eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Естественная наука как институт мышления?

Липкин А.И.

 Институты для меня – это некие устойчивые формы (нормы и др.), обеспечивающие воспроизводство, в данном случае – воспроизводство научного (физического) мышления. Следовательно, я вижу свою задачу в том, чтобы проанализировать в рамках выбранной темы такие формы, их возникновение и функционирование.

Смотря на историю физики, я вижу два аспекта, которые условно назову "социальным" и "когнитивным"[1]. Они отвечают, соответственно, воспроизводству сообществ и воспроизводству мысли, которые связанны между собой. Институтом мышления я бы считал либо последний, либо их связку.

Речь пойдет, конечно, о европейской культуре, поскольку физика и естественная наука – это ее плод. 

Что касается социального среза, то здесь, наверное, можно оттолкнуться от старого мертоновского подхода, где наука как социальный институт задается специфической системой ценностей и норм поведения, "научным этосом" в виде набора из четырех императивов: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. У Мертона это про сообщество ученых, но, во-первых, сообщество ученых (а), как показывает история, тесно связана (отчасти перемешана) с рядом других сообществ: б)преподавателей; в) студентов; г)людей, интересующихся наукой идеалистически (как явлением культуры); д)людей, интересующихся наукой прагматически (как средством для развития техники). Последние появляются поздно, всерьез, наверное, лишь в 19 в. (часы Гюйгенса погоды не делают). Все эти сообщества играют важную (в разное время – в разной степени) роль в механизме социального воспроизводства науки.

Не претендуя на серьезное исследование, в качестве иллюстрации мысли, что надо рассматривать более широкую общность, чем ученые приведу приблизительное видение истории трансформации соотношения ролей этих общностей.

В средние века (вос)производство ученых(а) из студентов(в) осуществлялось в основном в монастырях (монастырские школы) и университетах, а последние являются центрами конденсации для ученых, существенная часть деятельности которых происходит в форме дебатов, форма которых не случайным образом походит на рыцарский турнир (где оружием является логика Аристотеля). В эпоху Возрождения центрами конденсации ученых(а) становятся меценаты, принадлежащие подгруппе (г) (т.е. дворцы, а не университеты), а их производство-обучение, по-прежнему происходит в монастырских школах, университетах, а также посредством домашних учителей (набор Галилея)).

На следующем этапе – Новое время: для студентов(в) и преподавателей (б) появляется альтернатива, противопоставляющая себя старым (средневековым) университетам. Сначала это школы иезуитов (случай Декарта), потом (19 в.) – французская Политехническая школа и новые германские университеты. Для ученых(а) происходит переход от кружков вокруг меценатов и республику ученых к королевским академиям, потом – добровольные общества с конференциями и журналами и новые университеты, в (при) которых создаются исследовательские лаборатории и институты (последние появляются в конце 19 в. и становятся все более значимыми в 20 в., особенно в Германии и СССР). Параллельно этому роль главных внешних потребителей производимого учеными научного знания все более (20 в.) переходит от людей, интересующихся наукой идеалистически (как явлением культуры)(г) к людям, интересующихся наукой прагматически (инженеры), соответственно в большом обществе представление о месте науки смещается от производства картины мира (мировоззрения) к производству техники (материальной силы). 

Т.е. мертоновский подход надо расширить на более гетерогенное сообщество, хотя указанный им этос будет распространяться и на них. Здесь, правда, возникает тонкий вопрос, связанный с различием норм и идеалов (нормы требуют, чтобы они соблюдались большинством, идеалы – то на что ориентируется меньшинство, но при условии, что это уважается в обществе): Являются ли мертоновские императивы нормами или идеалами? А если это идеалы, то относятся ли они к институтам? Но поскольку в центре обсуждения стоят институты мышления, к которым более прямо относятся когнитывные нормы, то я оставляю все эти вопросы в подвешенном состоянии и перехожу к главной теме. 

В когнитивном слое

я буду исходить, с одной стороны, из куновской модели "парадигма – сообщество", в которой парадигма, вроде, выполняет в рамках нормальной науки функции "когнитивного института"[2], который является основным предметом доклада. С другой – из своей, где в этом институте (парадигме) я выделю несколько уровней, каждый из которых задает определенные нормы для последующих:

1)  общеестественнонаучный 1, возникающий в теории падения Галилея как специфический симбиоз натурфилософии, математики и техники;

<П|Т|И> (1),

где средняя "теоретическая" часть (Т) происходит из математизированной натурфилософии (метафора "Природы как книги, написанной на языке математики"), это область идеальных объектов (типа тела в пустоте), которые описываются (вводятся) в рамках двухслойной структуры, состоящей из модельного и математического слоев. Крайние члены <П| и |И> - операции приготовления (гладкой наклонной плоскости или трубки Торичелли) и измерения (сравнения с эталоном) – взяты из техники;

2)  общеестественнонаучный 2, появляется в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где возникает два уровня - первичные (ПИО) и вторичные (ВИО) идеальные объекты, которым соответствуют уровни оснований и конкретных теорий;

3)  общеестественнонаучный 3, который пока лишь общефизико-химический – переход к неявному типу определения (введенном в геометрии Д.Гилбертом) первичных идеальных объектов (ПИО).  Этот переход происходит на границе 19-20 вв. в виде теоретической физики как нового типа представления физического знания, он еще плохо отрефлексирован в философии и методологии науки.

4)  дисциплинарный – конкретная функциональная структура оснований раздела физики (в случае физики), в рамках которой осуществляется (3);

5)  уровень раздела - конкретная содержательная реализация (4) 

При этом, как и положено парадигме, все эти "нормы" выступают как иерархизированная система средств для производства конкретных научных теорий (знаний) о природных явлениях и объектах.

Отмечу, что речь идет здесь об идеалистической "фундаментальной" науке, науке ради науки (т.е. если здесь можно говорить о разрывах в деятельности, то только в рамках самой научной деятельности), для которой прагматичная по своей сути техника – лишь ресурс, поставляющий приборы.

В конце 19 в. (т.е. по сути в Новейшее время) появляется место для прикладной науки (Гюйгенс с часами – уникальное явление для Нового времени, как и Архимед для античности) и НТР. Ярким представителем последней является "атомный проект", который послужил большим стимулом для развития науки в бывших ранее в этом отношении периферийными СССР и США. Но здесь, со стороны фундаментальной науки, мы имеем эффект скорее социальный, чем содержательно-когнитивный: выросли сообщества ученых, США и СССР вышли в лидеры, но научных революций сопоставимых с революциями первой четверти 20 в. не произошло.


[1] Т.е. я, в первом приближении, ориентируюсь на схему анализа института, предложенную В. Марачой.

[2] В связи с вопросом: "В рамках каких современных проблем осмысленно обсуждать институты мышления?", возникает вопрос: есть ли разница между "когнитивным институтом" и "парадигмой"? Если нет, то что следует из такого ответа на этот вопрос?

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44