Социально-экологическая экспертиза как средство формирования системодеятельностного объекта проектирования
Существующее экологическое мышление носит "ограничительный" характер, основываясь на показятелях допустимого вредного влиянии проиэводствя на природу (ПДК, ПДВ, ПДН, ПДС и пр.). Эта "идеология ограничительства" и приводит к тому, что все попытки уменьшить воздействие производства на окруиающую среду превратаются в борьбу с поспедетвиями, а не с первопричинами.
Экологические проблемы это не вопрос состояния окружающей среды и воздействий, которым она подвергается, зто вопрос реорганизации тех производственных, административных, политических и пр. структур деятельности, которые и приводят к этому состоянию. Суть нового экологического мышления состоит в замене природного объекта исследований и проектирования на деятельностный. Им становятся организационные, плановые, технологические и др. структуры деятельности, собственно и являющиеся причиной постоянного воспроизводства экологических разрушений.
Критика системы проектного дела показывает ее неспособность справиться с подобным объектом - неспособность решать проблемы комплексного освоения территорий, либо переустройства развернутых на них систем деятельности. Во-первых, потому, что отсутствуют средства позволяющие разрабатывать взаимосогласованные: I) проекты социального и культурного развития; 2) программы трансформации административной и политической систем; 3) проекты региональной организации хозяйства. Во-вторых, потому, что подобная работа монет осуществляться лишь на материале систем деятельности, реально слагающих ситуацию в регионе. Подходы и методы, позволяющие выявлять действующие силы и культурные основания их ориентаций и целей, сегодня практически отсутствуют.
Еще один момент следует подчеркнуть особо – идея регионализации. Проистекает она из того факта, что реально действующие на местах силы фактически оторваны от разработки проектов и программ развития регионов. В частности, в этом и заключена одна из причин кризиса централизованной системы проектного дела, ибо делегирование (вместе с программами и проектами) целей, как правило, не принимается административными, хозяйственными, управленческими и пр. .структурами на местах и, в конечном счете, не реализуется.
Децентрализация и перенос источника инициатив на места – также не обеспечены сегодня знанием о фактическом, как это принято сегодня говорить, "человеческом факторе" региона – интеллектуальном, организационном, культурном и т.п. потенциале.
С I5 nо 3I октября 1988 г. в г. Иркутске под руководством С.В.Попова прошла первая Всесоюзная социально-экологическая экспертиза "Байкал", которая позволила восполнить некоторые методологические пробелы в работе с системодеятельностными объектами: I) сформировать "деятельностную ситуацию", т.е. увидеть за картинами состояния окружающей среды, состав, устройство и функционирование тех систем деятельности, которые и вызывают данное состояние; 2) вскрыть цели, движущие этими системами деятельности, их культурные основания, определить естественные тенденции развертывания процессов, происходящих в регионе; 3) определить, какого типа долгосрочные разработки и инициативы в регионе могут быть подкреплены Человеческим ресурсом (каковы ценности и цели, уровень интеллектуализации и прочее).
Социально-экологическая экспертиза в рамках нового экологического мышления занимает особое место - вместо оценки готовых проектов на последних стадиях согласования, она обращается к предпроектному этапу: в) формируя системодеятельностный объект проектирования; б)выявляя тенденции естественного измене вия ситуяции; в) определяя принципиальные задания на проектирование, за счет соотнесения наличных средств и методов, с одной стоэроны, и человеческого регурса региона, с другой.