(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)
Прежде всего мне бы хотелось выйти из поля интонационного программного напора. Потому что я следую своей, однажды объявленной, интуиции того, что такое Чтения — что это не место для программирования и программных вопросов, — ив этой модальности (несмотря на то, что она отменена директивно) буду двигаться дальше.
В программе, которая у вас на руках, мой номер называется «Пересмотр о деятельности». Пересмотр — re-vision, ревизия. При этом я должен сразу сказать, что это не я что-то собираюсь «пересматривать», но ввиду рефлексивности самой деятельности этот «пересмотр» происходит в ней самой. И можно было бы, перейдя в исследовательский, в ретроспективный залог, указать десятки точек, в которых эти пересмотры, попытки их были, объявлялись и что-то достигалось… Но мы постоянно отстаем или опережаем самих себя в отношении к онтологии этого вопроса, поэтому моя внутренняя ситуация — это ситуация поиска такого сюжетно-иконического реализма: что же в этом видении соответствует состоянию дел внутри деятельности тех, кто ее предпринимает, в рамках нашего понимания деятельности, которая и т. д. — в этой рефлексивно, рекурсивно замкнутой самой на себя цепочке. Поэтому я не буду излагать результаты какого-то пересмотра или предложения по этому поводу. Вместо этого я позволю себе обратить ваше внимание на несколько эпизодов (такой вот эпизодный, фокусный жанр). Примерно так, как бывает в следственных делах: все по эпизодам разбирается, а потому же суммируется по всем статьям в одну общую юридическую оценку.
То единственное отчетное издание, которое мне удалось сделать, имеет подзаголовок «Методологические продолжения и расширения». Вот это — жанр моей активности, той части моей активности, которая имеет, как мне кажется, некоторое отношение к методологии. Методологические предложения и расширения — то есть выход за пределы тех тематических, организационных, рефлексивных полей, которые как-то уже освоены.
Б.В. Сазонов на позапрошлых Чтениях высказал упрек в мой адрес, сказав, со ссылкой на мою переписку с Зильберманом, что если некоторые хотят заниматься психотехникой или психопрактиками, то Бог им в помощь, но это никакого отношения к методологии не имеет. Так вот, одно из расширений, которое я себе позволил и постарался обосновать, состояло как раз в том, чтобы показать, что там, где мы можем выделить какой-то автономный канал трансляции (наряду со знаковыми, машинными, институциональными и т.д. ит.п. каналами), там мы можем найти, определить и задать некоторую методологию. Психотехника, в этом смысле, базируется на автономном канале трансляции того, что первоначально я назвал «живой основой сознания» и что можно было затем идентифицировать в терминах гуманитарной психологии как психические реальности. И если мы обнаруживаем такой вот автономный канал трансляции, то на нем можно, по определению, задать свою методологию. Каковой, на мой взгляд, и была эта самая психопрактика. Я это привожу как пример расширения и продолжения тех конструкционных и идейных усилий, которые, на мой взгляд, являются наиважнейшими для круга людей, называвших себя методологами.
Итак, есть такой род активности — расширение и продолжение. Сами по себе эти расширения и продолжения не обращены к уважаемой аудитории как предложения, потому что положить, предложить, учредить ит.д. — это отдельный ряд интенциональных мыследеятельностей, которые способны вовлекать других в выявленные расширения или продолжения. В то же время, тот жанр, на который я ссылаюсь, — не монологичен. Скорее, он изыскательский. (Если вы помните, то одна из работ Георгия Петровича была посвящена проблеме изысканий, в отличие от исследований, разработок и т.д.) Вот есть такой изыскательский жанр. Это похоже чем-то на разведку полезных ископаемых, на разведку и картирование как самостоятельную фундаментальную деятельность — до того, как начнется возможная разработка этих ископаемых, их извлечение, а потом уже технологическая переработка во что-то общественно и технологически полезное.
Если не заниматься такой работой, полагал я, то происходит окукливание. Те самые поля, если их не пускать далее в севооборот, быстро истощаются, или на них начинается своего рода самоедство. До чего, собственно, в большинстве разделов — включая, между прочим, такой славный раздел, как образование — дело и дошло. В этом смысле позволю себе одну реплику в адрес только что произнесенной речи. Вопрос: «А где же искать партнеров? Неужто среди учителей, неужто среди земцев, которые в местных муниципалитетах?.. » — говорит о том, что эти поля как раз уже изъедены методологической молью и обескровлены. И не внутри самих себя, а самоедами-методологами, которые сначала густой слой своего методологического гумуса, который они так любят, наложили. Столько наложили, что оттуда уже не прорастает!
Расширение и продолжение — это поиск тех самых полей, на которые возможны переносы, так сказать, когнитивного севооборота. Для того чтобы затем, может быть, некоторые из них предлагать, учреждать, поставлять (в смысле «постава») ит.д. Это происходит либо самоходом: они просто «накатывают» в порядке вызовов нам, либо это наша деятельность: мы их разыскиваем, разыскания проводим.
Переходная точка между результатами разысканий и перечисленными интенциональными действиями предлагания, учреждения и так далее, такая своего рода точка перелома и является наиболее проблематичной. На нее я и обращаю сейчас внимание и первое из моих трех суждений: переходной точкой является точка ответственности и доверия. Только тогда, когда в этот момент ты действительно останавливаешься, делаешь «эпохэ», остановку, после того, как это изыскание проведено, и в этот момент — взятие ответственности за это, в ожидании ответного доверия. То, что Петр Георгиевич в другом контексте, вслед за то ли конфунцианцами, то ли за современным европейским проектостроительством, называет мандатом доверия. Да, есть между ответственностью и доверием тонкий момент, когда нечто будет признано, в том числе и в сообществе, как достойная область для методологической работы, а может быть отвергнута как не достойная область… А может быть отложено как стратегический запас или как некоторая возможность на будущее. Тут выборов много.
П.Г. Щедровицкий. Можно здесь реплику?.. Мне кажется, что отказ, с которого ты начал, — отказ от программной установки приводит к превращению самой идеи методологии в паразитарную рефлексивную структуру.
О.И. Генисаретский. Она должна быть отодвинута на «Чтениях». Не умеешь отодвигать — не умеешь останавливаться. Это и есть интенциональный «мачизм». Конечно, я против libidodominandi и libido doctorandi, то есть вожделения властвовать и вожделения учить. Я считаю, что на Чтениях есть смысл избегать того и другого. Уметь отходить. «Враг приходит — мы уходим, враг уходит — мы приходим» — один из тезисов Мао Цзедуна. Иначе будет безостановочное вращение, коловращение. И это «эпохе», эта процедура (процедурное действие) не есть прятанье головы в песок, но есть форма свободы и независимости от самого себя, потому что иначе ты становишься (ты в смысле каждый) одержимым, зависимым от активности. А зависимость от активности — это такая же зависимость, как любая другая. Например, как встречная ей и не менее тягостная «смыслозависимость». Те, кто тяготеет к такому осмыслительству, тот знает, до чего это гнусное и тяжелое бремя, когда, как поется в советской песне, «сколько смысла и значения вижу я теперь во всем». И деться некуда, сюда посмотришь — смысл, туда посмотришь — смысл. То же самое и с целями, с активностью, поэтому я об этом говорю как о процедуре. Впрочем, упрек принят.
Итак, после расширений и продолжений, я (если уж переходить в инфинитивы и к личным местоимениям первого лица) считаю для себя этот этап законченным, поскольку класс проектов под названием «Прометы и процепты» опубликован, доступен к обсуждению и открыт к вопрошаниям. Иное дело, что сообщество процедуру проблематизации не довело до персональной формы, не любит и не умеет задавать вопросы, не умеет спрашивать. По-человечески спрашивать — со смыслом и с намерением. Боюсь, что этого придется ждать долго. Призыв к признанию прав Другого, фундаментальное право человека, записанное в соответствующих уставных документах и конституциях, предполагает и это право на вопрошание и способность к нему, и то, что (по моей оценке) этого вопрошания не происходит, означает некоторое затруднение в данном обстоятельстве.
Вторая часть продолжений и расширений оказалась для меня более проблематичной, потому что расширения антропологические и экологические остались, как мне кажется, не принятыми и не замеченными в надлежащей мере.
Мне вместе со всеми пришлось участвовать в подготовке этих Чтений в течение месяцев трех, как минимум (а в общем-то, существенно дольше). И когда в одном из интервью меня спросили: «Какие идеи вас более всего вдохновили при встрече с Георгием Петровичем?», я для самоосвобождения от происходящего в этом процессе, для остановки, довольно жестко ответил: никакие идеи, вообще никакие. По той простой причине, что для меня все, что происходило в кружке с самого начала и происходит до сих пор, есть, в первую очередь, часть интеллектуального ландшафта города Москвы и страны. Есть такая реальность: интеллектуальный и когнитивный ландшафт. Мне эта реальность очень дорога, потому что я со студенческих времен испытывал чувство интеллектуального вакуума, и для меня оказаться в этих райских кущах, где плещется свободная мысль, было воистину счастьем. Это отношение совсем другого рода, чем бухгалтерия идей, каких-то концептов или проектов. Это среда жизнеобитания внутреннего человека, то есть для homo sapiens, человека умудренного, живущего мыслью, это — естественная жизненная среда, и сохранение ее есть важнейшая задача. И если проект методологии на это был направлен, то да, если я правильно понял Петра Георгиевича, сохранение ее в том числе и в проектной форме — безусловная ценность.
Однако кроме интеллектуального ландшафта есть еще ландшафт культурно-экологический, культурно-политический. Культурный ландшафт задается через трансляционную реальность, а не коммуникативную. И вот тут, в этом libido dominandi, по-прежнему таится некий подвох. Потому что — да, нужен Другой, но не в стиле управляемой демократии a laАдминистрация президента или телевидения, где «других» просто клепают, превратив это в технологическое клонирование, по заказу и под заказ. Другой, о метафизике и антропологии которого печется и Подорога, и стоящие за ним французы и прочие европейцы, — это другой Другой. Это не мне удобный Другой, не тот, который меня по моим правилам будет «общать» с собою, не тот, который будет, как интеллигенция в позднее советское время, выражать преданность партии и правительству в доступной для них, партии и правительства, форме… Очень часто работа с Другим вырождается именно в эту форму: вы со мной поговорите, но по правилам, которые я задал в этой ситуации. Так ни с земцами, ни с учителями, ни с теми, кто наследует культурный ландшафт нашей страны, разговаривать не удастся. Не удастся.
И вот тут вопрос об ответственности и о доверии переходит в совершенно другую плоскость.
Мы научились — благодаря тому, что деятельность считаем наделенной рефлексивностью — всё рефлексивное обращать в нее самоё, то есть в деятельность, мыследеятельность и т.д. В частности, один из последних схематизмов, который был проработан у нас в докладе про ограничения полномочий, они же функции, они же компетенции и т.д. (ряд этот можно продолжить), обращаем рефлексивно на саму реальность деятельности и мыследеятельности. Отсюда возник ход, который я со ссылкой на Иммануила Канта, у которого это называлось «юрисдикцией разума», обозначил как ход про правомочность мысли. Схематизм разграничения полномочий, будучи обернутым рефлексивно в саму деятельность и мыследеятельность, заставляет применительно к интеллектуальному, культурному и политическому ландшафту говорить о правомочности мыследеятельности в этих ландшафтах по отношению к тем реальностям, которые в них имеют место.
Так я понимаю смысл тезиса об ответственности и доверии.
Мандат доверия получается, он не печатается, как фальшивомонетчики печатают фальшивые купюры. Он может быть мандатом Неба, может быть мандатом избирателей, он может быть мандатом народа, он может быть мандатом божественным, человеческим, каким угодно, но это отдельная и достаточно хорошо проработанная процедура, особенно — в каноническом праве. Даже постановление Вселенских соборов не является последней обязательной инстанцией для членов церкви, если не произошла таинственная вещь — их рецепция. Как обретается мандат и как обосновывается правомочность того или другого с точки зрения этого принципа — это, действительно, один из поворотных моментов, который здесь нас ожидает.
Б.В. Сазонов очень помог мне в этом деле своими выступлениями на предыдущих Чтениях, указав на такую самоценность Московского методологического кружка, как свобода. Потому что один из ходов по обоснованию или обретению мандата ответственности и доверия — это апелляция к самоценностям, самоосмысленности, самоцелеполаганию, то есть самоопределению, и в конце концов — к самоцельности. Этакий целый куст рефлексивных, возвратных отношений, в которых самоценность является наиболее проработанной категориальной, или экзистентной, конструкцией. Я считаю одним из способов вопрошания об источниках доверия и о доказательности ответственности эту апелляция к самоценностям, в том числе и в первую очередь — апелляция к самоценности свободы.
Я упражнялся последние годы в формулировании лексем, которые древнеиндийски называются «двандами» (сдвоенными суждениями), стараясь найти языковой ход к выражению самоценностей. И, в частности, дошел до созначения самоценной свободы с самоценной естественностью, сказав однажды, что свобода — это естественность движения, а естественность — это свобода покоя. Тем самым я связал в этой дванде естественность со свободой самоценностными отношениями.
Итак, апелляция к самоценностям свободы, естественности — дальше можно продолжить — подлинности (которая является такой же двандической связью свободы и естественности) и совершенства. Свобода, естественность, подлинность и совершенство — пока класс эквивалентов этих самоценностных отношений я ограничу этим списком, для того чтобы перейти к завершению своего затянувшееся уже выступления.
Очень важным обстоятельством мне представляется то, что активистско-деятельностная направленность на будущее, связанная с про-отношениями — с проектированием, программированием и т.п., уравновешивается двандическими отношениями совершенства и тем, что Валлерштайн назвал «асимптотическими процессами» — процессами, сходящимися к неким состояниям достигнутого совершенства. В поисках того, почему развитие не является предельной ценностью методологии, я пришёл к выводу, что сопряжённой с ней самоценностью является самоценность совершенства, которая для нас, методологов, бесспорно, является одной из важнейших, что засвидетельствовано в нашем пристрастии к нормам, к нормативности, к нормостроительству, будь они логическими, юридическими, этическими, эстетическими или какими-то другими.
Как вы понимаете, дальше путь открыт в сторону модальной методологии, но это тема следующих каких-то годов. И это мне даёт надежду нато, что можно, сохраняя всю трезвость ума и жизнестойкость воли, тем не менее не впадать в зависимость от libido dominandi и libido doctorandi, то есть похоти власти и похоти учительствования.