eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ищенко Р.В. «Понятие предмета и предметной формы организации в работах Г.П. Щедровицкого»

  1. Историческая реконструкция. Эволюция представлений о предмете и предметной форме организации в разработках ММК.
    a. Схема знания, как первая форма схватывания предметности.

  2. Всякую вещь, явление, процесс, всякую сторону, всякое отношение между явлениями, одним словом — все то, что познается, поскольку оно еще не познано и противостоит знанию, мы называем объектом исследования. Те же самые вещи, явления, процессы, их стороны и отношения, поскольку они уже известны, с определенной стороны зафиксированы в той или иной форме знания, «даны» в ней, но подлежат дальнейшему исследованию в плане этой же стороны, мы называем предметом исследования. Говоря словами Гегеля, предмет исследования есть уже известное, но еще не познанное. – 58г.

«О возможных путях исследования мышления как деятельности», 1958г // Щедровицкий Г.П.

Таким образом, мы можем сказать, что «предмет» это - иерархированная система замещений объекта знаками, включенными в определенные системы оперирования, в которых эти системы замещения существуют реально как объекты особого рода, они опредмечиваются в виде научной литературы или производственной деятельности общества по созданию и использованию знаковых систем. Подрастающее поколение непрерывно «приобщается» к этим системам замещения, усваивает их, а затем строит свою деятельность на основе их.

«Проблемы методологии системного исследования», 1964г // Щедровицкий Г.П.

    1. Антиномии: схема многих знаний и схема двойного знания. Различение «предмет – объект». 
    2.  


Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов науки (или исследования). Это объясняется тем, что характер предмета зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи. Задача исследования и объект являются теми двумя факторами, которые определяют, как, с помощью каких приемов и способов исследования будет сформирован необходимый для решения данной задачи предмет науки.

«Методологические замечания к проблеме происхождения языка», 1963г. // Щедровицкий Г.П.

 Как бы там ни было, но по разным линиям мы приходим к понятию предмета.

Для него характерно: а) соединение многих разных изображений объекта в рамках одной структуры, б) отделение признака объективности от всех этих изображений, в) включение принципа двойного (n-арного) знания внутрь этой структуры и наделение одного из блоков признаком объектности.

Заметки о понятиях «объект» и «предмет». 1968 // Г.П. Щедровицкий.
Философия. Наука. Методология. М., 1997

    1. Третье представление о предмете: предмет, как объемлющая система.
    2.  

  

Под онтологией в данном случае понимается построение специальных изображений объектов как таковых. Поэтому ошибочным является тезис, время от времени, всплывающий в философской литературе, что де, теория познаний и логика является наукой о деятельности познания, а не о мире. Это противопоставление не правомерно. Она является наукой о деятельности познания и тем самым о мире, включенном и включаемом в нее.

Проблемы методологии системного исследования. М., 1964 // Г.П. Щедровицкий.
Избранные труды. М., 1995

    1. Развитие системных представлений и представлений о деятельности. Предметная организация, как более развитая форма представлений о предмете.

 Очень часто, мы говорим не о предметной организации, а о предмете. Не о ситуативной организации, а о ситуации. В то же время, в рамках системо-деятельностного подхода, предмет есть, прежде всего, и в основном, предметная организация.

 …

 Я не случайно говорю о предметной организации мышления и деятельности, а не о предмете, что было характерно для наших прошлых обсуждений. Я даже в каком-то смысле противопоставляю предметную организацию мышления и деятельности предмету. Подчеркивая идею предметной организации, я стремлюсь, во-первых, снять морфологический план анализа и выделить на первый план функциональные структуры.

Итак, эта организованность (предмет), создается с помощью специальной организационной деятельности.

«Предметная организация знаний и деятельность». 13 марта 1980г // Щедровицкий Г.П.

 Различение предметной организации, категориальной организации, ситуационной организации, задачной организации.

  1. Функция предмета и предметной формы организации в методологии и деятельности.
    1. Техники конфигурирования. Распредмечивание и опредмечивание. 

Методологический анализ, начинал всегда с того, что распредмечивал, системы научного исследования, мышления и мыследействования, разрывал присущие ему связи и соответствия между схемами объектов и схемами методов и начинал все как бы заново, опять фиксируя во всей его остроте и непримиримости вопрос о соразмерности и соответствии объекта и метода.

Программирование научных исследований и разработок. 1982г. // Г.П. Щедровицкий
Из архива Г.П.Щедровицкого. Т.1. М., 1999

 

    1. Культуртехника и управление.

Предметная организация и есть основное содержание так называемой культуры в схемах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

Форма организации должна передаваться. Деятельность должна существовать как форма организации отдельно от всех ситуаций деятельности, от сознания людей, которые в этих ситуациях действуют. Предметные формы организации, становятся надсознательными, надсубъективными, интерсубъективными. Они существуют как предметная организация и вторично как предмет.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44