Сааков В.В. «Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты»
(смотри предыдущие тезисы "Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком, знаком и знанием" и доклад на их основе, 2009)
схематизированное представление цикла обеспечения оперирования со знаково-знаниевыми конструкциями (схемами)
Тезисное представление схематизации: практика оперирования со знаково-знаниевыми конструкциями (схемами)
(1)
Норма и дисфункция в практическом оперировании со знаками
Оперирование со знаками (знаковыми и знаково-знаниевыми конструкциями, относя сюда и схемы), есть неотъемлемый момент сколь-нибудь сложно организованной деятельности (рис.1). Чем сложнее деятельность (ее структура, объект и операции), тем более сложным и ответственным выступает в ней оперирование со знаками. Соответственно, нормированность оперирования и учет его дисфункций становятся важными составляющими как в механизмах воспроизводства деятельности, так и в механизмах ее изменения и формах кооперирования. Значение данного обстоятельства возрастает в виду массовизации той или иной деятельности и, соответственно, в виду перспектив технологизации и алгоритмизации ее "внутренних" операций со знаками.
(2)
Знаковые формы и конструкции
Для нормального знакового оперирования (рис.1) и его восстановления в случае дисфункций требуется соответствующее методическое оснащение (рис.2). В общем виде оно состоит в обеспечении практического оперирования корректными и адекватными знаковыми формами. В специальном, методическом, смысле оно заключается в восстановлении нормативной структуры деятельности со знаками с последующим перенесением ее фрагментов в план оперирования (рис.1).
Знаковые формы предопределяют характер знаковых конструкций и их соединений (синтаксиса), свойственных и востребуемых в определенной деятельности (решению ее задач). Выполнение данных условий составляет исходный (нижний) уровень методического обеспечения практического оперирования со знаками.
(3)
Знаковые формы и способ их преобразования
Соответствие или несоответствие знаковых форм, с одной стороны, и процедур знакового преобразования, с другой, нормативно определяется способом преобразования знаковых форм. Тогда строящейся знаковой форме должен быть придан способ ее последующего преобразования. Решается данное условие в сопоставлении и соотнесении структуры знания и структуры знака. Причем первая выступает в оперативной (процедурной) функции, а вторая – в объектной.
Если преобразование знаковых форм составляет план методики (рис.2), то соответствие знаковой формы и процедуры преобразования решается методически здесь же и тем самым завершается данный цикл обеспечения практического оперирования со знаками (рис.1). Если же подразумевается не методический план, а "производственный", в котором имеет место дисфункция, то над ним надстраивается следующий уровень методического обеспечения (рис.3). Определим его как знакотехнику или, для общего случая, визуализацию, т.е., установление в знаковой форме "зримого" стандартизированного соответствия двух структур – знания и знака. Результирующая форма, представляя собой знаково-знаниевое образование, принадлежит одновременно действительностям эпистемологии и семиотики.
(4)
Смысл, значение и знаковая форма
Функциональное соответствие в знаковой форме двух структур – эпистемической и семиотической – есть методологическое требование к работам в плане строительства знаковых форм (рис.3). Данное требование исходит от плана знаковых преобразований (рис.2). Оно есть условие "удержания" объекта (смысла и содержания), а также приемлемости процедур оперирования при изменении знаковой формы. Если это условие здесь методически выполняется (рис.3), то тем самым завершается настоящий цикл обеспечения.
Если же соответствие эпистемической и семиотической структур не обеспечено, то налицо дисфункция смысла и значения знаковой формы. В данном случае требуется трансформация, преобразование или развитие соответствующих структур, что составляет следующий уровень обеспечения (рис.4). Здесь неизбежны варианты. Восстановление функций значения может быть достигнуто за счет реконструкции смысла, а реконструкция значения может восстановить функцию смысла. Если дисфункции все же неустранимы, то требуется специальная конструкция значения, опирающаяся на схематизацию смысла и, в другом варианте, схематизация смысла, опирающаяся на конструирование значения.
Сопоставление схематизации в двух различных тактах рассмотренного цикла
(1-4)
Задачи деятельности и схематизация
В данном – "восходящем" – такте методологическая схематизация локализована в плане схематизации смысла и конструирования значений (рис.4), а схематизация в общем смысле представлена в различной функции во всех планах (рис.1, 2, 3, 4). Исходной задачей и функцией схематизации служит проект (организация) и поддержка связности элементов и компонентов деятельности: от плана оперирования со знаковыми конструкциями (рис.1) до плана схематизации смысла, как плана самоорганизации и рефлексии (рис.4). В зависимости от характера дисфункций, фиксируемых в данных планах, над ними "надстраивается" соответствующее количество методических этажей. Простейшая дисфункция – сбой в манипулировании знаковыми конструкциями, ликвидируемый за счет замены знаковых форм и приемов знакового синтаксиса (рис.2). Наиболее сложная – дисфункция смысла, ликвидируемая за счет новой конструкции значения (рис.4) или метаплана цикла обеспечения (рис.4 ® рис.1).
(4-1)
Проблемы деятельности и схематизация
В данном – нисходящем – такте схематизация в методологическом смысле представлена во всех планах, в каждом из которых она выполняет свою специальную методическую задачу. Исходной задачей и функцией схематизации является постановка проблем в деятельности, обусловленных неадекватностью или отсутствием в ней специфических средств – знаково-знаниевых конструкций. Решается проблема с различной степенью конкретизации в соорганизации планов на рис.1-4 как методических и как "производственных". Степень конкретизации заключена в диапазон от теоретико-методологической постановки и решения проблем (непосредственным замыканием плана-4 на план-1) до практико-методического определения и решения задач (последовательным включением в план-4 материала "нижележащих" планов).
* * *
В тезисах схематизация рассмотрена в двух смыслах: в специальном, методологическом и в общем, в том числе в методическом. В обоих смыслах схематизация решает преимущественно одну задачу – соорганизацию языковых, знаниевых и знаковых средств. Данная задача возникает в пограничных условиях интеллектуальной деятельности при дисфункции оперативных систем культуры (языка, знака, знания). Причем для схематизации в общем смысле безразлично, носят ли они объективный (проблемно-методологический) характер или субъективный (задачно-методический). Другими словами, не важно, обусловлены ли они отсутствием средств (оперативных систем), их недоступностью или неосвоенностью. Для схематизации в методологическом смысле принципиальна проблематика – отсутствие и дисфункция – средств деятельности.
В тезисах намерено опущена языковая составляющая схематизации с тем, чтобы сосредоточить внимание на роли знака и знания. При этом знание затронуто лишь отчасти. Язык и его оперативные системы в схематизации играют подчиненную роль (что и отражено в форме данного сообщения). Это положение проявляется тем отчетливей, чем с более "высоким" планом схематизации (рис.1, 2, 3, 4) мы имеем дело. И напротив: чем "ниже" план, тем больше взаимообратимости языка и знака.
29 апреля – 17 мая, 2011