Позиционно-системные представления процессов развития мыследеятельности

Главная / Публикации / Позиционно-системные представления процессов развития мыследеятельности

Позиционно-системные представления процессов развития мыследеятельности

 

1. Анализ процессов развития производственных предприятий, как и анализ развития любых других учреждений прежде всего предполагает, что эти предприятия и учреждения будут представлены в схемах, релевантных анализу процессов развития, а это значит – а) в структурных схемах, целостных относительно предметного представления процессов развития, и б) содержащих в себе механизмы разворачивания самих схем. Эти механизмы, знаковые или формальные в сути своей, должны быть еще проинтерпретированы в действительности, представляющей тот или иной реальный процесс развития предприятия или учреждения.

При этом устанавливается своеобразный параллелизм и даже совпадение в предметном понимании, с одной стороны, процедур формального преобразования и развертывания схем, а с другой стороны, реальных процессов изменения объектов, изображаемых схемами. И именно в этой предметной склейке (см. 1) схемы используются в нашем мышлении и в нашей полной мыследеятельности (МД).

2. В этой работе по предметному пониманию и толкованию схем предприятий очень многое зависит от того, какие категории мы используем в самых первых предположениях об объективном строении предприятий и учреждений, в частности, будем ли мы их рассматривать как моносистемы или как полисистемы, развертывающиеся сразу во многих процессах развития (ср. 2, 3, 4), и какие системные составляющие введем в полисистемное представление предприятия. Предварительный анализ показывает, что в системное представление предприятия должны войти, как минимум, следующие системные составляющие: 1) формальные структуры организации, 2) системы МД, 3) технологические системы, 4) системы воспроизводства деятельности, 5) коллектив предприятия, 6) клубные структуры (см. 5). И каждая из этих подсистем будет иметь свой набор процессов развития.

3. В дальнейшем из всех этих систем, составляющих полисистему предприятия, мы будем обсуждать только системы МД. Среди различных способов представления и описания систем МД важное место занимают позиционно-системные представления, элементы которых мы используем с 1961 г. (см. 6). Символические знаки индивидов в позиционно-системных схемах являются точками фокусировки и локальной центрации сложных многоэлементных представлений МД. Вокруг каждого такого знака собирается схема акта МД, которая затем может рассматриваться как структурная и, одновременно, как конструктивная единица при исследовании и описании систем МД. Из этих единиц могут собираться цепочки и полипроцессуальные системы МД, и на эти же единицы они потом разбираются (см. 7).

4. На множестве полученных таким образом актов МД разворачиваются разнообразные процессы, с одной стороны, становления или манифестации, а с другой стороны, изменения и развития систем МД.

Поскольку сами акты МД достаточно сложны и содержат много разнородных элементов, процессы развития МД также могут быть достаточно разнообразными: любой из фиксируемых нами в схеме элементов акта МД может начать изменяться, и это будет означать изменение самой единицы в целом. Отсюда специфические проблемы системного исследования и системного проектирования процессов развития систем МД; задачи теоретического исследования здесь будут состоять в том, чтобы определить формально возможные процессы изменения, или процедуры преобразования схем, а также возможные последовательности и связки, противопоставив их невозможным.

 

Литература

1. Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы// На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984.

2. Проблемы исследования систем и структур. М.: Наука, 1965.

3. Разработка и внедрение автоматизированных систем проектирования. М.: Стройиздат, 1975.

4. Наградова Е.Я., Щедровицкий Г.П. Категории моносистемы и полисистемы в прикладных системных исследованиях // Системный подход в геологии (теоретические и прикладные аспекты): тез. докл. М., 19686

5. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество // Дошкольное воспитание. 1964, №4.

6. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М.: Наука, 1967

7. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение // Проблемы семантики. М.: Наука, 1974.