Ф. Хайек
В статье делается попытка наметить основные понятийные фокусы и направления прикладных разработок в области становления хозяйственных единиц и хозяйственного предпринимательства, определить место и функцию собственности в этих процессах.
- Почему, зачем и как обсуждать эту тему?
1.1. Вряд ли найдется человек, все еще верящий, что базовые средства жизни могут быть обеспечены в условиях автаркного хозяйства (АХ), даже среди тех, кто отрицает идею прогресса или вообще любые изменения. Назрел переход, к народному хозяйству (НХ). Когда разрушены структуры воспроизводства дельности и трансляции культуры, когда хозяйство перестало отвечать своему назначению — созданию материальных условий удовлетворения необходимых потребностей населения, когда и смысл его — освобождение человека от вещности — во многом утерян, когда наше жизнеобеспечение оказалось под угрозой, смена типа хозяйства неизбежна. Это ключевая самостоятельная задача.
В то же время есть много проблем, связанных с экологией, конверсией и т.д. Но они являются специфическими и относительно самостоятельными в функционирующем народном хозяйстве, например западного типа. Для нас же прямое заимствование способов и средств решения (т.е. задачный подход к решению проблем) — экологический мониторинг, программа конверсии и т.д. — в лучшем случае есть пустая трата сил, в худшем — порождает новые проблемы и большие убытки. Ибо условия «не те»: нет народного хозяйства1.
Видимо, нам целесообразно рассматривать эту проблематику (наряду с молодежной, межнациональной, инженерной, образовательной и др.) в качестве разных способов выхода на одну и ту же задачу — становление народного хозяйства.
Эту задачу корректнее было бы сформулировать как изменение хозяйственной реальности за счет категориальных и понятийных разработок, конституирующих НХ как идеальный объект, и организацию на этой основе экспериментальных, экспортных, консультационных, образовательных работ, изменяющих хозяйственную ситуацию. В этом смысле и надо понимать выражение становление НХ.
Для чего нужны хозяйственные единицы, при каких условиях они существуют, что и кто должен делать для их создания? Есть ли и в чем состоит различие между хозяйственной единицей и предприятием, хозяином и предпринимателем? Что и как нужно делать (а перед этим помыслить), чтобы стать тем или другим? Причем здесь «собственность», и какие функции она исполняет? Равнозначно ли «владеть имуществом», «быть хозяйствующим субъектом» и «быть хозяином»?
Такого рода практические вопросы возникают при постановке и поиске способов решения упомянутой задачи. Ответы требуют, прежде всего, проявления понятия «собственность» наряду со многими другими широкоупотребительными в хозяйствовании понятиями. Понятия нам нужны для организации практических действий, но эту конструктивную функцию они смогут выполнять лишь после удовлетворительной проверки их содержания на адекватность поставленной задачи. Такая проверка крайне важна в условиях поворота от автаркного хозяйства к народному.
1.2. Предположения хозяйства. Понятие хозяйства. Нашу задачу можно было бы сформулировать как переход от «хозяйства без хозяина» к «хозяйству с хозяином». Но это — на феноменальном уровне. Что же касается содержания, то оно должно быть получено в некоторой форме мыслимости идеи хозяйства. Тогда станет ясно, от чего и к чему переходить. Но все по порядку. С чего может начинаться мысль о хозяйстве?
Вопрос о хозяйстве возникает всякий раз, когда налицо потребности, но нет материальных условий их удовлетворения (потребности возникают вне хозяйства и уж, конечно, не в силу «закона» роста потребностей, а как побочный продукт развития). Как видно, эта ситуация формируется на выделении и противопоставлении двух моментов: 1) человек с его потребностями и 2) внешние — природные — условия, которые используются в неизменном или преобразованном («вторая природа») виде. С этих двух точек начинает обсуждать хозяйство С.Булгаков: он ставит вопрос о том, как существуют человек и природа в человеке. За этими же моментами фактически стоят различия и противопоставления соответственно искусственного («И») и естественного («Е») — двух начал, двух категорий, с развертывания соотношений которых должны, как мы считаем, начинаться размышления о хозяйстве. У нас нет оснований предпочесть одно из этих начал другому и задать какие-либо приоритеты и иерархии. Поэтому предполагаем, что каждое из них надо рассмотреть как само по себе, так и каждое с точки зрения другого и в этом ракурсе выделить их содержания в определенной форме.
Естественное — законосообразное, необходимое. Искусственное – свободно, может быть, а может и не быть, «чье начало в творце, а не в творимом» (Аристотель). Применительно к хозяйству естественное предстает как механизм неизбежного повторения одного и того же, следования одним и тем же стандартам и образцам во времени и пространстве, т.е. как воспроизводство. Естественное вначале связывается только с циркадными ритмами, впоследствии — и с ритмами, имманентными «второй природе»2.
Искусственное же выступает как целесообразность, рациональность. Можно также мыслить их комбинации: воспроизводство рациональности и рациональность воспроизводства. Важно, что в обеих категориях — один и тот же объект, но с двойным отношением к нему: он воспроизводится как «Е» и рационализируется как «И».
Если теперь обратиться к реальности (феноменам) хозяйства, то первое, что можно заметить, — это рабочие, производящие процессы в объекте. Постольку потребности удовлетворяются постоянно, постоянно создаются и материальные условия их удовлетворения: производящие системы поддерживаются в работоспособном состоянии, ежедневно мы следуем установившимся нормам и правилам ведения дел и человеческих взаимоотношений. Поэтому второе, {а что следует обратить внимание, это : само воспроизводство, обеспечивающее длительное существование хозяйства. Сюда же мы включаем и социальную организацию, механизмы общения, рассматриваемые под углом зрения воспроизводства (жизни, действий, деятельности).
И, наконец, вовлекаемый в хозяйство материал всегда в недостатке, всегда дефицитен. Значит, необходимо разумно его выбирать, расходовать, преобразовывать, а также утилизировать и захоранивать отходы.
Кроме того, необходим известный порядок в структурах производства и воспроизводства, ибо производить следует не все, что попало, не из чего попало не как попало, а воспроизводить — не по воле случая. Иными словами, третье это организация, руководство и регулирование.
Хотя К. Бюхер, К. Менгер, М. Вебер, Н. Туган-Барановский, а также Дж. Гелбрейт, Й. Шумпетер и многие другие исследователи, и теоретики хозяйства явно не дают формулу хозяйства, а иногда и подменяют ее ответом на вопрос о назначении хозяйства, тем не менее, в их работах, особенно исторических описаниях, просматривается эта схема.
Получается, что идею хозяйства важно представить топической структурой: производящие системы, способы воспроизводства, типы рациональности. Но это значит, что хозяйствование как идея схватывается в деятельностном подходе, в его категориях. Кроме того, должна существовать некая рамка как средство осмысления, сборки и удержания содержания топов в такую целостность, которая представляет собой понятие хозяйства. Полагаем, что эта рамка принадлежит менталитету (рис.1).

Выявление конкретного содержания топов и рамки может дать понятие типа хозяйства. История хозяйства есть смена его типов и преобразующих хозяйство инициатив.
Далее, нужно выделить минимальную единицу хозяйствования, или хозяйственную единицу, несущую в себе все топы хозяйства. Вопрос, какой мыслительной формой представить хозяйственную единицу — системой, подсистемой, сферой и т.д., пока оставляем открытым. Хозяйственную единицу можно понимать как способ соорганизации содержания топов. Каждый тип хозяйства (за исключением вырожденных случаев) допускает разнообразие типов хозяйственных единиц и их представлений. Простейшая типология состоит в дихотомии: хозяйственные единицы, ориентированные в основном на воспроизводство и ориентированные на рациональность (что фактически повторяет веберовскую линию: традиционные и нетрадиционные общества). Типологию хозяйственных единиц можно развертывать и несколько иначе — по комбинациям преобладающих типов воспроизводства и рациональности. Но здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе, а попытаемся построить «полную (предельную) хозяйственную единицу».
Совокупность однотипных хозяйственных единиц назовем хозяйственным укладом.
Таким образом, хозяйство можно рассматривать дважды: двигаясь от содержания хозяйственной единицы к характеристикам укладов и рамке, в которой уклады могут быть связаны, соорганизованы в целое (исторический подход), или двигаясь в обратном направлении — от общей рамки к содержанию хозяйственной единицы (логический подход). Очевидно, в развертывании понятия хозяйства оба подхода взаимодополняют друг друга.
Топическое понятие хозяйства практично. Из него вытекает, что переход от типа к типу хозяйства есть смена рамок. Если удастся установить типы наличной и желаемой рамок хозяйства, то мы можем построить организацию для их смены и осуществить управление этим процессом. А замена рамок неизбежно ведет к переосмыслению и изменению содержания топов и хозяйственных единиц.
В понятие хозяйства не включаются моменты развития. Хозяйство может преобразовываться, расти, изменяться. Развиваться же способна констелляция хозяйства и особой искусственной надстройки над ним. Поэтому вместо развития хозяйства надо обсуждать его потенциальную способность войти в указанную констелляцию. Но тогда этот вопрос относится уже не к хозяйству, а к его типам: каким условиям должно удовлетворять содержание данного типа хозяйства, чтобы он мог включаться в констелляцию развития, оставаясь при этом тем же типом? Такая постановка вопроса означает, что надо обсуждать вопросы о развитии данного типа и о переходе к другому типу как разные. Задача становления НХ включает в себя оба эти процесса.
1.3. В новых условиях перестают работать многие установившиеся понятия, поскольку их содержание больше не соответствует новой общественной практике и они тормозят ее становление3. В рамках концепции народного хозяйства и с учетом нашего прошлого такие «понятия» далее в тексте квалифицируются как идеологемы — в память о том негативном смысле, какой придавали термину «идеология» придумавшие его Наполеон и К. Маркс с Ф. Энгельсом в «В немецкой идеологии». Опасность оперирования идеологемами в функции понятий та же, что и опасность жизни в иллюзиях. Они должны быть либо отброшены как несоответствующие реальности, либо наполнены новым содержанием. Мы и попытаемся это сделать.
Обсуждения вопросов власти и государственного устройства будем, по возможности, избегать. В суждениях на эти темы уже, мягко говоря, нет недостатка. Но главное заключается в том, что упомянутые вопросы задаются как бы из другой плоскости, не той, где протекают хозяйственные процессы. Источники власти, формы правления устанавливаются и существуют по своим законам, а типы хозяйства — по своим. Это разделение косвенно зафиксировал еще Аристотель, введя двухмерную таблицу «источник власти — цель власти». (Близкие типы хозяйства существовали тогда при разных формах правления.) Новейшая история также дает примеры независимости типа хозяйства от государственных структур и характера правления или отсутствия однозначного соответствия типа хозяйства источнику власти, как, например, в Чили, Южной Корее (5).
1.4. Смысл этой статьи и обсуждения понятия «собственность» в контексте сегодняшней ситуации состоит в попытке посильно приблизить возвращение страны к исторической хозяйственной жизни как самоценности. Историческая жизнь соотносится с бытием. Представляем бытие как связку (констелляцию) действительности с реальностью (рис.2), в рамках которой

(связки) развертывается изначально положенное «присутствие» человека в реальности (Хайдеггер), познание, замыслы действий и действия в реальности. Присутствие «предпонимает» реальность, приоткрывает ее сущности, содержащиеся в действительности в форме идей. (С.Булгаков: «Мысль рождается из
жизни».) «Экзистирующее присутствие» свободно, потому идеи есть не копии реальности, а ее мыслимые формы, делающие возможным познание (когда схватывают, отражают существование реальности в своих формах), прожектирование и изменение реальности (когда развертываются в замыслы, организацию, их исполнения и действия). В хозяйствовании происходит и то, и другое (С.Булгаков), действительность связывается с реальностью «в обе стороны». Сама же связь (то, что связывает) осуществляется через со-бытие: вхождение-в-бытие человека, совмещение-с-бытием и пребывание-совместно-с-бытием. В отсутствие события действительность и реальность существуют, но не бытийствуют. Таким образом, историческая жизнь есть жизнь в созидании бытия4, когда мы строим действительность и организуем события, составляя связку действительности с реальностью. В таком случае задача становления НХ сводится к построению действительности этого типа хозяйства и выяснению того, что может быть использовано как события, за счет каких способов и средств их можно организовывать и включаться в них со-бытийствуя. Со-бытийствование понимаем как развитие.
Хозяйственные события подготавливаются и инициируются хозяйственными предпринимателями, а осуществляются хозяйствующими субъектами. Невозможность осуществить хозяйственное событие воспринимается как историческая хозяйственная ситуация. Она свидетельствует о тупиковости данного типа хозяйства и для восстановления бытийствования ставит вопрос о смене типа.
И уже в контексте этой смены возникают две задачи: хозяйственная субъ-ективация и становление предпринимательства. Первая должна решить проблему существования НХ, а вторая — его развития.
Такое решение диктуется еще и необходимостью обосновать НХ. Исторический подход указывает на генезис и феномен существования, он как бы кладет перед нами нечто: вот такое произошло, вот такое получилось. Но могло ведь произойти и получиться другое. Из самого себя НХ тоже не обосновать. Остается, по-видимому, положить другое понятие, которое бы обосновывало НХ и само им обосновывалось. Выше, разделив НХ и развитие, мы уже стали на этот путь, неявно предположив, что вторым понятием является предпринимательство. Предпринимательство отрицает НХ, поскольку стремится его изменить и изменяет. Но и НХ отрицает предпринимательство, противопоставляя развитию воспроизводство и функционирование. В то же время НХ существует благодаря предпринимательству как его продукт, реализация, а предпринимательство без НХ теряет смысл. Таким образом, мы действительно получаем их логически устойчивую и самообосновывающуюся констелляцию — народнохозяйственный комплекс.
И еще одно замечание. Если мы говорим о переходе от АХ к НХ, т.е. фактически о преемственности типов, то нужно признать что какие-то элементы идеального АХ окажутся пригодными в той или иной функции и в НХ, хотя могут быть модифицированы и дополнены другими элементами — может быть изменена область их действия, соорганизация и т.д. Потому в некотором смысле становление НХ может трактоваться и как задача разборки прежней конструкции на материал и сборки новой конструкции с новым смыслом. Для этого нужен «понятийный конструктор».
В сегодняшней политике идеи возвращения к исторической жизни считаются консервативными. Нам, однако, они представляются единственной разумной альтернативой нынешнему положению вещей, по крайней мере, на период жизни одного-двух поколений, поскольку позволяют в случае реализации создать хозяйственный, культурный и политический базис общества (каналы воспроизводства и трансляции). Эту работу мы называем «советским развитием».
Представляется (как на основе анализа общей ситуации в стране, так и по результатам наших работ в сфере хозяйствования), что ставка на идеи возврата к прежним российским традициям, к опоре в хозяйствовании на те или иные исторические свойства национального характера несостоятельны: реально мы имеем дело совсем с другим человеческим материалом, с другим сознанием («советским»: «Люди потеряли совершенно способность понимать, что с чем вяжется и что кричит как нестерпимое противоречие» отмечал в предвоенные годы Г. П. Федотов), нежели то, какое имели в виду С. Булгаков, Н. Бердяев, Д. Лихачев и другие российские мыслители, обсуждавшие эту тему. Классические примеры других стран (ФРГ, Япония, Южная Корея), которые смогли исторически быстро построить современные хозяйства, опираясь на национальную специфику, как раз очень показательны, но, к сожалению, как контрпримеры. К моменту начала хозяйственного развития в этих странах национальные черты были актуализированы, несмотря на военное поражение («немецкий дух», японский культ семьи, стремление к целому и синекдохичность сознания, корейское трудолюбие), они жили на материале, именно потому и смогли послужить опорой хозяйственного развития. Вопрос о том, надо ли нам вести дело на восстановление нашей национальной специфики или прорываться к новой истории и новым горизонтам, оставляем открытым и полагаем, что осмысленно обсуждать его можно будет лишь после начала работ по созданию упомянутого выше базиса и получения на этом пути первых результатов. Эта работа, очевидно, требует немалых мыслительных усилий и революционных действий.
1.5. Полагаем, что понятие «собственность» многопланово. Введем четыре плана:
1) объектный, где собственность — необходимое, неслучайное,
2) план существования, или феноменальный, где собственность является в ходе функционирования народного хозяйства
3) исторический план, где прослеживаются изменения представлений о собственности, причинно вытекающие из конкретных обстоятельств; исторический материал должен быть схвачен подходящей мыслительной формой, а последняя положена в основание объектного представления,
4) ситуационный план, придающий осмысленность и перспективность нашей работе и содержащий моменты анализа ситуации, вытекающие отсюда практические задачи; новые работы и рамки назначения понятия. Учет ситуации заставляет также развертывать оппозицию «автаркное хозяйство — народное хозяйство» и уделять внимание вопросам перехода от первого ко второму.
Эти четыре плана вместе со способами перехода от одного плана к другому (в заранее неопределенной последовательности) и элементами СД-подхода [19] являются средствами нашей работы. В то же время результаты проработки содержания каждого плана в связи и в соотнесенности с остальными планами образуют целостную конструкцию искомого понятия.
- Задача хозяйственной субъективации
2.1. Автаркное хозяйство может быть описано системой, в которой основные процессы — производство и потребление, связываемые через распределение (в переводе с греч. — самоудовлетворение: термин подчеркивает особую устойчивость системы).
Автаркия — большая хозяйственная единица, повторяющая в масштабе государства структуру особой машинно-организованной производящей системы.
Первый принцип машинной рациональности — полное равенство объемов производства и потребления. AX — производственно-потребительская единица. Второй — полное знание о будущем, поскольку машина — естественное (или оестествленное) образование, и как она работала вчера, так будет работать и завтра. Третий — состав функциональных мест и организованности фиксированы раз и навсегда: части машины не могут менять свои функции.
Чтобы соблюсти первый принцип, нужны учет, контроль и планирование, включающее прогноз естественных процессов (рост населения, изменение природных условий, износ оборудования и т.д.). Планирование возможно, поскольку завтрашняя ситуация повторяет нынешнюю5. Дело это, однако, весьма трудоемкое и специфическое, потому выделяется специальная структура — аппарат, профессионально осуществляющий планирование и аккумулирующий знание о будущем (хотя на самом деле это — знания о прошлом, они составляют особую тайну 6). Здесь появляется руководство, следящее за надлежащим выполнением указанных трех функций, а через них обеспечивающее соблюдение принципов автаркии.
Оно иерархично, а отношения руководства (подчинение — командование) становятся тотальными, проникая и в социальную структуру как отношения доминирования.
Все части автаркии равны в своей машинности, а связи производственных единиц жестко закреплены. Связи отнюдь не кооперативны (хотя их так принято называть), поскольку принудительны. Также и то, что называют «торговлей», представляет в АХ не более чем механизм распределения, а отнюдь не регулятор обмена, ибо здесь нет покупателя и продавца, а только потребитель и производитель.
Оптимизация действия машины возможна и достигается не ситуативным (рыночным) регулированием, а организационно-техническим нормированием за счет принудительного упрощения, редукции труда в формах разделения и специализации в масштабах страны. Разумеется, этот способ оптимизации запутывает распределение и ограничен возможностями руководства (учета, принятия решения, контроля и стимулирования) и допустимым уровнем деградации смысла труда, который (уровень) еще выдерживают люди. О «производительности труда» здесь говорить не приходится, если производительным считать труд, имеющий для производителя смысл.
Равенство производства потреблению совсем не то, что соответствие затрат и результатов. Потому АХ изначально расточительно и при достаточно высоком уровне техники истребляет естественную среду обитания. Экологическая рациональность в машину заложена быть не может: если она есть, то вне машины, в назначении и способах ее употребления. Но места этому «вне» нет: машина тотальна.
Известно, что прибыль образуется не в производственной машине, а там, где замысливается новая потребительная стоимость, реализуется же она в обмене. В АХ же нет места ни тому, ни другому, стало быть, не может быть и прибыли («нормативная прибыль» — один из способов распределения по принципу всеобщего равенства), не может быть и накопления: все произведенное потребляется. Свободных, несвязанных ресурсов, использование которых могло бы пробудить новые потребности, нет. Значит, нет условий развития, не нужно и управления; распределение и прочие оестествленные процессы вполне обеспечиваются руководством. Раз нет развития, нет и одного из его результатов — научно-технического прогресса. Потому в производящей системе преобладает неквалифицированный труд, опирающийся на мощный социальный люмпенский слой.
В период становления АХ возможен простой рост степени удовлетворения стабильных потребностей за счет прошлых накоплений. Однако функционирование подвержено усиленной деградации из-за «стирания» матрицы воспроизводства. Из-за этого, а также в результате роста населения доля производственного потребления неуклонно повышается, образуются замкнутые производственно-энергетические циклы, работающие сами на себя. А стало быть, уровень жизни, в конце концов, с неизбежностью падает!
Самым уязвимым с социальной точки зрения местом АХ становится связь производства с потреблением: стоит ее только усложнить и запутать, а это неминуемо происходит при естественном росте иерархированной корпорации руководства, на содержание которой отвлекается все больший продукт, как производство теряет для производителя смысл. Фрустрация, абсентеизм и другие проявления отчуждения труда становятся нормой. Нет свободы выбора ни в производстве, ни в потреблении, ни в труде, так как будущее предзадано. Стало быть, не нужна и политика, а без политики нет общества. Социальная структура, соответствующая АХ, — большая община.
Смысл человека в машине сводится к тому, чтобы быть материалом, заполняющим места-функции, придуманные не им самим, иначе машина развалится. Свойства материала должны подгоняться под требования мест за счет упрощения, унификации, выравнивания индивидуальностей, чем и занимается идеология («незаменимых нет», «не боги горшки обжигают» и т д.), Этим достигается устойчивость машины. Плата — отсутствие в АХ ответственной позиции.
Отвечать — значит постигать и соответствовать сущности того, за что отвечаешь. Сущность наличествует лишь у целого. Но постичь целое, находясь в нем, на одном из мест-функций, невозможно. В частности, в АХ не может быть позиции, ответственной за воспроизводство в производительных системах — позиции хозяина. Поскольку эта позиция принципиально внешняя, а машина тотальна.
Как же тогда решается проблема существования АХ? Она и не решается, а разрыв производства — воспроизводства как бы переносится в другое пространство, где благополучно исчезает, — в пространство идеологии, где все возможно, Там нет видения и постижения целого, а просто постулируется их результат («быть по сему») — порождается квазихозяин: соответствие сущности машины за счет человеческой редукции без постижения сущности — квазиответственность7.
Идеология всеобщего равенства и «осажденной крепости», стремящейся к «светлому будущему» несет функцию квазирамки — иллюзорной рамки АХ. Раз-
рывая связь мышления с действием, она еще и замещает культуру в механизмах воспроизводства, а потому воспроизводится не деятельность, а борьба за потребительство и благоприятствующий ему социальный статус — место в социальной иерархии.
И мы приходим к «странному» выводу: AX — квазихозяйство, и наша жизнь на самом деле обеспечивается другим, параллельно существующим хозяйством -на остатках здравого смысла, в той мере и поскольку ему удается спонтанно отмежеваться от идеологических иллюзий. Впрочем, не совсем спонтанно: руководство в АХ намеренно допускает известную его меру. Отсюда островки действительной («теневой») экономики, науки, образования и т.п. Отсюда и «неточность» плановиков при балансировании производства — потребления, допускаемая ими не столько по техническим причинам, сколько из-за желания сохранить связь между своим благосостоянием и социальным статусом, ибо результат точного подсчета безличен, десоциализирует их иерархию, расторгая личные отношения8, и отнимает одну из возможностей распределения по своему усмотрению. Здравый смысл — вот действительная рамка параллельного хозяйства вне АХ и в то же время внутри АХ. Таково совместное существование двух рамок.
Тем не менее, машина не содержит причин своего разрушения. А поддержание ее работоспособности обеспечивается не через культуру (в машине нет деятельности, поскольку нет целей), а за счет машинообразного же построения социальных институтов9. Потому они легко сопрягаются с производственной машиной, образуя нерасторжимую производственно-социальную сцепку, самовоспроизводящуюся естественным путем за счет переноса социального опыта. Воспроизводятся опыт действий люмпенов и борьба за личные интересы. Последнее заставляет людей объединяться в устойчивые группы, выделяя главный -потребительский — интерес как групповой и принося ему в жертву все остальные интересы. Возникают социальные корпорации — «производственные коллективы» — во главе с лидерами, которые обычно являются производственными руководителями. Через лидеров социальные структуры оказываются накрепко «припаянными» к производству системой льгот и «дефицитов». Также и машинизированное руководство скреплено с производством, замещая его организацию и организацию труда. Социальная иерархия идеологически закрепляется ранжированием интересов (личные, коллективные, общественные): каждый интерес олицетворяется соответствующим уровнем иерархии. Так что, по сути, социальный статус понимается как административный статус.
Такая конструкция может существовать до тех пор, пока идеология оказывается устойчивой к неминуемому экологическому кризису и его последствиям, и воздействия со стороны внешних культур успешно пресекаются военной силой или компенсируются той же идеологией. АХ — идеологизированное (но отнюдь не политизированное, как многие считают, так что для нас есть задача становления политики, а не отделения ее от экономики) и милитаризированное хозяйство, в котором нет деятельности, а значит, не нужен и даже вреден механизм воспроизводства через культуру и образование.
Поэтому и культура, и образование в автаркии вырождаются соответственно в рекреацию и изучение функционирования на определенных местах в структурах производства, распределения и руководства.
В автаркии не происходят хозяйственные события, поскольку отсутствуют как предприниматели, так и хозяйствующие субъекты. Нет и исторического времени и истории, возможны лишь календарное время и летописи. АХ, не бытийствует.
Очевидно, «заставить» АХ бытийствовать принципиально невозможно, всякие серьезные «усовершенствования» в этом направлении неизбежно ведут к отказу от АХ. Призывы лечить наше хозяйство патриотизмом, твердым порядком и дисциплиной есть попытка заменить одну — дискредитированную – идеологию другой идеологией. Тип рамки и хозяйства не меняются. Отдавая дань ситуации, еще предлагается втиснуть в эту рамку западный опыт, но как чисто технический компонент хозяйства, т.е. сотворить этакую телегу с реактивным двигателем. Такое «совершенствование» возможно лишь в автарктном — иллюзорном — сознании, которое и существует за счет воспроизводства иллюзий в социально-производственном люмпенизированном слое. И последний упорно их отстаивает. Идеологема «защита социалистических идеалов» как способ хозяйственного возрождения также направлена на сохранение статус-кво и возможна там, где государство и хозяйство тождественны.
- Аристотель. Никомахова этика. — Сочинения. Т.4. М.,
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.,
- Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. [Б.М.],
- Вебер М. История хозяйства. Пг.,
- Вильчек Вс. Алгоритмы истории. — «Нева», 1990, № 7.
- Гегель Г. Философия права. М.,
- Гелбрейт Дмс.К. Жизнь в наше время: Воспоминания. М.,1986.
- Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М.,
- Казарновский А.С. К вопросу о структуре управления современным промышленным предприятием. Экономика и математические методы. М., 1976, № 2.
- Менгер К. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности. СПб.,
- Струве П. Критические заметки к вопросу экономического развития России. СПб., 1894,
- Туган-Барановский М.И. Основы политической экономики. Пг.,
- Туган-Барановский М.И. О кооперативном идеале. М.,
- Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.,
- Федотов ГЛ. Лицо России. — «Вопросы философии», 1990, №8, с.137-146.
- Хайек ФА. Дорога к рабству. — «Новый мир», 1990, № 9-12.
- Шанин Т. формы хозяйства вне систем. — «Вопросы философии», 1990, № 8.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.,
- Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задача развития проектировочной деятельности. — Разработка и внедрение автоматизированных систем проектирования. М.,
- G. Configuration as a Method of Structuring Complex Knowledge. — Siste-matics. 1971, March.
- Щедровицкий Г.П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта. — Системные исследования. Ежегодник М., 1975.
- Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание. — Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1986, М., 1987.
1 Интересно сравнить наши и американские публикации на тему конверсии. У нас акцент делается на вопросах новой потребительской продукции, использования наличных мощностей, производственной технологии, зданий и сооружений (естественно, с весьма пессимистическими выводами). Американцы обсуждают иное: предпринимательские инициативы, социальную защиту трудящихся, координацию отраслевых решений, организацию переквалификации и финансовой помощи конверсируемым предприятиям на федеральном уровне и т.п. Можно ли все это обсуждать в автаркии — вне и отсутствие народного хозяйства? О конверсии ВПК идет у нас речь или о смене его вывески, о новом идеологическом гриме? Дескать, вот вам первые результаты «конверсии»: потери технологии, квалификации, валового продукта… Не лучше ли оставить ВПК в покое? И другой ряд вопросов: как совместить антирыночные меры целого ряда указов и постановлений президента бывшего СССР с декларацией их назначения — стабилизировать обстановку и «перейти к рынку»? Если существуют приемлемые вненароднохозяйственные, нерыночные способы стабилизации, конверсии и решения других проблем, зачем тогда вообще нужен рынок?
То, что возникают такие патологические вопросы, само по себе говорит о наличии ситуации разрыва, или двойного сознания: позиции, из которых они задаются, должны бы принадлежать народному хозяйству и структурам его развития, но обращены они к агонизирующей, но еще живущей автаркии: диалог глухого со слепым — ответов нет. Но вопросы все равно стоят, и последний из них: следует ли «стабилизировать» такую ситуацию или нужно делать с ней нечто иное?
2 Наши давние исследования [9] показали, что производству свойственна своя квазиестественная ритмика, не совпадающая с природной. Исследования следовало бы продолжить, так как их результаты заставляют критически смотреть на принципы построения современных производственных структур.
3 Поистине, одну великую революцию предстоит нам совершить — революцию свержения ложных и лживых, пустых и выветрившихся слов, формул и понятий». «Задача сегодня состоит в том, чтобы начать называть вещи своими именами». Автор первого высказывания -Н.А.Бердяев, второго — М.К.Мамарпашвили. 1914-й и 1990-й! А в промежутке — 76 лет «простоя» исторического времени.
4 Хайдеггер говорил, что назначение человека -ходить (в смысле ухаживать) за бытием, оберегать его. Ответственность человека за бытие — один из принципов новой, строящейся картины мира (в теологической картине ответственность за бытие лежала на Боге, в естественнонаучной -на законах природы).
5 Возьмите любой план. Там увидите список работ или ожидаемых результатов, указание на место, время, исполнителей и (если план хороший) на ресурсы. Но все это можно расписать на основе опыта работы в стабильных ситуациях, которые план с поправками на прогноз естественных обстоятельств и воспроизводит.
6Автаркная идеология выражает эту «тайну» как последовательное улучшение «Живем мы весело сегодня, а завтра будет веселей».
7 Советские ученые, которые всерьез принимали эту «ответственность», потратили немало сил, чтобы ее обосновать и придать ей человекообразный вид (ср. тексты по «оргструктурам управления», «хозрасчету» и др.). В итоге они постоянно жалуются, что их рекомендации «не внедряются».
8 Вспомним, например, отказ Госплана работать по предложенному В.М.Глушковым методу сведения «народнохозяйственного» баланса за счет обращения на ЭВМ матрицы производство — потребление миллионной размерности. До изобретения В. М. Глушкова плановики объясняли невозможность сведения баланса техническими ограничениями.
9 Согласно М. Веберу, социальный институт — это общность, в которой человек попадает в силу независящих от него обстоятельств (происхождения, образования, получения наследства и т.п.) и которая функционирует на основе порядка, не устанавливаемого членами общности.