Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)

Главная / Публикации / Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)

Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)

Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна). Научный отчет по теме 1(1а) 3. ВНИИТЭ ГКНТ. 1967 // Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. Ч. I. Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. Вып. 61. М., 1990 [Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. М., 2004]

 

Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)*

Особенность современного состояния дизайна состоит прежде всего в том. что в нем сильно развиты проектировочные подразделения, значительно слабее — методические и только-только начала развиваться наука. Но, как уже отмечалось выше, без развития науки не может быть дальнейшего развития самого дизайна. Следовательно, основная задача сейчас состоит в том, чтобы скорейшим образом ее построить.

Но такого рода пожелания упираются в крайне медленные темпы развития наук. До самого последнего времени науки и научные дисциплины складывались столетиями. Это был процесс естественный и во многом стихийный. Ставить вопрос об искусственном построении или конструировании какой-либо науки было бессмысленно, ибо сначала не было реальных образцов самих наук, а потом, когда эти образцы появились, не было достаточного осознания их элементов, строения, функций. Но сейчас положение изменилось. Прежде всего сам дизайн не может ждать столетия, пока естественным и стихийным путем сложится и оформится его наука. Она должна быть построена максимум в течение двух-трех десятилетий. И это заставляет по-новому относиться к самой задаче. Наука дизайна должна быть построена примерно так же, как инженер-конструктор строит машину. Для этого — и здесь не может быть сомнений ни у одного инженера и конструктора — науку нужно спроектировать.

Сегодня это уже не иллюзорная постановка вопроса, не пустые мечты, ибо предшествующая история естественного развития наук и всего человеческого мышления дала нам образцы, на которые мы можем ориентироваться и в соответствии с которыми можем строить проекты новых наук. Сегодня мы имеем эталоны наук и такое число их, что уже можем в процессе специального научного исследования проанализировать их, выделить их элементы и фрагменты, описать их структуру и благодаря всему этому заранее знать, к чему мы можем стремиться и чего, наоборот, должны избегать.

Чтобы проделать эту работу по проектированию науки, нужной дизайну и обслуживающей его, необходимы специальные методологические исследования.

Основной принцип методологического подхода во многом подобен принципу дизайнерского конструктивно-проектного подхода. Можно сказать, что методология науки — это особого рода дизайн в сфере науки.

Представленная ниже схема (рис. 1) — а она, как и все последующие, приводится здесь прежде всего для наглядности — изображает основной принцип методологического подхода. Круг в центре ее обозначает сферу дизайна — мир той деятельности, в которой создаются проекты предметного мира и при этом используются разнообразные знания. Методолог начинает свою работу с расчленения этой сферы деятельности, он относится к ней как к объекту и, соответственно этому, выделяет разные части, элементы, связи и единицы. Виды и способы такого расчленения будут различными, в зависимости от задач, решаемых методологом. Сейчас, поскольку речь идет о проекте науки, обслуживающей дизайн, анализ строится таким образом, чтобы выделить знания, используемые дизайнерами в их работе. При этом знания рассматриваются как средства, как инструментарий, которым пользуется дизайнер. Это дает возможность говорить о функциях знаний в дизайнерской деятельности, а определив функции, двигаться затем к машине той науки, которая их производит. Инженер-конструктор не может не увидеть здесь реализации основного принципа своей работы: от функций изделия — к устройству и структуре машины, которая это изделие производит. Этот момент важно подчеркнуть еще и еще раз: исходный пункт работы методолога — выделение практических функций тех знаний, употребление и производство которых он рассматривает.

Рис. 1

Но так как в самом дизайне объединено много разных деятельностей и каждая из них нуждается в своих особых средствах, то очевидно, что функции знаний, используемых в дизайне, должны определяться в соответствии с различными типами и видами дизайнерской деятельности.

Как и всякая другая деятельность, методологическая работа должна иметь свои особые средства. В настоящее время мы имеем пять основных областей таких средств, или, если хотите, пять разных арсеналов: первая из них — методология системно-структурного анализа, описывающая приемы и методы исследования любых системно-структурных объектов; вторая — теория деятельности, в которой вводятся понятия, описывающие любой вид человеческой деятельности, ее структуру и виды; третья — теория мышления, описывающая средства и процедуры мыслительной деятельности; четвертая — семиотика, описывающая виды знаков; пятая — теория науки, описывающая строение и функционирование всех уже сложившихся и возможных в современной системе наук (рис. 2). Эти пять областей средств необходимы для методологического описания сферы дизайнерской деятельности и проектирования машины науки, нужной дизайну. Важно обратить внимание на два отношения, в которые включено методологическое описание дизайна. С одной стороны, оно изображает и отражает существующие сейчас формы дизайна, виды сложившейся в нем деятельности и обслуживающие их знания, а с другой — проектирует машину науки, которая будет их производить.

Рис. 2

Сопоставляя схему на рис. 2 со схемами, приведенными ниже, нетрудно заметить различие между методологическими и собственно теоретическими исследованиями дизайна. Оно определяется, прежде всего, различием их объектов, а затем различием обслуживающих их средств.

Исследования, проводившиеся в последние годы в отделе теории и методов художественного конструирования ВНИИТЭ, показали, что существуют три основные области теоретических исследований дизайна.

Первая область — дизайн, представленный как сфера социальной деятельности и социальный институт. Можно сказать, что здесь дизайн берется как определенный орган социального целого, общества. Это — дизайн как одно целое внутри социума. Функции этого органа по отношению ко всему социальному целому, его назначение и структура, соответствующая этому назначению, — вот что должно стать объектом изучения при таком подходе.

Машина науки, которую мы выделили в качестве особого элемента при методологическом подходе, элемента, противопоставленного практической сфере дизайна, находится внутри сферы дизайна, выступает как его органический элемент и орган (рис. 3) . Но, находясь внутри дизайна, она делает объектом своего исследования всю его сферу, в том числе и себя как элемент ее. Это — особое рефлективное отношение, отношение такого типа, какое очень часто встречается в деятельности, когда элемент описывает и изображает то целое, в котором он сам существует как элемент.

Рис. 3

Вопрос о том, как могут и должны использоваться знания, получаемые при таком задании объекта изучения, должен обсуждаться особо. Но даже самые поверхностные соображения показывают, что они должны иметь особо важное значение для руководства, организующего дизайн и управляющего его развитием. Без знаний такого рода нельзя определить ни оптимальной структуры социального института, ни тенденций и перспектив его развития. Но, кроме того, они нужны каждому дизайнеру, желающему не только практически действовать, но также сознавать смысл, значение и ценность своей деятельности с общечеловеческой точки зрения. Таким образом, это первый и необходимый элемент дизайнерского самосознания и дизайнерской идеологии.

При всей важности и ценности знаний такого рода было бы ошибкой замыкать и исчерпывать сферу дизайнерской науки только ими. Совершенно очевидно, что подобные знания мало что могут дать дизайнеру-проектировщику при создании конкретных проектов отдельных объектов и систем предметного мира. Для обслуживания художественно-конструкторского проектирования нужны две другие области и, соответственно, две другие теоретические дисциплины.

Одна из них имеет в качестве своего объекта проектировочную деятельность дизайнеров. На рис. 4 в круг заключены элементы этого объекта — художник-конструктор (или дизайнер-проектировщик) , создающий определенные проекты, обслуживающие сферу массового производственного тиражирования. Анализируя и описывая этот объект, машина дизайнерской науки производит знания, необходимые, с одной стороны, самому дизайнеру-проектировщику, а с другой — дизайнеру, разрабатывающему методики художественного конструирования. Знание механизмов и закономерностей проектировочной деятельности необходимо для создания научно обоснованных методик дизайнерского проектирования.

Рис. 4

Наука, изучающая проектировочную деятельность и дающая свои продукты — знания — методистам и проектировщикам, образует, как Нетрудно заметить, уже вторую машину науки, обслуживающую дизайн.

Третью машину, точно так же необходимую для обслуживания практической сферы дизайна, в том числе дизайнеров-проектировщиков и методистов, образует научная дисциплина, имеющая объектом своего изучения предметный мир. окружающий людей, или, более точно, систему вещей, взятых в их отношении к людям (третья область исследований) .

В конечном счете предметный мир человечества является продуктом дизайна в том смысле, что именно дизайн должен определять его характер и строение. Но реально и непосредственно предметный мир как таковой производится не дизайнерской деятельностью, а массовым производственным тиражированием. <…>

Поэтому мы не включаем в сферу дизайна сам предметный мир, а, наоборот, противопоставляем их друг другу (рис. 5). Но машина науки, находящаяся внутри сферы дизайна, обязательно должна сделать противостоящую ей сферу предметного мира объектом своего изучения. Знания о предметном мире, его организации, тенденциях и перспективах его изменения и развития нужны буквально всем дизайнерам — и методисту, и практику-проектировщику, и ученому, и руководству.

Рис. 5

Представленные, таким образом, три области задают — на языке специальных методологических изображений — три основных направления теоретических исследований, составляющих науку дизайна.

<…>

* Текст «Предисловия» печатается в несколько дополненном варианте, включен­ном в подготовленные чуть позже тезисы обобщающего труда «Основы теории дизайна» (опубликованы во второй части настоящего издания). — Прим. составителей.