Подход к исследованию поэтики организационно-деятельностной игры
Анализ поэтики игры - выявление способов, приемов "удержания" основных моментов, идеологически и эмоционально пронизывающих игру и сознательно или бессознательно реализуемых самими игроками. Игра - это совместное действо, где есть "зачинщики (зачинатели) и все остальные. Смысло-поэтические волны могут омывать то "зачинщиков", то игроков. В процессе таких итераций уточняется и оживает конкретный сюжетный, поэтический (в смысле образа мира) замысел игры, не обязательно "замышлявшийся" кем-либо из зачинщиков-агротехников, наподобие замысла режиссера или живописца. В ходе анализа поэтики игры исследователь "работает со своего рода радаром и обнаруживает ... структурные принципы поэтики ... в богословии, философии, в структуре государства, структуре общества, в "естественнонаучных" представлениях своего времени - всюду" /1/. Мы избираем в качестве базовой гипотезы представление об игре, как о "недозревшем" ритуале, о "внутренней тоске" игры по ритуальным формам существования, где могут вновь слиться воедино дело, слово и мысль. Соответственно ОДИ характеризуется широким спектром ритуальных, ритуализованных и профанических форм поведения и способов осмысления событий в игре.
Наиболее острым с точки зрения исследования поэтики ОДИ является момент распредмечивания игроков и нового самоопределения, происходящий на игре, как правило, в третий день. "Переключение", происходящее в этот момент с каждым отдельным игроком, сопоставимо с феноменом инверсии - "перевертывания" смыслов при переходе из одной культурной среды в другую /2, с.79/.
Противостоящие смыслы существуют в рамках разных культур. Их противостояние задает некоторые напряжения. Ситуация становится зкзистенционально опасной для игроков.
И здесь уместно вернуться к теме ритуала, который, по словам В.Н. Топорова, происходил в "экстремальных условиях, условиях, когда угрозы безопасности жизни и миру максимальны ... Как известно, символические формы поведения выявляют свои высшие ценности особенно рельефно при сопоставлении с несимволическими формами поведения, являющимися уделом "профанического" и трактуемыми как находящиеся ниже сферы "символического" /3, с.I7, 34-35/.
В ситуации ОДИ как символические формы поведения выступают рефлективные действия, мышление в понятийном аппарате ОДИ, а в качестве "профанных" – натуралистически окрашенные действия и мышление. Все "действо" игры к моменту рассматриваемого нами эпизода принимается для отдельного игрока характер движения "в шорах". Игра выступает для игрока как некое подобие ритуала. Его поведение становится потенциально ритуализованным. "Ритуализованное поведение балансирует на грани с профаническим, хотя бы косвенно и негативно обозначает эту грань, а в некоторых ключевых точках непосредственно реализует свою противопоставленность сфере профанического" /3, с.53/. Это и есть момент "перекпючения". В основе ритуала лежит идея возобновления (восполнения недостачи) идеального "прасостояния" (золотого века). Когда мы говорим об игровом процессе и "ритуальном узле" на нем - о "переключении", мы тем самым говорим о возобновлении "индивидуальной жизни" человека. "Точнее было бы говорить о ритуале не как об инструменте и средстве выживания, а как о субъекте обновленной жизни, совпадающем с объектом совершаемого им действия - с самой этой жизнью" /3, с.47/.
Мы предполагаем, что исследования поэтики игры могут обогатить понимание ОДИ и дать игротехнику, исследователю, организатору игры художественно-образные средства удержания целостности игровых событии в условиях, когда ее системный анализ проводить в ограниченное время практически невозможно.
Литература
1. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л.: Наука; 1985, с.352. - 575 с.
2. Леви-Стросс К. Как умирают мифы // Зарубежные исследования по семантике фольклора. - М.: Наука, 1985, 315 с.
3. Топоров В.Н. 0 ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и ранне-литературных памятниках. - М.: Наука, 1989, 330 с.