eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Подход к исследованию поэтики организационно-деятельностной игры

Пундик Я., Шило А.

Анализ поэтики игры - выявление способов, приемов "удержа­ния" основных моментов, идеологически и эмоционально пронизываю­щих игру и сознательно или бессознательно реализуемых самими игроками. Игра - это совместное действо, где есть "зачинщики (зачинатели) и все остальные. Смысло-поэтические волны могут омывать то "зачинщиков", то игроков. В процессе таких итераций уточняется и оживает конкретный сюжетный, поэтический (в смысле образа мира) замысел игры, не обязательно "замышлявшийся" кем-­либо из зачинщиков-агротехников, наподобие замысла режиссера или живописца. В ходе анализа поэтики игры исследователь "рабо­тает со своего рода радаром и обнаруживает ... структурные принципы поэтики ... в богословии, философии, в структуре госу­дарства, структуре общества, в "естественнонаучных" представле­ниях своего времени - всюду" /1/.  Мы избираем в качестве базо­вой гипотезы представление об игре, как о "недозревшем" ритуа­ле, о "внутренней тоске" игры по ритуальным формам существова­ния, где могут вновь слиться воедино дело, слово и мысль. Соот­ветственно ОДИ характеризуется широким спектром ритуальных, ритуализованных и профанических форм поведения и способов осмысления событий в игре.

Наиболее острым с точки зрения исследования поэтики ОДИ является момент распредмечивания игроков и нового самоопределе­ния, происходящий на игре, как правило, в третий день. "Перек­лючение", происходящее в этот момент с каждым отдельным игро­ком, сопоставимо с феноменом инверсии - "перевертывания" смыс­лов при переходе из одной культурной среды в другую /2, с.79/.

Противостоящие смыслы существуют в рамках разных культур. Их противостояние задает некоторые напряжения. Ситуация стано­вится зкзистенционально опасной для игроков.

И здесь уместно вернуться к теме ритуала, который, по словам В.Н. Топорова, происходил в "экстремальных условиях, условиях, когда угрозы безопасности жизни и миру максимальны ... Как известно, символические формы поведения выявляют свои высшие ценности особенно рельефно при сопоставлении с несимво­лическими формами поведения, являющимися уделом "профаническо­го" и трактуемыми как находящиеся ниже сферы "символического" /3, с.I7, 34-35/.

В ситуации ОДИ как символические формы поведения выступают рефлективные действия, мышление в понятийном аппарате ОДИ, а в качестве "профанных" – натуралистически окрашенные действия и мышление. Все "действо" игры к моменту рассматриваемого нами эпизода принимается для отдельного игрока характер движения "в шорах". Игра выступает для игрока как некое подобие ритуала. Его поведение становится потенциально ритуализованным. "Ритуализованное поведение балансирует на грани с профаническим, хотя бы косвенно и негативно обозначает эту  грань, а в некоторых ключевых точках непосредственно реализует свою противопостав­ленность сфере профанического" /3, с.53/. Это и есть момент "перекпючения". В основе ритуала лежит идея возобновления (восполнения недостачи) идеального "прасостояния" (золотого века). Когда  мы говорим об игровом процессе и "ритуальном узле" на нем - о "переключении", мы тем самым говорим  о возобновлении "инди­видуальной жизни" человека. "Точнее было бы говорить о ритуале не как об инструменте и средстве выживания, а как о субъекте обновленной жизни, совпадающем с объектом совершаемого им действия - с самой этой жизнью" /3, с.47/.

Мы предполагаем, что исследования поэтики игры могут обо­гатить понимание ОДИ и дать игротехнику, исследователю, органи­затору игры художественно-образные средства удержания целостно­сти игровых событии в условиях, когда ее системный анализ про­водить в ограниченное время практически невозможно.

 

Литература

1.          Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л.: Наука; 1985, с.352. - 575 с.

2.         Леви-Стросс К. Как умирают мифы // Зарубежные исследования по семантике фольклора. - М.: Наука, 1985, 315 с.

3.         Топоров В.Н. 0 ритуале. Введение в проблематику // Архаи­ческий ритуал в фольклорных и ранне-литературных памятни­ках. - М.: Наука, 1989, 330 с.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44