Файлы для загрузки:
- Аудиозаписи семинара
- Платформа последователей ММК и оргпроект участи в конференции ВШЭ по коммуникации
Платформа последователей ММК и оргпроект
участия в конференции ВШЭ по коммуникации
Данные тезисы предлагаются в качестве общих рамок «командного» выступления последователей ММК на конференции ВШЭ по коммуникации в июле с.г. Их смысл не в том, чтобы сдерживать творческую свободу авторов докладов, а в том, чтобы обеспечить презентацию наиболее общих, основополагающих моментов («ядра») позиции ММК как школы и интеллектуальной традиции с 60-летней историей.
При этом совокупность докладов «команды» ММК должна представить нашу интеллектуальную традицию по возможности полно и целостно, соотнося актуальные направления работы с вышеупомянутым «ядром».
Раздел «Парадигмальная позиция ММК» претендует на задание таких основополагающих (парадигмальных) характеристик, по которым нашу традицию будут узнавать в мире, о которых смогут писать иностранные авторы. В идеале признание оригинального вклада ММК могло бы выразиться в попадании в обобщающие монографии, учебные курсы и хрестоматии, в признании Г.П. Щедровицкого одним из «мировых классиков» и т.д.
Основной целью участия в конференции является включение в международную коммуникацию и презентация подхода ММК в пространстве такой коммуникации с прицелом на мировое признание.
По сопричастности могут реализовываться и другие цели, в частности:
- сравнительный анализ подходов к исследованию коммуникации, коммуникативных практик, технологий, институтов;
- продвижение в понимании «коммуникации», «науки», «трансдисциплинарности» и т.д.
- развитие международной коллаборации в поле коммуникативистики с выходом на совместные проекты (исследовательские, издательские, конференционные и т.д.).
Контекст, определяющий общность интересов
В современных коммуникативных исследованиях на Западе важнейшим трендом является выделение коммуникации как особого «поля» (field) комплексных исследований и разработок и формирование коммуникативного подхода как интер- или даже трансдисциплинарного[1]. Иными словами, складывается «системная ситуация», т.е. ситуация типичная для системных исследований, которую Г.П. Щедровицкий фиксировал в целом ряде областей социально-гуманитарного знания и пытался преодолеть за счет метода конфигурирования (программы построения семиотики, педагогики и т.д.) и практики организационно-деятельностных игр.
На фоне того, что в России (вне ММК) продолжают господствовать предметно-дисциплинарные исследования коммуникации силами лингвистов, психологов, социологов и т.д., описанная выше общность интересов и подходов между ММК и западной коммуникативистикой делает их (во всяком случае, потенциально) «приоритетными партнерами» по диалогу.
Набросок оргпроекта нашего участия в конференции
Наше участие в конференции задействует две организованности:
- Дискуссионная панель «Эпистемологические и методологические вопросы современного социально-научного знания и коммуникативных исследований как его составной части»;
- Секция «Системные и трансдисциплинарные подходы к организации и исследованию коммуникации».
Дискуссионная панель уже включена в программу конференции. В ней запланировано участие западных и российских исследователей и методологов. 6 человек – за «круглым столом», остальные – в зале.
От нас за «круглым столом» М.В. Рац, В.М. Розин и В.Г. Марача.
Модератор – О.И. Матьяш. Программа рассчитана на 90 минут.
Вопросы к обсуждению:
- Методология естественных и социогуманитарных наук: что их объединяет, и что различает (на примере коммуникативных исследований)?
- Постмодернизм и конструктивизм/социальный конструкционизм: влияние на современную методологию коммуникативных исследований.
- Есть ли у коммуникативных исследований понятийные основания? Проблема универсальных понятий и их конструирования в современной коммуникологии.
- Роль «практической теории» и проблема истины в современных коммуникативных исследованиях.
- Проблема диалога и сотрудничества между представителями разных методологических подходов в современных коммуникативных исследованиях: есть ли смысл договариваться?
- Практическая значимость коммуникативных исследований: коммуникативное знание для кого и для чего?