eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

В.В. Сааков "Смысл и схематизация"

УВЕДОМЛЕНИЕ

Следующие заметки и соображения вызваны просьбой организаторов конференции и, как я догадываюсь, не только ко мне. Стоит заметить, что 10-15 лет назад просить никого не надо было, а меня тем боле. Что-то поменялось… Одним из "что-то" является несомненный казус СМД-методологии – наступившая для (на?) нее письменная пора. ГП застал только самое ее начало. Он верил и ждал этой поры. Крепкая ОДИ, не говоря уже о ММК-семинарах, несомненно устной поры методологии, по его неоднократным словам были достойны самого высокого книжно-издательского оформления. Не в пример, цитирую его, "жалким опусам Товистокских чтений". Прокламируемые в то время принципы говорения/писания – идеи принадлежат Кружку, публикации имеют автора – не случайны, служа страховкой от казусов методологии поры письменной[1].

Организаторы ныне сетуют, что столько было наговорено о схематизации и схемах, а письменных источников и продуктов как бы и нет вовсе[2]. Не в этом ли истина (и тайна) схематизации? Ведь говоря образно, схематизация – плоть коммуникации. Последняя и является плотной, только и только развертываясь схематизацией. В мышлении схематизация уже функционирует схемами и умирает в знаках. Постольку исключительно полная, механическая фиксация течения коммуникации является минимальным вместилищем схематизации[3].

В схематизации нуждается мысле-коммуникативное действие. Собственно действие (и мыследействие) требует себе организационных ресурсов, а мысль и вовсе может довольствоваться категорией и типологией. Ясно, что последнее, как правило, приобретаемо (извне), что весьма проблематично в отношении средств схематизации. Как сказал бы ГП, все здесь мистика и тайна[4].

При этом, учитывая, что конференция еще за горами, я начал бы с пред-тезисов. А по мере возможностей и благоприятствующих обстоятельствах дотягивал бы их до тезисов. Такая вот самонадеянность перед "мистикой и тайной" схематизации.

1 В качестве исходной и базовой метафоры схематизации напрашивается "письменное мышление". Тогда можно временно сгруппировать мысле-коммуникативные (интеллектуальные) усилия и мероприятия в:

  • практики бес-письменные,
  • практики до-письменные,
  • практики письменные (и для типологической полноты)
  • практики после-письменные.

2 Исходная метафора указывает на рамки искомой онтологии (проступающей в подавляющем большинстве ММК-текстов о схеме и знаке). Эти рамки:

  • тематизация versus схематизация и
  • схематизация versus знакотехника.

Первая рамка выделяет место для средств как бы первичного членения месива смыслов[5]. Роль и результаты членения могут быть тематизирующими (вроде работы мысли в тиши кабинета), могут быть схематизирующими (действие слова и мысли на арене). Соответственно, тематизмы предназначены к вынесению вовне, к публике[6], а назначение схематизмов – публику создать. И еще: тематизмы могут остаться и неопубликованными (а у кого и когда не так?), схематизмы же могут трансформироваться (выродиться) в темы в случае духовной или физической смерти порожденной ими публики (и вновь ждать часа своей публикации – извлечения на суд и свет людской).

Вторая рамка намечает время, в течении и по прошествии которого схематизирующая мысль-действие уступает место конструирующему мышлению – знакотехнике.

3 Третий пред-тезис – рефлексивный. Предыдущие пункты, за исключением уведомления, являются преимущественно продуктами тематизации. Уведомление же, любое[7], и по причинам своим и по целям является коммуникативным. Следовательно, может и должно быть схематизирующим – схематизирующим смысловое (и равное ему) месиво по имени "схематизация".

Схематизируемое на данный момент месиво: существуют всего две школы, имеющие непосредственное отношение к объявленной теме. Одна – методологическая школа ГП, другая – географическая школа Родомана[8]. Если сходу сейчас тематизировать, то это будет столбовая дорога знакотехники, от которой пока воздержусь. Для дальнейшей схематизации еще не хватает того же смыслового месива (одновременно многого и разного, здесь и сейчас нужного, но до поры неподъемного). При этом для себя я смешал здесь достаточно (но факт этой смеси сугубо индивидуальный).

4 Как ставилась в ММК проблема схематизации? На схематизацию (как тайну и мистику, см.выше) возлагались механизмы процессов онтологизации и объективации (все последующее в этом ряду уже принадлежало знакотехнике). Первый тематизм здесь не мой: "знаки в деятельности, схемы в мышлении". В связи с чем проиллюстрирую его во вполне общепринятой форме (см. фигуру 1), лишь введя в нее отношения схематизации и тематизации в категории процесс-механизм.Фигура 1

Следующий тематизм": "экраны и связи" (смотри фигуру 2). И чтобы выдержать тему схематизации в принятом ключе: "связь как тождество" и "связь как конструкция".

Я умышленно подвожу схематизацию к ее антропологическому смыслу[9]. Умысел состоит в связывании двух экранов – внутреннего и внешнего экранов сознания. Идея экрана здесь решающая и неустранимая, идея сознания второстепенна и подчиненна.

Статья "Смысл и значение" или изложение того же в цикле лекций из двухтомника "Знак и деятельность" служат обоснованием пред-тезису 4 (подобно тому, как "все три тома "Капитала" составляют одноименное понятие").

Знаки могут и должны быть подвергнуты интерпретации в функции экрана (со своей чередой смыслов в конструкциях знаковых значений). Схематизация и ее продукты – схемы – устанавливают между ними связи, "не касаясь" самих экранов. Именно в этом "не касательстве" заключена принципиальная нетождественность схемы и знака. При этом знаки, которые имеются по этому случаю в виду, не нуждаются в графикации (сигнификации) и в графемах (чувственных знаковых формах), хотя это случается сплошь и рядом (что есть издержки т.н. экранной культуры). Им достаточно быть "просто" зримыми (вроде поз как знаков, жестов как знаков, интонаций… и прочих "сильных" выражений[10]).

Фигура 2Тематизм "экран и связи" распадается на:

  • связь внешнего и внутреннего экранов,
  • связь внутренних экранов,
  • связь внешних экранов.

Две последних связи могут принадлежать схематизации только в особых смыслах, например, в психотехническом (как знаковом манипулировании) и в кибернетическом (как знаковой машинерии).

5 И последнее. Знаки показывают, схемы высказывают. Знак следует видеть, схему необходимо слышать (что, разумеется, не сводится обязательно к слушанию ушами[11]). Речь идет не о любых знаках, а только о принадлежащих разным – внешним/внутренним – экранам (как бы техно- и антропоморфным по исполнению). Знакотехника в отличие от семиотики избрала для себя исключительно внутренние экраны.

Тем не менее, объективирующий характер знакотехники далее требует и требует себе внешних экранов, дабы отображать на них свои продукты (в целом – т.н. семиотическая инженерия). При этом вынужденно (явно и не явно) используются расхожие схематизмы[12] в качестве структур коммуникативных каналов. Понятно, что вне и помимо схематизации нам остается здесь иметь дело только с вырожденными знакотехникой и семиотической инженерией.

Виталий Сааков, 25 июля 2007



[1]  Коллизии с архивами и наследием ГП-ММК служат первыми болезненными симптомами этой поры.

[2]  Считаю единственным и достаточным письменным источником эпохи устной методологии статью ГП "О методе семиотического исследования знаковых систем" // Семиотика и восточные языки.- М.: 1967.

[3]  Лучший на сегодня пример – раскритикованное издание "ОДИ-1// Организационно-деятельностные игры". – М.: Наследие ММК, 2006.

[4]  Весьма полезной здесь была бы ММК-этимология "схематизации".

[5]  Это весьма позитивная оценка. Редко удается достичь смысла, а уж их месива…

[6]  Не случайно темы предстоящей конференции напоминают программы конференций вузовских.

[7]  Классическими уведомлениями, схематизирующими смысловое месиво ситуации, служат судебная повестка и коммерческое предложение.

[8]  Имею в виду исключительно картоиды, членящие свое специфическое предметно-смысловое месиво.

[9]  Если схема производит человека (исключительные обстоятельства антропотехники), то далее человек, возможно, (вос-) производет схему (исключительные практики себя).

[10]  ГП был ходячим подобным знаком, его даже соратники призывали воздерживаться от некоторых слишком "сильных" выражений (например, одно из последних ОДИ-шных – "ты, падло,..").

[11]  Обстоятельством, но не условием (!) слышания, конечно же является вùдение, грубо говоря, присутствие в зримом и значащем мире. При этом следует помнить о Загорском эксперименте Э.Ильенкова (в теме схематизации он ждет своего часа).

[12]  Вот еще кому-то предстоит их нудная инвентаризация. Олег Игоревич своими поводами и намеками – "схематизмами сознания", "схематизмами воли" – только указывает на необходимость таковой. Вот дойдут ли его руки..?

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44