем, стоящих перед обществом. Именно такие коллеги, занимающиеся стратегическим управлением, мышлением, налаживанием стратегического профессионализма, культуры труда стратегов попросили нас написать эту книгу.

К сожалению, до сих пор методология не может похвастаться удачными образцами доступного, но адекватного самопредъявления обществу и культурно ориентированному слою общества. Разъяснения в стиле «в-се6е и для-себя» преобладают, тогда как стиль разъяснений «для-других» эпизодичен и не систематичен, далеко не всегда компетентен. Однако сделать разъяснения и доступными, и глубокими, адекватными самой «сути дела» очень трудно.

Когда в 1999 году руководитель одной издательской фирмы, в процессе подготовки и проведения двух стратегических игромодельных событий, обратился к нам и предложил написать популярную книгу о методологии или даже учебник «для всех», то мы мягко и с сожалением ответили отрицательно. Ответственность за решение подобной трудной задачи побуждала нас откладывать положительный ответ.

Мы предлагали решить задачу некоторым нашим ученикам, обладающим даром писать интересно и популярно. Но они не взялись писать такую книгу, к большому нашему сожалению. С тех пор мы продолжали писать книги «для-себя». Их количество росло и стало более четырех десятков. Каждая из них требует колоссального напряжения мысли в понимании. Это «отпугивает» не только широкого читателя, но и профессионального читателя гуманитарных трудов.

Однако мы считали и считаем, что методология находится на стадии становления и крайне необходим корпус тех книг, в которых сохраняется чистота содержания, правильность мысли, глубина выражения, в которых вводится своеобразный «стандарт» самовыражения методологии. Подобное характерно для любой науки, организованного знания, классического основания внутри множества результатов мышления в той или иной области.

Следует отметить двойственных характер «простоты» или «трудности» профессионального содержания и его выражающего текста. Для нематематиков математические тексты являются трудными и «непостижимыми», предполагающими колоссальное напряжение, мобилизацию всех интеллектуальных сил в процессе чтения и понимания. Но для математиков эти же содержания, эти же тексты являются и простыми, и наиболее экономными в выражении мысли.

Размышляющий над подобными тайнами человек может прийти к пониманию того, что различие между неспециальными и специальными текстами связано не только с выражаемым содержанием, но и с формой его языкового выражения.

Если язык усвоен, то высказывания в этом языке становятся доступными, «простыми». Различия возникают уже не в плане содержания, а в плане формы выражения. На данном пути раскрытия тайн языкового мышления человек может прийти к важнейшему «открытию». Оно состоит в том, что самым легким и ясным является тот текст, в котором выражается сущность, а форма выражения соответствует выражению сущности.

И все же подобный вывод очевиден только внутри профессиональной сферы, среди тех, кто прошел перевоплощение, переплавку внутренних субъективных способностей, подчинив их языковым требованиям и, особенно, сущностно ориентированной форме выражения каких-либо содержаний в фиксированной области знания.

Мы регулярно, хотя и достаточно редко, слушаем прозрения учеников, в рамках нашего методологического сообщества, которые «удивляясь» самим себе, выражали радость переоценок восприятия тех же наших трудов, тех же книг. Они говорили, что «вдруг» они почувствовали легкость чтения, ощущение правильности хода мысли, выгодности формы ее изложения, а затем настроение нежелания читать другие работы, которые написаны «не так», которые далеко не прямо ведут к желаемому выводу.

С данным эффектом связана не столько субъективная адаптация, сколько наша склонность писать по определенному методу. О нем будет достаточно много рассказано в книге.

И вот мы решились на написание текста о методологии «для других». Этому способствовали многие обстоятельства. Кроме внешней необходимости и ее осознавания факторами, приведшими к появлению книги, стали и опыт «доступного» изложения сложных мыслей, опыт взаимодействия с представителями иных областей знания и деятельности, особенно в ходе игрового моделирования и т.п. Кроме того, у нас накопился опыт «отстраненного» бытия во время поездок «на природу», в данном случае — на Иссык-Куле, где мы в природных условиях ежегодно обсуждаем крупнейшие проблемы с моими друзьями-учениками, соратниками из Алма-Аты и других городов Казахстана. Усиление моментов, связанных со спокойным и художественным изложением наполнило нас уверенностью в успехе.

Поскольку совместить популярность с профессиональностью, привлечение опыта жизни и движения мысли по линии сущности и т.п. возможно либо идя от сущности, либо идя от жизни и эмпирического материала, то наша задача предполагает переход от жизни к сущности.

Мы надеемся, что, предлагая живой материал, мы «подхватим» сознание читателя в зоне доступности и поведем его, по возможности — аккуратно и корректно, к тому, что требует внутренней мобилизации. И все же эта мобилизация, как мы надеемся, останется в зоне доступности у заинтересованного, мыслящего, самоотносящегося, имеющего опыт самокоррекции в целях понимания читателя. Мы хотим рассказать не о своей жизни, которая столь же многомерная и сложная для понимания читающего не из среды близких людей, а с помощью фрагментов из жизни о методологии «как таковой», о методологическом типе бытия.

Мы предлагаем читать эту книгу в зависимости от подготовленности, опыта пребывания методологии, решая вопрос о последовательности самостоятельно. Для начинающих последовательность может быть такой: сначала раздел 21.1, затем всю книгу до этого раздела, а в конце — раздел 21.2. После этого можно приступить к работе с нашими книгами в любом удобном порядке.