29 октября — 1 ноября 1990 года Светлогорск (Калининградская обл.) принимал участников совещания-семинара по теме «Методология политологии: проблемы и программы исследований». Его организовали Комитет Союза НИО СССР по СМД-методологии и ОД-играм, Совет народных депутатов Калиниграда, Ленинградская Высшая партийная школа и Калиниградская Высшая школа управления.
Социализированные в Советской Ассоциации политических наук, институционализированные благодаря Академии общественных наук, Высшим партийным школам и другим организациям, «ставшие» за годы Советской власти политические науки обеспечивали функционирование властных структур в стране, накапливая опыт как научного описания, анализа и объяснения политической системы социализма, так и критики других политических систем. Этот опыт оказался дефициентным перед лицом затруднений, возникших в сфере политических наук после апреля 1985 года. «Снять» или разрешить эти затруднения можно (по мнению отдельных участников семинара-совещания, чьи высказывания цитируются по фонограмме), за счет «отказа от подсистемного и перехода к системному анализу, отказа от преимущественно исторического анализа социалистической системы («следом» за возникновением и преобразованиями в ней — O.K.) и перехода к глобальному ее анализу, т.е. за счет «переворачивания» самой методологии».
Разворачивание перестроечных процессов способствовало выделению и подняло значимость политологии, особенно среди представителей смежных предметных областей — социологии, социальной философии, социальной психологии, научного коммунизма и т.д. Они рассматривают политологию как, с одной стороны, «ставшую» науку, а с другой — как «становящуюся» новую предметную область, проявляя интенцию на «строительство» политологии в рамках своего предмета, например социальной психологии или социологии политики. Это проявилось в докладах и репликах участников совещания-семинара, которые в совокупности обрисовали политологическую действительность страны:
— Я приехал сюда прежде всего для того, чтобы услышать, что делать нам, рядовым преподавателям и рядовым политологам, конструирующим практическую политическую действительность благодаря принятию политических решений и оказанию помощи в принятии политических решений. К нам обращаются за помощью те, кто хочет занять определенную позицию, поднять политическую культуру дискуссий, научиться принимать решение с учетом общественного мнения и т.д. Это сиюминутные, казалось бы, задачи, но вместе с тем они составляют главный предмет деятельности практиков-политологов и социологов…
— Моя задача более конкретная: взглянуть на возможность выхода в область политологии с позиции социальной психологии. Политология должна решать задачу наращивания научных средств обеспечения политической деятельности, реализации политической стратегии, выполнять экспертные функции. Сегодняшняя наука к этому не готова, так как всегда делала одно — обеспечивала комментарии к уже принятым решениям… Социальная психология рассчитывает с помощью политологии разрешать ситуацию дискомфорта в социально-политической ситуации страны, обусловленную психологической неподготовленностью населения к перестройке… Еще одна группа специалистов — представители разных уровней сферы образования — проявили интерес к обсуждению политологии как учебного предмета (к сожалению, докладов по этому направлению представлено не было). Наконец, методологически ориентированные участники совещания-семинара обозначили свой интерес к строительству онотологии политологии в рамках практической науки (см. статью А.П. Зинченко «Понятие о практической науке»), а также к проектированию политологии как пространства, в котором можно было бы описывать и обсуждать идею социализма и социализм как форму организации социальной системы, организацию жизни общества.
А вот еще одна методологическая позиция:
— Предметом моего любопытства является не политология и проблемы происходящего в стране. Предметом моего любопытства являются способы самоопределения или состояние самоопределения представителей методологического сообщества, проекты изменения тематического содержания методологических ; исследований и разработок, изменяющихся форм практик в меняющихся условиях…
Не мог не возникнуть на совещании-семинаре и вопрос о том, чем отличается практическая политология от всех существовавших ранее и существующих поныне — древнегреческой, римской, феодальной, буржуазной, европейской, американской, российской, советской и т.д. Для начала ответ будет звучать так:
- ее философско-методологическим основанием является СМД-подход;
- это есть практическая наука;
- в кластере ОРУП типов деятельности СМД-политология строит онтологические картины и научный предмет иерархии типов деятельности, мышления и мыследеятельности этого кластера.
И последнее: собравшиеся в Светлогорске — а среди них были и руководители разных игротехнических «команд», и методологи — игротехники — с неизбежностью вышли на обсуждение ОД-игры как особой формы проявления политики. Это означает, что ОДИ есть специфический объект политологической работы.
С ориентацией на следующее совещание-семинар (его намечено провести летом 1991 года) и с учетом разворачивания работ в созданной (при Калининградской Высшей школе управления) политологической лаборатории были сформулированы новые темы исследований:
- философско-методологические основания политологии как практической науки;
- ОД-игра как особая форма проявления политики и как особый объект политологической работы;
- политология как учебный предмет: содержание и программы учебного курса;
- генезис политической деятельности, представленной через иерархию типов деятельности и мышления.