Развитие методологической мысли интенсивно осуществлялось в течение последних десятилетий в ряде научных центров России и других ныне независимых государств, входивших прежде в состав СССР. В этом сложном процессе сформировалось значительное число методологических концепций и школ, изучение отношений между которыми представляет теоретический и практический интерес и необходимо для последующего развития методологии и ее применения. В качестве первого шага в организации такой работы в г. Новосибирске была проведена международная науковедческая конференция «Методологические концепции и школы в СССР. История, истоки и перспективы» (сентябрь 1992 г.). Оргкомитетом конференции были изданы два выпуска ее материалов [10; 11].
Методологическое движение по общему признанию стало выдающимся явлением. Сохранить имеющиеся достижения и предпринимать шаги по дальнейшему его развитию — гражданский долг каждого его представителя.
Но не все в состоянии выполнить этот долг. Так, уже нет в живых Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, Э.Г.Юдина, И.Ф.Блауберга, Г.Н.Батищева, П.В.Копнина, С.А.Яновской, Б.Н.Кедрова, Г.П. Щедровицкого. Отсутствие финансирования академических институтов и других учреждений делает чрезвычайно трудным делом издание подготовленных трудов. Отдельные статьи по истории методологической мысли публиковались в журнале «Вопросы философии» в 1991-1992 гг. Такого же рода материалы печатаются и в новом журнале «Вопросы методологии».
Главные задачи конференции состояли в том, чтобы выделить и охарактеризовать основные методологические концепции и школы, а также представить их все в качестве составляющих особого раздела науковедческих исследований.
Феномен методологического движения в СССР
Методологическое движение в СССР представляет собой выдающееся явление в интеллектуальном развитии общества в 50-80-е годы, а его содержание и значение состояли в консолидации многочисленных методологических идей, принципов и изысканий. Такая консолидация оказалась возможной благодаря непрерывной творческой дискуссии, в которой принимали участие и философы, и ученые, представляющие различные специальные науки. Основные итоги этих дискуссий обсуждались на всесоюзных конференциях по проблемам логики и методологии науки. Всего состоялось десять подобных конференций, на которых были представлены основные методологические концепции и школы. Особо следует упомянуть о первых из них, где, собственно, осуществилось оформление методологического движения в СССР.
Первая конференция по проблемам логики и методологии науки проходила в Томске в мае 1960 г. Она была организована коллективами кафедр философии Томского государственного университета и Томского политехнического института. Председателем оргкомитета был профессор К.П.Ярошевский, заведующий кафедрой философии ТГУ, а фактическим научным организатором — В.А. Смирнов, старший преподаватель кафедры философии ТПИ. Теоретическое руководство конференцией осуществлялось директором Института философии АН УССР П.В.Копниным. Инициатором идеи такой конференции и неформальным вдохновителем ее подготовки и проведения был Г.П.Щедровицкий, работавший в то время редактором в издательстве АПН РСФСР. В конференции участвовали философы и ученые из Томска, Новосибирска, Омска, Киева, Москвы и Ленинграда.
Вторая конференция по логике и методологии науки состоялась в Киеве в мае 1962 г. Ее организаторами были Институт философии АН УССР и философский факультет Киевского университета, а председателем оргкомитета был П.В.Копнин. В работе конференции участвовали философы и представители специальных наук из Киева, Москвы, Ленинграда, Томска и других городов Украины и России. И на этой конференции Г.П.Щедровицкий многократно выступал с оригинальными идеями и призывами к интенсивной работе, в связи, с чем В.Ф. Асмус назвал его «пламенным мессией».
К этим двум конференциям примыкает, хотя и стоит несколько в стороне от их проблематики, состоявшаяся в январе 1961 г. конференция «Диалектический материализм и современный позитивизм», организованная Институтом философии АН СССР и Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова. В качестве научного организатора и председателя оргкомитета выступил профессор Т.И.Ойзерман. Он поддержал участие в ней организованной Г.П.Щедровицким группы молодых философов, которая представила доклады по проблемам логики и методологии науки.
Особо следует упомянуть семинар по методологическим проблемам массовой деятельности, который начал работать в Московском государственном университете в сентябре 1962 г. и проработал в течение трех семестров. Официально он принадлежал к числу семинаров, организуемых Научным Советом АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», но фактическим его организатором и научным руководителем был Г.П.Щедровицкий. В работе семинара принимали участие представители различных областей науки и инженерной практики, а также философы, чьи интересы были связаны с логикой и методологией науки. Он сыграл большую роль в формировании межпрофессиональных и общенаучных форм взаимодействий в широкой интеллектуальной среде и дал многочисленные примеры и образцы подобного общения. Разнообразие профессионального состава и значительная численность участников VIII, IX и X Всесоюзных конференций по логике и методологии науки (Паланга, 1982 г., Харьков, 1986 г. и Минск, 1990 г.) свидетельствовали об этом. Следует также принять во внимание, что с 1981 г. методологические семинары стали массовым явлением в академических и отраслевых научно-исследовательских институтах и в высших учебных заведениях.
Нельзя обойти молчанием предысторию упомянутых конференций по логике и методологии науки. В ней особого внимания заслуживают, по крайней мере, три события. Первое представлено деятельностью Московского логического кружка, который был основан на философском факультете МГУ А.А.Зиновьевым в 1952 г., перешел под руководство Г.П.Щедровицкого в 1956г. и существовал до 1958 г. [7]. Вторым являются тезисы Э. В. Ильенкова и В.П.Коровикова о предмете философии и состоявшаяся в 1954 г. в связи с этим острая дискуссия на философском факультете МГУ. Третье представлено научной и педагогической деятельностью П.В.Копнина в Томском государственном университете в начале 50-х годов. Все это образует истоки методологических концепций и школ, развившихся впоследствии в СССР.
В настоящее время среди методологических школ выделяются в качестве наиболее значительных гносеологическая школа, в которой развиваются основные представления .В.Копнина, Э.В.Ильенкова и их многочисленных последователей и учеников [10; 11], школа логико-математической методологии науки, работающая благодаря деятельности С. А-Яновской, АА Зиновьева, В.А.Смирнова и их учеников и последователей [11], системно-методологическая школа, основателями которой в СССР были В. Н. Садовский, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и А.И.Уёмов, школа методологии систем мыследеятельности и организационно-деятельностных игр, создатель и руководитель — Г.П.Щедровицкий [10, 11], школа интеллектики, развившаяся под руководством И.С.Ладенко на основе серии новосибирских конференций в 80-х гг. по проблемам интеллектуальных систем [10, 11], методологическая школа концептуального проектирования систем организационного управления под руководством С. П.Никанорова [11]. Эти и другие методологические сообщества составляют то явление, которое обозначено как методологическое движение в СССР. Все составные части методологического движения выступают одновременно и составными частями того всемирного сообщества, которое представлено Международной ассоциацией логики, методологии и философии науки. Поэтому они являются неотъемлемой частью мировой интеллектуальной культуры.
Современная методология и концепция развития коллективного интеллекта
Среди различных методологических концепций и школ наиболее интересны те, которые непосредственно связаны с развитием коллективного интеллекта и представлены проектированием и конструированием организационных форм коллективного мышления с использованием разнообразных средств при постановке и поиске решений сложных задач с плохой структурой. Именно эти концепции и школы составляют основное содержание современной методологии в отличие от ее традиционных разделов.
Формирование подобных концепций и школ в СССР было положено семинаром по методологическим проблемам массовой деятельности, который был, упомянут выше. Состав участников семинара довольно быстро менялся: в него входили многочисленные представители различных областей науки, инженерной практики, педагоги ряда вузов Москвы. Это благоприятно сказывалось на интенсивном формировании системомыследеятельностной методологии, опирающейся на междисциплинарное знание и комплексную практику и обращающей свои принципы и формы работы именно на эту предметную действительность.
Описание работы семинара, его проблематики и дискуссий требует самостоятельного исследования. Здесь же следует отметить два его основных результата: общую теорию деятельности, представленную в работах Г.П.Щедровицкого и Э.Г.Юдина [13; 15], и начальные идеи соционики, опубликованные в работах И.С.Ладенко и разрабатывавшиеся в 1965 -1968 гг. участниками семинара по философским проблемам кибернетики в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта [4; 6]. На основе первой впоследствии Г.П.Щедровицким и его учениками была разработана методология систем мыследеятельности и организационно-деятельностных игр [14]. Вторая выступила основой для разработки И.С.Ладенко теории и методологии проектирования интеллектуальных систем [5]. В результате обсуждения и развития содержания этих разработок на многочисленных научных конференциях сформировалась школа интеллектики [8].
Методология систем мыследеятельности и организационно-деятельностных игр представляет собой инструментарий создания сложных проектов деятельности и их имитационно-игрового воспроизведения. При создании подобных проектов используются разнообразные эпистемологические средства, которые в основной своей части были разработаны в 50-е годы в Московском логическом кружке и получили наименование содержательно-генетической логики [7]. Имитационно-игровое воспроизведение деятельности, задаваемой проектом, осуществляется с помощью методик организационно-деятельностной игры, которые разрабатывались и совершенствовались Г.П.Щедровицким и его учениками с конца 70-х годов [14]. Данная методология представляет интерес не только в качестве составной части методологического движения, но и как целостное образование, по аналогии с которым могут рассматриваться другие методологические области знания.
Один из таких случаев представлен теорией инноваций в организациях. В качестве организаций рассматриваются самые разнообразные организационно-деятельностные объекты, для которых необходимо осуществлять сложные нововведения. В данной теории выделяются методология проектирования инноваций и инновационные игры, посредством которых осуществляется имитационно-игровое воспроизведение функционирования организаций в условиях инновационного процесса [3]. Налицо структурный аналог методологии систем мыследеятельности и ОД-игр.
Другой пример представлен в книге Г.Х.Гуда и Р.Макола «Системотехника», изданной в США в 1957 г. и переведенной на русский язык в 1962 г. [2]. В ней описан концептуальный инструментарий проектирования больших систем, включающих в себя сложную технику, коллективы людей и природную среду, а также методику организации большого коллектива проектировщиков. Большие системы отличаются тем, что каждая из них не изучается как целое ни в одной научной или инженерной дисциплине. Поэтому такие системы оказываются объектами междисциплинарного знания. Это знание и владеющих им специалистов надо уметь организовывать особым образом при проектировании соответствующих объектов. Деятельность по такой организации задается с помощью специальной, сложной методики, обеспечивающей целостность интеллектуальных и профессиональных возможностей большого коллектива проектировщиков. И здесь просматривается явная аналогия с методологией систем мыследеятельности и ОД-игр.
Каждая из рассмотренных методологий включает в себя методологические (концептуальные) и методические (нормативные) средства решения проблемы соорганизации интеллектуальных возможностей больших коллективов специалистов. Такие соорганизованные возможности каждого коллектива образуют коллективный интеллект. Его формирование, совершенствование и использование выступают необходимым условием постановки и решения сложных задач в условиях неопределенности, имеющих место в различных областях современной деятельности. Поэтому подобные методологии являются примерами инструментария соорганизации (или интеграции) коллективного интеллекта. Пониманию данного обстоятельства служит методологическая рефлексия, т. е. рефлексия над методологическими и методическими средствами, а также над опытом их разнообразного применения в практике различных областей деятельности.
Однако далеко не все современные методологические концепции обладают отмеченной нами целостностью. Многие содержат или только концептуально-методологическую, или только нормативно-методическую часть.
Так, для общей теории систем Л. фон Берталанфи и ее отечественных модификаций характерна подобная «половинчатость». В ней даются концептуально-методологические средства в достаточно детально разработанном виде для многочисленных случаев системного представления и моделирования сложных гетерогенных объектов, но полностью отсутствует нормативно-методическая часть для практической интеграции интеллектуальных возможностей коллективов специалистов, т. е. для соорганизации и корректировки коллективного интеллекта.
Подобным образом обстоит дело и с различными концепциями и формируемыми на их основе методиками конструирования и проведения деловых игр. Здесь нормативно-методическая часть методологического знания изолирована от концептуально-методологической. Поэтому в каждом случае практической работы специалистов по организации науки или хозяйственного и социального управления оказывается необходимым осуществлять синтез обеих частей в одно целостное образование, для чего требуются свои специфические методологические средства, которые представлены в теории и методологии организации интеллектуальных систем [3].
Обозревая проблемы и результаты общей теории систем, Л. фон Берталанфи выделяет двенадцать основных системных подходов, или двенадцать версий системного подхода, каждый из которых характеризуется своей специфической концептуальной частью и математическим аппаратом, необходимым для описания и моделирования сложных объектов, а также комплексом задач, для решения которых все это создается. В то же время признание факта междисциплинарности системного исследования неявно утверждает тезис о взаимодействии специалистов, владеющих соответствующим дисциплинарным знанием. Поэтому каждая версия системного подхода выступает фактически инструментом для соорганизации коллективного интеллекта, связанного с решением соответствующей проблемы. Для отработки и корректировки подобного взаимодействия необходима также и нормативно-методическая часть, в роли которой могут выступать «пробные исследования». Но более естественным оказывается конструирование и проведение соответствующих деловых игр. Именно поэтому методологи и специалисты-практики многократно отмечали «внутреннюю логическую связь» между различными концепциями и версиями системного подхода, с одной стороны, и различными имитационно-игровыми комплексами — с другой. Очевидно, требуется явно сформулированная методологическая основа, на которой такая связь будет не только имплицитно признаваться, но и представляться явно в конструктивно выраженной форме. Здесь необходим соответствующий опыт. Рассмотренные выше три примера выступают репрезентантами такого опыта. Но они недостаточны, потому что не дают нам представлений о распределении и перераспределении функций между различными специалистами в коллективе, т. е. о динамике коллективного интеллекта. В связи с этим следует вспомнить программно-целевой метод, широко применяемый в планировании и управлении. Его использование совместно с деловыми играми позволяет решать проблему распределения и перераспределения интеллектуальных функций в сложном коллективе исследователей, изобретателей или управленцев. Возможности и значение такого совместного применения детально обсуждались в феврале и апреле 1982 г. на конференции «Программно-целевой подход и деловые игры» в Новосибирске. Это положило начало работ по прогнозированию и управлению динамикой коллективного интеллекта.
Коллективный интеллект характеризуется не только интеллектуальными возможностями специалистов, входящих в коллектив, но также и возможностями используемых ими средств деятельности: методов, знаковых систем, вычислительной и измерительной техники. Все эти средства играют важнейшую роль в распределении и перераспределении интеллектуальных функций. В значительной степени такие представления и опыт мы находим в современных работах в области искусственного интеллекта. Здесь распределение и перераспределение функций фиксируется в программах для ЭВМ и в человеко-машинных процедурах, которые создаются и применяются при решении сложных задач, обозначаемых по традиции как «творческие» [12]. Однако методологические представления и методические инструкции, развиваемые в связи с разработкой систем искусственного интеллекта, не охватывают другие случаи применения технических средств в интеллектуальной деятельности. Следовательно, требуется такая концепция, которая отличалась бы гораздо большей общностью в соответствии с содержанием обсуждаемой нами проблемы распределения и перераспределения функций.
Общие концептуальные представления о разнообразных распределениях и перераспределениях функций между людьми и используемыми ими средствами были развиты в упомянутой выше соционике. В ней шла речь о системах деятельности, объединяющих возможности людей, технических и иных средств, используемых ими при постановке и решении задач разнообразного содержания. С использованием опыта, представленного в истории науки и техники, здесь были выявлены закономерности распределения и перераспределения функций в ходе эволюции систем. Стало ясно, что такой эволюцией можно управлять посредством моделирования существующих и возможных систем, их проектирования и практического воплощения проектов. При этом явно был зафиксирован междисциплинарный характер подобных работ, и была создана и практически применена имитационно-игровая модель интеграции коллективного интеллекта, что выражалось в применении системы правил для взаимодействия различных специалистов, образующих команду исследователей или проектировщиков, и для использования ими средств своей деятельности.
Известные в то время методологические концепции — общая теория деятельности, системотехника, методология искусственного интеллекта, системный анализ, имитационный анализ и др. — были сопоставлены с соционическими представлениями, что позволило установить их общее содержание по отношению ко всем перечисленным теориям. При этом соционические представления были специфицированы для области интеллектуальной деятельности, вследствие чего с помощью понятия о системах деятельности было разработано понятие об интеллектуальных системах. Первые систематизированные результаты исследований интеллектуальных систем опубликованы в 1973 г. (см. (5]), где были представлены концептуальные и схемные средства для исследования, моделирования и проектирования интеллектуальных систем различной степени сложности и различного качества. Игровое моделирование было впоследствии осмыслено как особая форма интеллектуальных систем и инструментарий их воссоздания, исследования и проектирования [3]. Теория и методология проектирования интеллектуальных систем выступают той самой единой основой, на которой оказывается возможным сочетание концептуально-методологических и нормативно-методических частей, рассмотренных выше, и им подобных методологических концепций. Теория интеллектуальных систем опирается на фактический опыт, извлеченный из истории науки и техники, с одной стороны, а с другой — является общим инструментарием для обоснования и разработки других конкретных методологий для проектирования и организации сложной интеллектуальной деятельности, для соорганизации коллективного интеллекта во всех возможных случаях коллективной деятельности.
Отмечая этот факт, С.П.Никаноров в своем докладе на конференции «Концептуальное проектирование и освоение интеллектуальных систем» (Подмосковье, апрель 1990 г.) высказал мнение, что теория интеллектуальных систем по отношению к теории концептуального проектирования и другим подобным областям знания выступает в роли общей философской теории. Такое мнение нельзя безоговорочно принять, но оно содержит важную характеристику обсуждаемого отношения между рассматриваемыми методологиями.
Выявление и детальный анализ инструментальных и метаинструментальных характеристик теории и методологии интеллектуальных систем составляют предмет самостоятельного науковедческого исследования. Обзор и предварительный анализ вопросов, относящихся к этому предмету (см. [9]).
Очевидно, что возможны разнообразные характеристики каждой из современных методологических концепций и школ, их отношений и практического значения, а также содержательные дискуссии по этим вопросам. Дело будущего — представить все это научной и науковедческой общественности. Но бесспорно то, что современная методология создала разнообразные эффективные средства для соорганизации коллективного интеллекта в различных областях деятельности при постановке и решении сложных задач в ситуациях с недостаточной информацией. Методологическое движение в СССР сыграло историческую роль в интеллектуальном развитии профессиональной деятельности и интеллектуализации общества, по крайней мере, его значительной части. Вот почему необходимо сохранение и развитие его традиций после того, как СССР прекратил свое существование.
Литература
- Бертоланфи Л. фон. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов. — Системные исследования. Ежегодник. М., 1969.
- Гуд Г.Х., Макол Р. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М ,
1962. - Интеллектуальное развитие организаций. Сб. научных трудов. Новосибирск, 1992.
- Ладенко И.С. Методологические вопрос моделировали структур науки. —
Проблем исследовании структур научного Познани . Новосибирск, 1970. - Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск, 1972.
- Ладенко И. С. Содержание соционики и ее роль в развитии современной техники.
Новосибирск, 1988. - Ладенко И. С. Становление и развитие идей генетической логики. — Вопрос методологии, 1991. N 3
- Ладенко И. С., Папанов В.В. Перспектив интеллектики. — Информационн ые материалы ФО СССР. М., 1989, N 2.
- Ладенко И.С., Разумов В.И. Диалоги в освоении интеллектуальных систем. Обзор идей, дискуссий и результатов. — Интеллектуализация общества и творчество. Сб. трудов конференции. Новосибирск, 1991.
- Методологические концепции и школы в СССР. История, истоки и перспективы. Материал конференции. В п. 1. Новосибирск, 1992.
- Методологические концепции и школы в СССР. История, истоки и перспективы. Материал конференции. В п. 2. Новосибирск, 1992.
- Поспелов Д.А. Искусственные и интеллект: фантазия или наука? — По пути к искусственному интеллекту. М., 1982.
- Щедровицкий Г.П., Проблем методологии системного исследования. М., 1964.
- Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностные игры как новая
форма организации и метод развит коллективной мыследеятельности. — Нововведенния в организациях. Труд семинара ВНИИСИ. М., 1983. - Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.