eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Проблемы объективации, субъективации и онтологизации в историческом подходе.

Никитин В.А.

(К постановке вопроса о выделении концепции истории у Г.П.Щедровицкого и в ММК на фоне сравнительного анализа с концепциями Школы Анналов и других авторов).

 

Содержание:

Предисловие 3
Введение 3
Раздел первый. ПОДХОДЫ    6

В чем задачи раздела

6

Идея истории

6

Характеристика подходов 

8

Онтология исторического подхода

12
Раздел второй. СРАВНЕНИЕ 19
Раздел третий. К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ВКЛАДА Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО И ММК В СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА 24
Примечания 26
Литература  31

Этот мир существует в истории. Он – исторический… Признание исторической или исторически развивающейся субстанции заставляло менять… основные категории... История есть... не натуральный, не естественный процесс; она есть кентавр-процесс, т.е. процесс искусственно-естественный…Одним из важнейших факторов исторического процесса становится целевое человеческое действие.

Г.П.Щедровицкий 1989 год.

Предисловие

Не все люди живут в истории. Я даже скажу больше: очень немногие люди живут в истории.

До недавнего времени большинство людей, принадлежащих к европейской цивилизации, жили в рамках исторической культуры – то есть были уверены в том, что обладают прошлым, которое подчинялосьнекоторому   закону, обеспечивающему им уверенность в благополучном будущем.

Это прошлое было структурировано т.н. историческими событиями и привязано к универсальной хронологической сетке. Сложилась корпорация людей, которые поддерживали эту структуру и делали ее легитимной  в глазах общества. Эта глубоко уважаемая мной корпорация профессиональных историков приватизировала право судить об истории – и в этом ее сила, подкрепленная научной традицией и школьными учебниками; и в этом ее слабость – она не может сегодня даже осознать, в чем  заключаются вызовы ситуации, которые ставят под сомнение не только версии истории, но и необходимость и актуальность исторического подхода в целом.

Ответы на вызовы историческому подходу лежат не в рамках принятых в корпорции историков методов, они могут быть осознаны только теми, кто прорвался к истории, отрефлектировал свой прорыв и потом, в коммуникации с другими, перевел отрефлектированное в культуру.

Я думаю, что ГП был одним из тех, кто жил в истории и отразил пребывание в ней в своем учении. Мне посчастливилось быть захваченным его движением,  и по сопричастности я понял нечто о возможном отношении к истории.

 

Введение.

Стремление описывать события с точки зрения истории весьма распространено в европейской культуре за последние несколько веков и прочно укоренилось в школьной традиции и науке. Мы ведем начала истории от античности и настолько привыкли употреблять определение                «исторический», что подвергнуть сомнению актуальность или осмысленность исторического подхода весьма не просто. Однако такие попытки делались философами уже неоднократно, и сегодня опять широко обсуждается кризис  исторической науки. (98).

Утверждение Ф.Фукуямы о конце истории в связи с полной победой одного принципа миропорядка очень быстро было опровергнуто самим ходом событий в мире. Стала популярной концепция борьбы цивилизаций С.Хантингтона, но она не соответствует реалиям и тем более проектам глобального мира. И. Валлерстайн, анализируя глобальные тенденции, заговорил о начале нового «осевого времени» и  о необходимости иметь  адекватным новым задачам исторический подход (86)

Попытки выхода из кризиса видятся в сосредоточенности на внутренних методологических проблемах анализа и способов интерпретации исторических текстов, в том, чтобы сделать основным объектом исторического исследования изучение сознания самих историков (108). Думаю, что на этом пути проблему не соответствия между вызовами глобализма и возможностями исторического подхода не решить.

Мне представляется, что работы Г.П.Щедровицкого, других членов ММК и методологического движения дают основание указать на новые возможности исторического подхода и дают средства осмыслить, в чем проблемы современных исторических концепций.

Среди самих участников методологического движения нет единодушия в оценке вклада ГП и ММК в методологию и философию истории – взгляды разделились от отрицания актуальности темы истории в деятельности ММК вообще, до признания того, что в нем была сформирована новая парадигма истории (21).

Стало очевидным, что указание на многочисленные тексты с анализом оснований или особенностей употребления исторического подхода, истории, исторических исследований и тому подобное в работах ГП или других методологов доводом не являются. Мои наивные попытки работать на уровне сравнения текстов ГП и, например, представителей Школы Анналов с целью продемонстрировать достижения ММК в разработке иной концепции истории оказались не состоятельными.

Выявилась необходимость задать такое представление истории и исторического подхода, которое бы дало возможность обсуждать разные концепции и выделять их особенности. Другими словами сформулировать идею и онтологию исторического подхода, так как готовых образцов не оказалось. ГП неоднократно говорил, что сравнительные исследования надо начинать с построения модели или онтологической картины и даже самая неудачная онтология для продвижения мысли важнее и эффективнее чем долгая и кропотливая работа с материалом.

И я следую этому правилу вынужден отбросить на время материал (который уже осел во мне вопросами, темами, образцами) и заняться конструированием исходных представлений, с ужасом и почтением взирая на уже произведенные в веках попытки великих философов и добротных ремесленников.

К сожалению, к ним можно и необходимо относиться, но нельзя использовать в готовом виде, так как я, рассмотрев их, принял, возможно, ошибочно, допущение, что исторический подход как таковой еще не оформлен - история составляла всегда часть других подходов. Возможно, после проведения исследования я пойму, что только повторил уже сделанное, но это будет потом и тогда будет написан другой текст о внесении новаций в этот давно становящийся подход.

К.Поппер сконструировал историцизм как научную версию историзма, но так и не сформулировал, в чем состоит исторический подход. И.Валлерстайн указал на новые вызовы истории, но не на то, в чем состоит новый подход.

Петр Щедровицкий показал возможность прорваться к формулированию проблем исторического подхода через анализ проблем онтологизации и объктивации в нем, и я следую его рекомендации (21).

Это означает выяснения вопроса, как строится объект истории и какие онтологические представления этот процесс определяют.

Целью данного исследования является построение таких представлений об истории и историческом подходе, которые дадут возможность сравнивать различные концепции исторического подхода и выделить вклад Г.П.Щедровицкого и ММК в развитие исторической мысли.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • Выделить идею истории.
  • Определить место исторического подхода в ряду других подходов.
  • Указать принцип отбора подходов.
  • Построить онтологическую картину исторического подхода.
  • Выделить основные проблемные узлы в онтологической картине.
  • Соотнести эти узлы с разными способами онтологизации, субъективации и объективации в историческом подходе.
  • Соотнести эти способы с разными концепциями исторического подхода и выделить особенности исторической концепции Г.П.Щедровицкого и ММК.

По жанру представленная работа - это предварительная методологическая проработка темы на уровне постановки проблемы.

Продуктом такой работы является гипотеза об устройстве исторического подхода, особенностях концепции истории в ММК и основные положения исследовательской программы по определению вклада Г.П.Щедровицкого и ММК в развитие исторического подхода.

Понятно, что обширный материал, как по истории ММК, так и по пониманию истории у других авторов взят очень грубо и фрагментарно – более глубокий и последовательный анализ является задачей последующего исследования.

Методологической проблемой исследования является нахождение общего место сопоставления исторических концепций и понимания развития в Школе анналов и исторической школе Г.П.Щедровицкого или школе ММК. Есть ли оно вообще? Если есть, то как его представить?

Я сознательно и, возможно, впервые в литературе употребляю словосочетание «Историческая школа Г.П.Щедровицкого или историко-методологическая школа ММК», что на первый взгляд, противоречит фактам и традиции. Для этого есть понятное объяснение:

В связи с тем, что история в СССР была еще более идеологической областью, чем даже философия, никакие серьезные исследования истории были невозможны. Как философы в логике, так историки искали в истории Античности или Средних веков убежище от идеологического пресса.

Г.П.Щедровицкий, который рамку истории считал одной из важнейших и сам мыслил исторически (т.е. имел персональное отношение к истории и в ней самоопределялся) применил еще более изощренную и редкую форму возможности мыслить исторически - он работал над логикой и методологией истории. Этот план истории подавляющему большинству историков просто не доступен, а для тех, кто эту проблематику формировал, более важными казались вопросы анализа источников или свидетельств, чем логики исторического мышления.

Но именно здесь, а не в сочинениях на исторические темы надо искать суть и формы реализации исторического подхода у Г.П.Щедровицкого и ММК. Однако, если взять работы ММК, то сложится и значительный корпус историко-аналитических работ.

Текстов, которые содержат прямое обсуждение вопросов методологии и философии истории в ММК всего несколько (Грушин, Г.Щедровицкий, Генисаретский, Мамардашвили, Левинтов, Рац, Никитин); гораздо больше текстов с обсуждением оснований предметных или предъявлением профессиональных историй (Кузнецова, Розин, Пископпель, Копылов, Глазычев, Раппапорт, Грязнова, Яровой, Мацкевич, Меерович...) или с обсуждением отдельных проблемных вопросов истории (П.Щедровицкий, Попов, Громыко, Зинченко, Дубровский...). Следует также включить тексты, посвященные проблемам традиции и наследия, в основном, сосредоточенные вокруг темы этнометодологии (Л.Щедровицкий, Ракитянский...). Все эти тексты могут служить как свидетельством внимания к истории, так и основанием для реконструкции концепции истории в ММК.

Понимание истории в ММК не было однородным и представляет некое конфликтное поле, что являлось одним из механизмов развития ММК. Различия размещались от полагания истории в чисто логических формах (Грушин) до акцента на историческое сознание, воображение и традицию (Генисаретский), от построения многошаговых генетических реконструкций (Глазычев, Никитин) до признания за историческим модуса случайного (Мамардашвили).

Школа Анналов пригодна для первичного сравнения потому, что в ней вопросы методологии истории рефлектировались и обсуждались, хотя и в очень «предметной» форме. Возможно, важным результатом исследования будет выяснение того, что необходимы другие члены сравнения и Школа Анналов не адекватны уровню поставленных задач.

 

Раздел первый. ПОДХОДЫ

В чем задачи раздела

Как определяет философский словарь «подход – комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или организации жизни и деятельности людей... О ставшем или становящемся подходе можно говорить только тогда, когда объявлены или обоснованы его принципиальные отличия от иного подхода, хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов; в синтагме (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания); прагматике (цели, ценности, задачи, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы)». Автор словарной статьи указывает на то, что когда подход состоялся, то он становится нерефлектируемым адептами подхода и как бы натурализуется, и для того, чтобы подход развить или заменить следует научиться производить «расподхоживание» по аналогии с гегелевским распредмечиванием. Вот эти процедуры расподходживания и реконструирования для определения устройства и функций исторического подхода я и буду пытаться осуществлять в этом разделе исследования (15).

 

Идея истории

По поводу того, что есть история, написано очень и очень много. Я не ставлю себе целью обоб­щить и систематизировать написанное – даже произведя этот гигантский труд, я все равно не продвинусь в выделении исторического подхода, так как в формализованном виде в этом множестве текстов он не представлен. Есть основополагающие различения Гегеля и Канта, прекрасные историософские сочинения Карсавина или Ясперса, методологические размышления Коллингвуда или Поппера, методические анализы и предписания работы в рамках научного предмета крупных историков, таких как Гуревич, но сам подход в том виде, как его формулирует автор статьи в философском словаре, я не встретил. Возможно, это недостаток моего образования или эрудиции, но строить представление о подходе придется самому, безусловно, опираясь на массив наличных идей и текстов.

Первое, что мы должны установить для себя – история это естественное или искусственное образование – так от этого зависит и то, что есть объектом истории и, то какова позиция человека по отношению к ней. Роль различения естественного и искусственного для семиотических систем (а история есть по типу система семиотическая) была обозначена и прописана в ММК (12).

Г.П. отвечает, что история относиться к «кентавр-образованиям» – она естественно-искусственное образование, что означает, что история порождена человеческой деятельностью и мышлением и одновременно выступает естественной средой для них.

Если принять такую трактовку, то история как особый вид деятельности и мышления (мыследеятельности) возник как попытка решить какие то принципиальные и повторяющиеся задачи человеческого существования – то что приходиться делать часто, передавать другим и по отношению к чему строить свое поведение. Однако – это не есть повседневная деятельность, не то, что приходиться делать внутри обособленных групп, так как история появляется не везде и, как я утверждал, большинство людей прекрасно без нее обходятся.

Все трактовки истории указывают на связь идеи истории с идеей времени. Особенно часто связывают историю со временем прошедшим, но такое жесткое отнесение истории только к прошлому признают далеко не все.

Я полагаю, что идея истории выкристаллизовалась тогда, когда пришлось соотносить в результате столкновений и приводить к какому то единству конкретные времена, в которых живут отдельные группы людей. Вспомним, что отец истории Геродот написал свое сочинение о греко-персидской войне, сделав попытку сопоставить и тех, и других.

То, что люди, социальные и этнические группы живут в своих собственных временах (хронотопах – уточнил бы последователь М.Бахтина), антропологам или социологам давно известно, но что происходит, когда такие группы сталкиваются и пытаются построить совместное сосуществование на уровне понимания или законов, описывается редко. Известное описание того, как европейцы ассимилировали южноамериканское племя борорро за счет разрушения у них пространственно-временного каркаса жизни, данное Леви-Строссом, один из таких случаев.

Однако такие столкновения в разных масштабах происходят постоянно. Например, О.Розеншток-Хюси сам феномен образования описывает как столкновение и соотнесение времени учителя и времени ученика (119).

Идея истории и есть разработанный в европейской культуре способ синхронизации (см. прим. 1), в результате или под влиянием конфликтов, разных «исторических» или социальных времен (прим. 2). Способ этот состоит в том, что поверх конфликтующих времен выстраивается новое общее времяпредставление, сохраняющее гетерохронность в строении целого.

Идея истории строится на ряде фундаментальных допущений:

  • Общество и человек меняются
  • Это изменение не является циклическим.
  • Оно полагает начала и концы.
  • Процесс изменений открыт для разных возможностей.
  • Идея предполагает возможность вмешательства человека в процесс изменения общества или человечества как единого целого.
  • Идея развертывается от истории всего (природы, космоса...) к истории рефлексивных организованностей.
  • Идея развертывается от истории, преимущественно, социальных изменений к изменениям интеллектуальным.
  • Идея истории развертывается в пространстве идеального.


Но история не единственный способ достичь единства, и в европейской культуре есть другие подходы, в которых идея соотнесения разных времен не является ведущей, а только вспомога­тельной – идеи родства, иерархии, единого видения лежат в основе этих других подходов.

Рис 1. Идея истории

Построение нового объединяющего времяпредставления и есть содержание исторического подхода.

Процесс глобализации не только приводит к единству, но и резко усиливает и ускоряет процесс разложения старых общностей на подвижные дискретные организованности. Он сделал задачу синхронизации старых культур и цивилизаций и новых социальных групп не только острой, но даже витальной для будущего человечества и, в частности, для европейской культуры, и отсюда ощущение кризиса истории – существующие средства синхронизации, за счет традиционных форм понимания истории, стали неэффективными.

Появился другой способ установления единства – новостной, который за счет международных новостных сетей задает разным странам и народам общую единовременную картину мировых событий и этим включает всех в единое мировое время. Однако новостной подход по сути отказывается от синхронизации, заместив ее гомогенизацией времени за счет сведения его к множеству дискретных точек-событий. Новостной способ отбрасывает и замещает частные локальные времена. Он навязывает всем отобранные по определенным критериям явления, обозначаемые, как событие и новость, создавая тем самым общее универсальное время. Завтра это будут другие события, но принцип предъявления новостей воспроизводится постоянно.

Новостной способ является весьма эффективным, но следствием его широкого применения является информационная и культурная гомогенизация человечества, что исключает в итоге разницу потенциалов культур и возможность развития, потерю возможности отвечать на новые вызовы.

В этом смысле способы исторической синхронизации являются предпочтительными – они сохраняют в том или ином виде (это зависит от концепции и осмысленности истории) исходные временные образования и, соответственно, сохраняют потенциал развития.

Я полагаю что, оформление исторического подхода является необходимым ответом на формирование информационного подхода, и в этом конфликте, а не в междисциплинарных отношениях в науке, проясняются его сегодняшние возможности, ограничения и характеристики.

Характеристика подходов

Каждый из выбранных для сравнения подходов решает по-своему проблему установления единства разных социо-культурных групп, и в каждом из них в служебной функции употребляются способы синхронизации и элементы истории.

Мифопоэтический подход устанавливает единство племен в символическом пространстве единой теогонии и систем родства (боги из разных племенных мифов входят с иными функциями в эту общую семью), изменения представляются как следствие деяний героев – так, например, герой Тезей, создал законы для установления мира между городами-государствами, а Геракл установил обычай Олимпийских игр.

Главными носителями подхода являются пророки и поэты. В мифах свернута память о бывших событиях, что доказали археологические достижения Шлимана и Эванса. Отсюда и современная традиция видеть за мифами историю.

Язык символов составляет инструментарий подхода. Ограниченность подхода проявляется тогда, когда сталкиваются ставшие, устойчивые мифопоэтические системы, и нет возможности построить новую эффективную социально общую мифологию. Эта ограниченность была снята теологическим подходом. Например, Св.Владимир, решая задачу объединения славян, сначала строит новый общий пантеон, но это не срабатывает, и он принимает христианство как более мощное средство достижения единства.

Теологический подход (в христианстве) устанавливает единство за счет идеи единого Божьего порядка и Божьего мира. Аврелий Августин предложил концепцию линейного разворачивания времени от создания мира до дня Страшного суда и расположил в ней изменения человеческого общества. Человеческая история была описана как борьба вокруг идеи спасения двух градов – Небесного и Земного. Августин признал принцип предопределения основой человеческой истории, а ее смыслом – осознание воли Бога и следование ей. Позже эта линейность истории была подтверждена хронологией «от Рождества Христова». Дионисий Ареопагит устроил Божий порядок на принципах иерархии. Эта мощная система соотнесения объединила огромное количество культур и народов в рамках христианского мира.

Язык догматов и логика схоластов составили инструментарий подхода.

Теологический подход освоил и ассимилировал достижения и средства мифопоэтического подхода. Ограниченность теологического подхода проявилась при столкновении ставших монотеистических систем (версий христианства и мусульманства в период становления колониализма). Ограниченность теологического подхода была снята формированием научного подхода.

Научный (естественнонаучный) подход явился редукцией теологического подхода. Подготовили этот сдвиг такие мыслители как Ньютон и Лейбниц, люди глубоко религиозные, выдвинув принцип предустановленной гармонии и поиск законов организации Природы как объекта, в отличие от Бога, доступного человеческому познанию. Лаплас уже окончательно исключил идею Бога из идеи Природы. Единство в научном подходе обеспечивается общей научной картиной мира. В научном подходе была сформирована предметная форма организации и история стала одним из научных предметов. Правда, предметом достаточно сомнительным с точки зрения оснований научного подхода. Ученые и философы так и не пришли к общему соглашению о специфике истории как предмета – различение универсальных и единичных знаний и, соответственно, объектов так и не стало достаточно фундированным.

Как настаивает И.Валлерстайн, столкновение традиционной научной парадигмы (на основе идеи предустановленной гармонии и универсальных законов) и кризис единой картины мира (в условиях деколонизации) с парадигмой неравновесных систем, в которых не работает идея закона и в которой порядок возможностным способом становится из хаоса, приводит к необходимости по-другому взглянуть на общественные науки и историю (87).

В противопоставление научному подходу формируется новый подход – информационный новостной (гомогенизация обеспечивается единовременностью, подкрепленной едиными стандартами функционирования информационных систем). Эффективность информационного подхода обеспечивается подвижными комбинациями в виртуальном пространстве всевозможности сочетаний дискретных смысловых и социальных единиц.

Полагаю, что формируется и собственно исторический подход, в котором реализуется принцип синхронизации в идеальном пространстве (в котором развертывались теологический и научный подходы) за счет фокусировки и связности разных исторических времен в локальных историях.

Гипотеза исследования состоит в том, что именно работы Г.П.Щедровицкого и ММК определяют возможность выделить исторический подход как самостоятельный.

Но для этого необходимо сделать решительный шаг и заявить, что исторического подхода как такого сегодня еще нет, а есть только проявления его в форме отдельных средств в рамках других подходов – как канвы мифов, теологии спасения, научного предмета, материала и фона предъявления новостей.


Рис 2. Генезис основных подходов в которых реализовалась идея истории.

 

Различные подходы сегодня сосуществуют в едином пространстве европейской культуры и включают в себя элементы, взятые из других подходов, что весьма затрудняет их анализ и сопоставление (рис.3) Это взаимопроникновение подходов является условием их развития – способы действия и накопленный материал одного подхода становятся ресурсом, материалом для других. Так новостной подход очень много взял из мифопоэтического по способам работы и языкам, а достижения научного подхода использует как материал представления новостей.


Рис.3. Топика и взаимодействие подходов.

Каждый подход был актуализирован в ответ на историческую ситуацию и вписан в определенный тип культуры. Генезис этих исторических этапов показан на рис.4.


Рис.4. Генезис типов культуры и подходов к установлению единства времен

Методологическая рефлексия делает возможным процедуру «расподхоживания» и выделенные средства и инструменты из разных подходов могут употребляться в решении социо-культурных задач в виде самостоятельных функциональных единиц. Поэтому если отойти от идеи генетического выведения подходов, то они могут рассматриваться как сборные и разборные комплексы средств, соединенные конструктивно под определенные задачи и объединенные в целое базовым принципом или принципами. Так процедуры научного подхода, если отказаться от идеи закона, могут выступать аналитическими инструментами в историческом подходе, уже работая в решении задач синхронизации в рамках принципа выбора (Рис.5).

Рис. 5. Принцип перефункционализации средств из разных подходов в рамках решения социокультурных задач.

Онтология исторического подхода

Требования к онтологической картине

Онтологическая картина исторического подхода должна:

  • ­в основе своей содержать способы решения задач синхронизации и соответственно произво­димых при этом действий, которые вызвали изменения старых способов синхронизации;
  • определять возможность удержания тех хронотопов, которые подвергаются синхронизации, в собственных или особых формах;
  • быть подвижной как по структуре, так и по объекту (это требование сформулировал по отношению к формам исторической работы Г.П.Щедровицкий – «подвижное в подвижном»);
  • содержать как ситуации изменений, так и формы фиксаций изменений для трансляции (принцип помещения схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры в обвод истории предложил Г.П.(см. прим.3);
  • содержать социальные характеристики, задающие формы нормирования изменений и их культурных фиксаций;
  • содержать рефлексивный обвод и рефлексивные переходы между элементами картины как возможность реализации принципа выбора.

Эти минимальные требования сформулированы из мыследеятельностного подхода, в рамках которого работает автор исследования, и в этом смысле его позиция как конструктора не есть и не может быть нейтральной.

Прорисовка онтологической картины

В основу картины положен принцип искусственного формирования объекта – объект есть особая прорисовка проекций с основных плоскостей или досок изображения позиций и функций порождения. Этот принцип противопоставлен принципу признания объекта существующим в «реальности» и способу снятия с него предметных проекций

Три основные функции – субъективация, окультуривание и социализация исторического действия разнесены по разным доскам.

Вся структура в целом помещена в рефлексивный обвод, который обеспечивает целостность и полноту картины, а также задает возможность работать с самой онтологией, корректируя ее при необходимости (рис. 6–7).

На каждой доске обозначены основные позиции, которые в совокупности обеспечивают базовую функцию закрепленную за плоскостью на картине (рис. 8–11).

Способы использования онтологической картины

Онтологическая картина дает возможность обсуждать:

  • Представление о способе объективации – является объект уже сформированным, «естест­венным», или он порождается в процессе взаимодействия и коммуникации многих позиций.
  • Статус позиций – участвуют их носители в самом процессе формирования объекта и его развертывания или они есть пассивные наблюдатели.
  • Полноту представления процессов истории в той или иной концепции истории.
  • Замкнутость и обособленность позиций, наличие или отсутствие рефлексивных и функциональных связей между позициями.
  • Наполнение позиций (представления, средства, инструменты ...).

Основные уровни и узлы возможных в историческом подходе проблем и конфликтов

  • Уровень проблематизации подхода на уровне онтологической картины и принципов.
  • Уровень проблематизации основных функциональных отнесений.
  • Уровень проблематизации полноты и связности.
  • Уровень конфликтов между позициями.
  • Уровень конфликтов в формах наполнения позиций.
  • Уровень несовпадения форм представления объекта.
  • Уровень проблем вынесения продуктов и результатов вовне подхода.

 

Рис 6. Основные элементы и процессы онтологической картины исторического подхода

Рис. 7 Основные функциональные позиции

Рис. 8. Позиционная раскладка плоскости субъективации

Вопросом, вокруг которого ломаются копья тех, кто принимает исторический подход, есть вопрос о том как люди попадают в историю – волей высших сил, проникновением в связь явлений, действием по изменению мира...

Кто и как входит в историю? От ответа на этот вопрос зависит сама возможность обособления исторического подхода. Если входят «они», а мы только описываем, как они действовали или думали, то для этого не надо изобретать велосипед – это решается в научном подходе. Но если вхожу «я»и «мы» – то тогда действительно нужен новый подход (прим. 4).

Есть традиция разделять деятеля и историка – вспомним Нестора-летописца у Пушкина. Деятель действует – историк оценивает. Есть критика позиции историка как ложной и вторичной именно потому, что он отделен от политика, от осуществления власти, и есть только ее тень и инструмент (прим. 5).

В историческом подходе деятель историчен и по процедурам указанным на рис. 8, и по содержанию. Включение процедур субъективации в онтологию исторического подхода наиболее явно отличает этот подход от других, в которых исторические средства описания употребляются уже по отношению к произведенным действиям (см. описание основных процедур в прим. 6).

Именно субъективация определяет возможность человека иметь историческое отношение к себе и к другим, предкам и потомкам. Она делает реальным следование принципу выбора и придает смысл истории (прим. 7).

У Г.П.Щедровицкого много текстов с указанием на первостепенную важность и основные формы субъективизации (прим. 8).


Рис 9. Позиционная раскладка плоскости окультуривания

Выделение средств фиксации произведенных действий в культуре есть наиболее проработанная в методологии и методиках исторических исследований тема. Однако четкая проработка основных форм и процедур окультуривания у историков не проведена. К тому же в англо-американской традиции принципиальной разницы между культурными и социальными процессами не проводится. Существует традиция отождествлять по функции культуру и память.

Локальные истории, которые начинают формироваться в процессах субъективации и реализации действий, в пространстве окультуривания кладутся в связности другого масштаба – мировые истории.

Рис. 10. Социальная обусловленность процесса объективации

Важнейшим моментом процесса объективации является социальная легитимизация описанных явлений. От того, признана ли та или иная форма культурной работы законной, соответственной нормам и ценностям той или иной социальной группы, зависит степень признанной обществом объективности истории. История историков стала основным легитимным продуктом исторической деятельности. Сегодня историки усиленно борются с как с инакомыслием, так и с профанацией за социальный престиж своей деятельности. Если легитимизацию произвели власти, то в общественном сознании, особенно у интеллигенции, она «не настоящая» до тех пор, пока не подтверждена авторитетом профессионального сообщества.

Эта ситуация привела к тому, что стала выдвигаться идея, будто именно сознание и способы думания историков и составляют основной объект исторического исследования (109).

Трудности внедрения идей исторического подхода как раз связаны с тем, что они возникли вне профессионального сообщества и поэтому вряд ли будут им признаны.

Рис.11. Возможные типы исторических объектов

В историческом подходе основным объектом является процесс синхронизации, все остальные возможные варианты есть следствие частично проведенной процедуры объективации, когда не учитываются те или иные функции и позиции.

Объективация процесса синхронизации подразумевает проведение и фиксацию траекторий осуществления полного набора процедур и переходов между ними – осознание разрывов и проблем соотнесения разных хронотопов, самоопределение в пространстве других попыток синхронизации, создание и реализацию проектов синхронизации, включение этих действий в культурную парадигматику и каналы трансляции культуры, присвоение и защита выявленных новых средств и смыслов социальными группами, включение изменений в онтологические картины и выдвижение новых объединяющих принципов.

Объективация совершается каждый раз под определенную задачу и задает картину локальной истории (прим. 9).

Следом этого процесса является картина, принципы и ценности соотнесения исходных хронотопов в новом временном целом, связующем потенции совместного развития и ресурсы своеобразия вошедших в новое целое единиц.

 

Раздел второй. СРАВНЕНИЕ

В этой матрице зафиксированы первые попытки сравнения. Здесь приведены грубые обобщения без ссылок и цитат. Важно проверить, работает ли на процедуру различения предложенная картина. В дальнейшем позиции и точки зрения будут уточнены и более дифференцированы.

Матрица для сравнительного анализа

Проблемные уровни и конфликты Г.П.Щедровицкий Особая точка зрения у других представи­телей ММК Школа Анналов Другие авторы
Уровень проблематизации подхода на уровне онтологической картины и базовых представлений

Выделял историю как предельную рамку рассмотрения челове­ческой деятельности и мышления. Особо акцентировал проект­ную рамку истори­ческого действия.

Предложил и исполь­зовал онтологию мыследеятельности.

Важнейшим содержа­нием истории считал движение сначала ло­ги­ческих, а в послед­ние годы мыследея­тельностных форм.

Простроил понятие «развития» как логической формы проявления истории

Ориентировался на идею локальных исто­рий, как условия и способа разверты­ва­ния мировой истории

Выделяли историю как одну из форм существования деятельности

О.Генисаретский выделял онтологию исторического сознания

Рассматривалась кон­цепция генезиса форма­ций идеального как содержание истории

Левинтов настаивал на обосновании идеальности истории

Рассматривала историю в рамках научного подхода и исследований

Акцентировала социальные изменения

Использовала онтологию познания истины.

Ориентирована на идею всемирной и всеобщей истории

К.Кантор выделял проектную онтологию истории

Колингвуд указывал на онтологию мышления как рамку истории

Пятигорский и ряд других авторов предлагали онтологию сознания

Уровень проблематизаций основных функциональных отнесений

Субъективация

Особо акцентировал субъективацию через историческое дейст­вие, проекты и программы

По сути уже этим противопоставлен традиции объектив­ного исторического исследования и соответственного понимания истории как сугубо объектив­ного внешнего и несоразмерного человеку процесса

В качестве основного приложения истори­ческого подхода видел локальную историю деятельных групп. Сделал десятки докла­дов по истории ММК.

Фактически задал идею исторического отношения.

Окультуривание

Разработал широкий спектр представлений об устройстве культу­ры, роли норм, меха­низмах трансляции

Фактически впервые задал онтологию культуры

Социализация

Четко осознавал факт формирования социальных групп вокруг задач и форм мыследеятельности.

Активно обсуждал идею и строил прак­тику малых социаль­ных групп как «проби­рок» по выращиванию исторических инноваций.

Периодически был озабочен коммуника­цией с профессио­наль­ными сообще­ствами философов, проектировщиков, управленцев... и обсуждал вопрос о возможности профессионализации методологии.

 

Субъективация

Субъективация

Рассматривалась только как условие взятия на себя и формирования исследовательской задачи или подхода. Прекрасно осозна­ва­ли персональный вклад в развитие исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окультуривание

Теорией культуры были озабочены мало хотя на куль­турных механизмах были в основном акцентированы их исследования. Внесли в культуру ряд новых пред­став­лений, в частности, идею менталитета как объекта истори­ческого исследования.

 

Социализация

Акцентировали роль социальной организации в исторических изменениях

Субъективация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окультуривание

У ряда авторов культура заменена памятью

Уровень проблематизации полноты и связности

Проработал все аспекты развер­тывания истории.

Выдвинул схему мыследеятельности как общий принцип полноты и связности единиц истории

 

Рефлексией отношений и механизмами связей между позициями в работе историка особо не интересовались

Идею полноты истории видели в развитии междис­циплинарных исследований

 
Уровень конфликтов между позициями Задал схемы предме­тизации и распредме­чивания, особое внимание обращал на особенности и столк­новение предметных и типодеятельностных позиций. Акцентировал конфликты между наукой и проектиро­ванием, философ­ство­ванием и методологи­ческой работой.   Были сосредоточены на идеях синтеза дисциплинарных позиций внутри науки  
Уровень конфликтов в формах наполнения позиций

Задал технику прописывания наполнения позиций – доски, табло, планшеты, верстаки.

Особо акцентировал конфликты и взаимо­действие позиций и соответственно разные формы истории.

Четко соотносил фор­му организации исто­ри­ческого дискурса с типом задачи

Обсуждали различие между макро- и микроисторией, историей структур и событий
Уровень несовпадения форм представления объекта Исторический процесс как центральный объект подхода и место отнесения действия и мыследеятельности Структуры удержа­ния стабильности как основной объект исследова­ния. Развернули спектр структур-объектов от макро- до микроистории. Копосов считает новым объектом исторического исследования мышление историка
Уровень проблем вынесения продуктов и результатов во вне подхода Острая проблема, свя­зан­ная с обособ­ленно­стью и социальной маргинальностью группы, особым языком описания, затруднениями с вхождением в принятые каналы трансляции, не доступным для большинства уровнем постановки задач Относительно успешный перенос мыследеятельных представлений в предметные истории Активная экспан­сия в область гуманитарных наук, признание достижений со сто­ро­ны профес­сио­нального сообще­ства. Наличие соб­ственных социаль­ных структур – журнал, институт, кафедры весьма этому содейство­вали.
Подход к решению задачи синхронизации

Выдвинул две идеи синхронизации:

Внесение структур объекта в поток изме­нений и синхрониза­ция за счет отнесений к общему объекту

Соотнесение дискрет­ных хронотопов за счет коммуникации и «захватов» других структур и содержаний
Бродель выделил идею четырех типов историчес­кого времени как форм синхрони­зации

 

В результате можно охарактеризовать основные направления-аспекты исторического подхода на уровне такой схемы (рис. 12).


Рис. 12.

Предварительные выводы:

  • ММК сформировал основные предпосылки для прорисовки онтологии и практически реализовывает исторический подход.
  • Внутри исторического подхода ММК акцентирует онтологию мыследеятельности.
  • ММК определил возможность полной формы объективации в историческом подходе за счет проработки форм субъективации и строительства представлений о нормировании деятельности, онтологии культуры.
  • Базовое отличие исторической концепции ММК от всех других, мне известных, в том, что история бралась не как свершившееся прошлое, по отношению к которому правомерно ставить вопрос об истине его представления (Рикер), а как ресурс для развертывания проектов и построения будущего.
  • ММК сформировал историософию «потенциальной истории».

Можно сказать, что Г.П.Щедровицкий проработал все компоненты и активно использовал исторический подход, особенно за счет выделения процедур субъективации, форм представления культуры, в то время как представители Школы Анналов так и не вышли за рамки научных предметных представлений истории.

Отсюда для дальнейшей работы необходимо поискать других авторов, которые сумели выйти за рамки понимания истории как науки.

Раздел третий. К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ВКЛАДА Г.П.ЩЕДРОВИЦКОГО И ММК В СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

К построению программы

Н.С.Розов объявил и приступил к реализации исследовательской программы «Начала рациональной философии истории» (120). В основу этой, пожалуй, наиболее фундаментальной на сегодня программы исследований оснований истории, положены пять вопросов:

  • Что и как вызывает события и изменения в истории?
  • На какие части (во времени и пространстве) делится история?
  • В каком направлении, как и почему движется история?
  • В чем состоит смысл истории?
  • Каково наше место, роль и предназначение в истории?

Состав этих вопросов указывает на то, что автор остается в рамках принципа предустановленной гармонии и онтологии познания, другими словами на выделение исторического подхода не вышел.

Для целей нашего исследования к базовым вопросам следует отнести следующие:

  • Какие современные вызовы определяют требования к историческому подходу?
  • По отношению к каким другим подходам определяются особенности собственно исторического подхода?
  • Кому и какая история необходима?
  • Какие логические средства и процедуры определяют специфику и действенность исторического подхода?
  • Каковы перспективы развития исторического подхода?

Проведение исследования

Основные тематизмы исследования

  • Вызовы к истории.
  • Критика оснований исторической работы и необходимость выделения исторического подхода.
  • Выделение и развертывание представлений исторического подхода.
  • Основные процедуры исторического подхода.
  • Формы синхронизации в истории.
  • История и генезис становления идеи исторического подхода в ММК.
  • Роль представлений о развитии в историческом подходе.
  • Соотношение онтологий сознания и мыследеятельности в ММК, как это выразилось в концепциях истории.
  • Соотношение исследований, проектирования, программирования, сценирования в историческом подходе и наоборот место исторического подхода в развертывании этих сфер деятельности.

Логика организации исследования

Основной процедурой исследования будет построение и апробация теоретических моделей и онтологических картин. По отношению к ним будут определяться проблемы, задачи, анализироваться варианты и возможные сценарии

Продукты

  • Формализация исторического подхода.
  • Набор проблем и вариантов их решения.
  • История становления исторического подхода.
  • Выявление вклада Г.П.Щедровицкого и ММК в формирование исторического подхода.
  • Фиксация проблем и перспектив становления исторического подхода .

 

Примечания

В примечания включены несколько отрывков, которые могут прояснить или дополнить высказанное в тексте положение. Я не преследовал в этой работе цели сделать хрестоматию по современному пониманию истории, и поэтому нет, например, отрывков из принципиальных для понимания концепции истории работ Г.П.Щедровицкого, таких как «Процессы и структуры в мышлении», которую пришлось бы цитировать практически целиком.

 

1. А.Пятигорский писал о синхронизации следующее: «Я думаю, что главное в третьей позиции (настоящего) – это отказ от диахронии в мышлении о настоящем, иначе говоря, отказ от истории внутри того отрезка «исторического» (то есть соотнесенного с прошлым в смысле первой позиции) времени, который мы условились обозначать словами «настоящее» или «современность». Все события и факты – произошедшие, а также происходящие и те, которые еще будут происходить, – мы договариваемся считать синхронными. Феноменологически это можно обосновать, во-первых, тем обстоятельством, что интервал между произошедшим событием и получением разными людьми информации о нем неопределенен и, во-вторых, тем обстоятельством, что разница во времени получения этой информации разными людьми также неопределенна: в обоих случаях она варьируется от одного момента до «вечности». Отсюда – обратное определение современности как такого класса событий, которые мы условились считать синхронными. Тогда и наше восприятие этих событий или наше мышление о них также будет считаться относящимся к этому классу. Отсюда с необходимостью следует, что место историка современности займет «синхронизатор событий». Но отсюда же следует, что отрезок времени, называемый «современность», будет устанавливаться там, где (в отношении равно времени и пространства событий) синхронизация уже имела место.

Однако синхронизировать два события (или событие и мышление о нем или, наконец, два мышления о данном событии) – это не просто считать их одновременными. Это также и переосознать время, в котором они синхронизируются. Но необходимо иметь в виду, что и при «нормальном» историческом подходе диахрония – это не сумма синхронных срезов исторического времени, а последнее – это не сумма моментов восприятия случившихся событий (которые, собственно, и полагаются случившимися только в силу того, что их восприятие тоже «уже случилось»). Потому что, как об этом уже было сказано выше, само диахроническое расположение во времени имеет смысл, только если это время гомогенно, непрерывно, линейно, однонаправленно и, главное, одно и то же для событий и их восприятия, то есть получения информации о них.

В третьей позиции время – это время синхронизации, которое в отношении ко времени событий или любому внешнему (астрономическому и т.д.) времени может быть каким угодно. Для нас эта позиция важна прежде всего тем, что она-то и есть современная (то есть наша с вами) философия истории.» (115).

 

2. И.Валлерстайн: «Коль скоро истории известны множество исторических систем, можно поставить вопрос об их взаимоотношениях. Связаны ли они между собой онтологически, и если да, то каким образом? Эта проблема относится к сфере, которую Криштоф Помиан называет хронософией. Мировоззрение эпохи Просвещения дало на этот вопрос свой ответ. Взаимоотношения, того, что я называю историческими системами, рассматривались как последовательные и кумулятивные: с течением времени сменяющие друг друга системы становились сложнее и рациональнее, достигая высшей точки в [эпохе] модернити. Единственный ли это способ описания их отношений? Я так не думаю. На самом деле я полагаю, что этот способ определенно ошибочен. На этом уровне вновь возникает основной вопрос – о социальных изменениях. Мы должны спросить самих себя, что именно – изменение или повторение – является нормой, не только внутренней жизни каждой исторической системы, но и всей истории человеческой жизни на нашей планете. И здесь я также намерен утверждать, что ни одно из этих утверждений – ни что изменения бесконечны, ни что все остается неизменным – не является удовлетворительным» (87, с. 172).

 

3. Г.П.Щедровицкий в комментарии к докладу Е.Ланганс сказал: «… Я точно так же считаю, что в процессах трансляции культуры есть составляющая истории. Но я рисую это несколько иначе (и отличие это играет большую роль). Есть трансляция образцов, норм, прототипов культуры – она составляет одну линию. А дальше есть линия или ряд ситуаций, в которых взаимодействуют люди, и туда, соответственно, как бы входят образцы, или прототипы деятельности. Решение вопроса о взаимоотношении истории и культуры, на мой взгляд, очень важная тема рационализма XXI века. Но вопрос с историей отнюдь не прост. И трактовать историю, как заполняющую пустоты между транслируемой системой образцов и прототипов, с одной стороны, и ситуаций – с другой стороны (как это сделала Е.Г.Ланганс) – нельзя. История не здесь, не внутри, не между трансляцией культуры и ситуациями, – история есть обвод всего. Идея исторического процесса и, в частности, исторического развития является общей рамкой и для трансляции норм, образцов, и для ситуаций. Тогда мы должны рассматривать все это изображение как схему полисистемы, включающей в себя несколько системных представлений. И сначала нужно обсуждать, в какой мере идея исторического развития распространяется на единицы культуры, а с другой стороны – на ситуации. В.С.Библер в чем-то был прав: да, история лежит поверх всего этого и включает образцы и прототипы культуры и ситуации. Но между тем и другим, не в плане зашнуровки того и другого – история обнимает и процессы трансляции культуры, и процессы воспроизводства деятельности… Через множество этих дискретных (именно дискретных – это очень важно) ситуаций, каждая из которых вспыхивает в какой-то момент, имеет свое начало и свой конец, имеет свой отрезок времени и появляется, как вспышка лампочки... Это, по сути дела, тема и проблема взаимоотношения процесса воспроизводства деятельности и истории, и она является одной из определяющих для рационализма XXI века» (35).

4. Как утверждал О.Розеншток-Хюсси : «... нет и не может быть животного «мы». Всякое «мы» сотворено историей, как удавшийся сплав говорящего со слушателями.

История находится внутри нас. Мы-рассказ некоей группы людей – если это история! Но наши историки, которые по основным навыкам своего мышления не столько гуманитарии, сколько специалисты-естественники, делают вид, что слова «мы» и «они» качественно между собой не различаются. Что наша история и их история носит чисто описательный характер, и поэтому они пишут свои естественнонаучные труды на материале истории. В этих историях третьего лица (third person histories) злодея находят не в нас, а в окружающем внешнем мире. Нас приучили думать, что мы – историки и читатели исторических сочинений – зрители, расположившееся в некоем оперном амфитеатре. Этот взгляд на вещи приобрел популярность с легкой руки м-ров Тойнби и Шпенглера.

Если кого-то интересует, как отличить Мы подлинной историографии от «они»-сочинений, которые принято считать исторической наукой, – ответ предельно прост. Все научные исторические сочинения непременно представляют историю во множественном числе, не историю, а множество историй. Тойнби насчитал 21 цивилизацию, Шпенглер – 6. У среднего преподавателя истории в колледже по полочкам разложены истории Испании, Франции, Хорватии, Мексики и бессчетное множество других; чем научнее история, тем больше количество историй. «Они» можно сказать о любой группе или нации, большой или малой. Оказывается, есть история и у Гарлема, и у Бронкса, и у Манхеттена. Истории третьего лица имеют безудержную тенденцию к размножению.

Но если бы наш рассказ оказался не единственным, он стал бы уже рассказом не о нас. Наша история (history) – это рассказ о нас самих, говорящих друг с другом. Прежде, чем рассказывать нашу историю, мы должны поговорить друг с другом. Только состоявшееся общение дает нам право или способность сказать «мы».

Исторически все «мы» рождены процессами говорения и слушания, имевшими место между людьми. И даже само слово «мы» способствует успешному соединению говорящих и слушающих в какое-то значимое и относительно устойчивое единство. Отсюда следует, что обыкновенное предложение с «мы» уже подразумевает историю, а глаголы рассказа-истории, как правило, это глаголы в прошедшем времени» (118).

 

5. Мишель де Серто отмечает, что «после XVI века — точней, после Макиавелли и Гвиччардини — историография больше не выступает картиной провиденциального времени, иными словами, картиной истории, которая решается единственным недостижимым Субъектом, чьи намерения можно истолковать только через знаки его воли. Она встает на место субъекта действия, место государя, чья цель — “творить историю”. В задачу разума теперь входит выработка разновидностей возможной игры между волей и той или иной реальностью, от которой она себя отделяет. Даже само определение историографии подчинено отныне интересам Государства: опираясь на искусство “обработки” элементов, предложенных “внешним миром”, она должна построить связную речь, с точностью указывающую “действия”, которые — исходя из фактической данности — может себе позволить власть. По своему объекту — а им выступает политическая история — данная наука имеет характер стратегический; это же, если брать другую среду, видно и по ее способу обращаться с данными, архивами либо документами.

Однако это место историк занимает с немалой долей условности. На самом деле, он — вовсе не субъект процедуры, технику которой обеспечивает. Его дело — не сама история, а нечто из истории, что — даже грамматически — указывает на часть, урванную им у позиции, которая ему не принадлежит, но без которой исторический анализ нового типа был бы для него невозможен. Он всего лишь “при” власти» (124).

 

6. Г.П.Щедровицкий утверждал: «… Я исхожу из того, что всякое программирование как бы прерывает поток истории, в первом заходе. Было что-то, а с того момента, когда мы начинаем программировать действие, мы разрываем поток истории и начинаем все с начала. Это значит, что здесь осуществляется некое действие. Я это рассматривал как ассимиляцию истории и включение в исторический поток…

Для того чтобы программировать действие, надо определить цели, задачи, идеалы и историю. И их можно, в частности, определить квазиестественным путем. Человек говорит: «Вот мои цели, вот мои ценности. И они еще, кроме того, сформировались исторически». То есть он как бы в определение своих целей и ценностей выдвигает свою историю. Но вы прекрасно понимаете, что это не оправдание, а объяснение того, как они получились. Вопрос о том могут ли они сейчас существовать, значимы они или нет, должен обсуждаться особо. Сама ценность должна быть подвергнута сомнению.

Чем был этот рассказ? Его нельзя рассматривать как естественную историю методологии и моего соучастия в ней. Это есть моя или наша история (если она идет совокупно). А теперь должна писаться другая история – история методологии и нашего участия в ней, когда мы себя должны в истории оестествить, и рассматривать как маленький элементик, соучаствовавший в этом движении. Первый вариант истории – то, что я назвал психологической историей субъекта, или актора. Там нет проблемы естественного или искусственного, это его идеологическая история, история сознания, история формирования личности, симпатий и антипатий и т.п. Она не естественная, не искусственная, она совершенно другая – «сознательная». А дальше производится оестествление.

Затем мы должны выработать некоторую программу, и в ней нужно учитывать естественный ход исторического процесса, но в совершенно особой функции, в плане определения особой функции, в плане абстрактной реализуемости, планов, задач и т.д. Но при этом мы начинаем со своих идеалов, задач, целей, ценностей, которые определены, поскольку их мы хотим реализовать в действии. Мы не описываем свое действие как будущую историю, мы описываем его именно как действие, как те задачи и цели, которые мы хотим реализовать. Но задачи и цели должны быть абстрактно реализуемыми, осуществимыми.

Здесь проводится определенный анализ будущего. Причем, особый разговор – в какой мере здесь берется прошлое. Но мне важно подчеркнуть, что при этом верхняя компонента прошлой истории участвует в определении идеалов и ценностей. Она уже проучаствовала, и теперь, когда мы начинаем все это оценивать, мы берем это в плане другой истории, обобщенной истории, мы определяем саму возможность этих идеалов и ценностей, их отношение к нашему движению. И далее мы должны вписаться в эту единую историю с нашими целями и ценностями за счет программы реализации. Начинается другой ход. То есть здесь вместо того одного хода, про который вы спрашиваете, рассматриваются по крайней мере три. А как я это выше описывал – значительно больше» (41).

 

7. К.Поппер писал: «Я утверждаю, что история не имеет смысла. Из этого, конечно, не следует, что мы способны только с ужасом взирать на историю политической власти или что мы должны воспринимать ее как жестокую шутку. Ведь мы можем интерпретировать историю, исходя из тех проблем политической власти, которые мы пытаемся решить в наше время. Мы можем интерпретировать историю политической власти с точки зрения нашей борьбы за открытое общество, за власть разума, за справедливость свободу, равенство и за предотвращение международных преступлений. Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл» (112).

 

8. Г.П.Щедровицкий писал: «Основную проблему, которую мы здесь будем обсуждать, можно сформулировать так: как человеческое действие соотносится с человеческой историей, и каким образом человек, с одной стороны, планирует и осуществляет свое действие, а с другой – вписывается в историю, то есть реализует свое действие в системе других действий людей и общей совокупности деятельности человечества. Надеюсь, вы уже понимаете, что изложение и обсуждение этой темы должно быть прямым продолжением зафиксированных (выше) пунктов, касавшихся наложения схемы (или трафарета) акта действия на естественноисторический процесс.

Всякое социо- и культурно-техническое действие как бы разрезает историю на две части: на ту, что было до него, и на ту, которая начинается вместе с ним и будет продолжаться после него. Можно сказать, что каждое социо- и культурно-техническое действие начинает историю как бы заново. То, что было в истории до его начала, выступает как материал действия, подлежащий анализу и осмыслению.

Хотя этот тезис может показаться очень претенциозным, я, тем не менее, настаиваю на том, что каждый человек обладает правом – и даже имеет обязанность – начинать историю с себя, со своей активной целенаправленной деятельности. Более того, это в каком-то смысле необходимо, ибо человек всегда должен очень четко разделять – и осознавать это разделение, – что было до него, до того, как он начал работать, и что началось с него, с его специфических целей, задач, с его работы и тех изменений, которые он лично произвел.

Все то, что я сказал, применимо лишь к тем действиям и деятельности, которая производит некоторый культурный и исторически значимый результат. Вместе с тем, это можно рассматривать не только как констатацию, но и как определенное требование: человеческое действие должно произвести некоторый культурный и исторически значимый продукт, во всяком случае, участвовать в этом процессе, а потому оно должно строиться так, чтобы удовлетворить этой установке и этому требованию.

 

И далее:

Если человек претендует на некоторый социо- или культурно-технический результат и производит деление истории на то, что было до начала его работы и что связано с ней, а потом оказывается, что никакого социального и культурного результата он не достиг, то это, по сути дела, означает, что такой человек просто не жил. И ему было бы значительно удобнее и лучше жить просто «для себя»: ограничиться индивидуальным и личным существованием. Не членить историю на две части – до себя и с собой, а подключиться к уже существующим системам культуры, к процессам их постепенного развития и совершенствования, и работать в этом, продолжая дело предшественников и не претендуя на какой-то значительный результат в изменении направления и хода истории. В таком членении истории всегда есть большой риск, это всеми достаточно хорошо  осознается и поэтому, слава богу, существует весьма мало людей, которые отваживаются на такое членение истории. Было бы их больше, жить, как вы понимаете, было бы очень трудно» (33).

 

9. В.Дубровский вспоминает: «Как-то, ещё будучи совсем новичком в методологии, я упрекнул Георгия в том, что он, как в оруэлловском министерстве Правды, изобразил историю кружка совсем иначе, чем в прошлом году. Он мне объяснил, что в этом году перед нами стоят иные задачи, и их формулировка и обоснование требуют иной реконструкции истории, иной псевдо-истории. В отличие от традиционного философского построения онтологии с целью объяснения всего на свете на все времена, мы развёртываем онтологические представления с целью формулировки определенных проблем и решения конкретных задач. Подобные онтологические представления и соответствующие системы категорий достаточно удобоваримы, поскольку они должны быть полны только в отношении данных проблем и задач и их конструктивное развертывание имитирует псевдогенез соответствующего предмета, а не воспроизводит «реальную» историю духа или практики (в полном соответствии с методологическим принципом Пола Фейерабенда ad hoc)» (6).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература по проблемам истории в Московском методологическом кружке и методологическом движении

  1. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания./ Вопросы методологии. №1. 1991.
  2. Генисаретский О.Культурно-антропологическая перспектива. Иное. М. 1995.
  3. Генисаретский О.И. Свидание с историей. Кентавр.1993. №2
  4. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М. 1986.
  5. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М. 1961.
  6. Дубровский В.Я-.Левинтов А.Я.. О пережившем дело дум своих. Архив ММК.
  7. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М.2000.
  8. Институционализация методологии. Попов С.В., Громыко Ю.В., Алексеев Н.Г., Левинтов А.Е., Копылов Г.Г., Марача В.Г., Бабич Р.Б. (1994 год. Стенограмма) Архив ММК
  9. Копылов Г.Г. Методология и методологизация в контексте времени // Кентавр. 1991 a. №1.
  10. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.
  11. Левинтов А.Е. Реальность и действительность истории. Рукопись книги.
  12. Лефевр В.А., Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах // Семиотика и восточные языки. М., 1967
  13. Мамардашвили М.К. Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания // Вопросы философии. 1959. № 12.
  14. Мамардашвили М.К. Естественно-историческое описание явлений сознания./Вопросы методологии №3-4, 1992.
  15. Мацкевич В. Подход. Новейший философский словарь. Минск.1999
  16. Наумов С.В. Программы и программирование в контексте стратегии методологизации // Кентавр. 1991. №1
  17. Никитин В.А. Проблемы методологии истории архитектуры./ Методологические проблемы современного архитектуроведения. М.1989.
  18. Никитин В.А. История и идеология./Вопросы методологии №3-4, 1992
  19. Никитин В. Генезис архитектурной культуры. Тольятти. 1997.
  20. Никитин В. Идея образования. Киев. Оптима. 2004.
  21. Никитин В. Понимание истории в Московском методологическом кружке. Стенограмма доклада от 16.11.2004. Сайт Школы культурной политики.
  22. Пископпель. Научная концепция: структура, генезис. М.199922.Познающее мышление и социальное действие. М. 2004.
  23. Попов С.В. Идут по России реформы...//Кентавр. 1992. № 2,3.
  24. Раппапорт А.Г., Сазонов Б.В. Проблемы будущего и трансформация проектирования // Техническая эстетика. 1972. № 1.
  25. Рац М.В. Политика развития. М, 1995.
  26. Рац.В., Никитин В. Историческая реконструкция и анализ//Человек и природа. №11.1991.
  27. Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.2004.
  28. Чтения памяти Г.П.Щедровицкого 2002-2003 гг.М.2004.
  29. Щедровицкий Г.П. Генетические отношения и исторические связи в контексте «сравнительно-исторической» концепции // Генетические и ареальные связи языков Азии и Африки (тезисы докладов). М., 1974.
  30. Щедровицкий Г.П. Проблема исторического развития мышления // Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1975.
  31. Щедровицкий Г.П. Механизмы работы семинаров Московского методологического кружка // Вопросы методологии, № 1-2, 1998
  32. Щедровицкий Г.П. Идея деятельности и деятельностный подход. Доклад 15 марта 1972 года на семинаре у В. Лефевра. Рукопись.
  33. Щедровицкий Г.П. Московский методологический кружок: развитие идей и подходов. М., 2004
  34. Щедровицкий Г. П. Рационализм и понятие рационализма // Рационализм ХХI века. Материалы ХII Методологических чтений памяти Б. С. Грязнова. 25-26 декабря 1990 г. Обнинск, 1991 г
  35. Щедровицкий Г.П. О некоторых особенностях системного анализа исторических процессов. Семинар 2.01.1990. Рукопись. Архив ММК.
  36. Щедровицкий Г.П. Будущее есть работа мышления и действия/ вопросы методологии, №3-4. 1994
  37. Щедровицкий Г.П.Философия.Наука. Методология.М.1997.
  38. Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом. М.2001.
  39. Щедровицкий Г.П. Процессы и структуры в мышлении. М.2003.
  40. Щедровицкий Г.П. ММК развитие идей и подходов.М.2004.
  41. Щедровицкий П.Г. Онтологии и картины мира. / Кентавр №23

    Источники по Школе Анналов
  42. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
  43. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  44. Блок М. Апология истории. М., 1986.
  45. Блок М. Феодальное общество. М.2003.
  46. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII века. Т.1-3. М., 1986-1992.
  47. Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994.
  48. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д`Арк. 987-1460 гг. М., 2000.
  49. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей 1991. М., 1992.
  50. Дюби Ж. Время соборов.М.2002.
  51. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2000.
  52. Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа // Казус 1999. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999.
  53. Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.
  54. Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей 1991. М., 1992.
  55. Ле Гофф Ж. Существовала ли французская историческая школа "Annales"? // Французский ежегодник 1968. М., 1968.
  56. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  57. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 4. М., 1994.
  58. Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. М. 1997.
  59. Ле Гофф Ж. Средневековий мир воображаемого. М. 2001.
  60. Ле Гофф Ж. Людовик 1Х святой. М.2001.
  61. Лепти Бернар.Общество как единое целое.
  62. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.2. М., 1993.
  63. Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. Л., 1971.
  64. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2000.
  65. Либера Ален де. Средневековое мышление.М.2004.
  66. Мило Д. За экспериментальную или веселую историю // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. M., 1994.
  67. Нора П. Франция память. СПб., 1999.
  68. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей 1996. М.,
  69. Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции Школы "Анналов" // Новая и новейшая история. 1998. 5-6.
  70. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
  71. Ферро М. Запад и советская революция (1917-1985) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. 9.
  72. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
  73. Ферро М. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  74. Шоню П. Экономическая история: Эволюция и перспективы (1973) // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 1. M., 1993.
  75. Эмар М. История и компаративизм // Новая и новейшая история. 1999. 5.

    Другие авторы
  76. Адо А.В., Смирнов В.П. Послевоенная французская историография Новой и Новейшей истории Франции // Новая и новейшая история. 1977.
  77. Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской "новой исторической науки" // Вопросы истории. 1984. 8.
  78. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.
  79. Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Новая и новейшая история. 1985. 5.
  80. Бабинцев В.А. Волшебник из страны Ок // Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2001.
  81. Бек У.Общество риска. На пути к другому модерну. Москва. Из-во «Прогресс-Традиция», 2000
  82. Бессмертный Ю.Л. "Анналы": Переломный этап? // Одиссей 1991. М., 1992.
  83. Бессмертный Ю.Л. Школа "Анналов": Весна 1989 г. // Европейский альманах. М., 1990.
  84. Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия или к объяснению истории современности // Полис. 1997. 2.
  85. Валлерстайн И "Время и длительность: в поисках неисключённого среднего"//Философские перипетии. Вестник Харьковского государственного университета. №409'98. Серия: Философия. ХГУ, 1998, С. 186-197
  86. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХ1 века.М.логос.2003
  87. Вжозек В. Историография как игра метафор: Судьбы "Новой исторической науки" // Одиссей 1991. М., 1992.
  88. Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: Достижения и пределы // Одиссей 1996. М., 1996.
  89. Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1-2. М., 1989.
  90. Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории. М., 1978.
  91. Грабски А.Ф. Фернан Бродель: Вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990.
  92. Гуревич А.Я. Добротное ремесло // Одиссей 1991. М., 1992.
  93. Гуревич А.Я. Загадка Школы "Анналов" // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.
  94. Гуревич А.Я. Интервью с Жаком Ле Гоффом // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.
  95. Гуревич А.Я. Историк конца XX в. в поисках метода // Одиссей 1996. М., 1996.
  96. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.
  97. Гуревич А.Я. Марк Блок и "Апология истории" // Блок М. Апология истории. М., 1986.
  98. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. 2/3.
  99. Гуревич А. История историка. М.2004.
  100. Далин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981.
  101. Дингес М. Историческая антропология и социальная история: Через теорию "стиля жизни" к "культурной истории повседневности" // Одиссей 2000. М., 2000.
  102. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. 7.
  103. Ионов И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху постструктурализма // Одиссей 1996. М., 1996.
  104. Искендеров И. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории. 1996. 4.
  105. Карсавин Л.П. Философия истории.СПБ.1993.
  106. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Москва «Academia» 1999 (The Rise of the Network Society. Malden (Ma.) - Oxford, Blackwell Publishers, 1997
  107. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории.Автобиография.Наука. М. 1980.
  108. Копосов Н.Е. Как думают историки. Новое литературное обозрение. М.2001.
  109. Культура и история // Новая и новейшая история. 1991. 1.
  110. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  111. Поппер К. Открытое общество и его враги.М.1992
  112. Поппер К. Нищета историцизма. М. 1993.
  113. Пятигорский А. Мышление и наблюдение.Рига.2002.
  114. Пятигорский А. Что необходимо современному человеку знать об истории. Сайт Школы культурной политики. 11.01.2003.
  115. Репина Л.И. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998..
  116. Рикер П. История и истина. Алетейя. СПБ.2002
  117. Розеншток-Хюси О. Речь и действительность. Лабиринт. М. 1994.
  118. Розеншток-Хюси О. Язык рода человеческого. М-СПБ. 2000
  119. Н. С. Розов.Исследовательская программа. «Начала рациональной философии истории». Сайт Новосибирского университета.
  120. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997
  121. Соколова М.Н. Современная французская историография. М., 1979.
  122. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы "Анналов". М., 1993.
  123. Серто де Мишель.Разновидности письма, разновидности истории Введение к монографии “История как письмо” (1975) Логос, 2004.
  124. Стафф И.К. Роже Шартье: Итог двух десятилетий // Одиссей 2000. М., 2000.
  125. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего.!990
  126. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.
  127. Тоффлер О. Метаморфозы власти. «Издательство АСТ», 2001
  128. Харитонович Д.Э. История структур и история событий // Одиссей 1996. М., 1996.
  129. Хантингтон С..Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. – № 1. – С.33-48
  130. Хаттон П. История как искусство памяти.СПБ.2003.
  131. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44