eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Управляя развитием: вызовы 21 века.

Малиновский П.В.

1. Тезис ГП – управлять имеет смысл только развитием. 30 лет спустя: в 1980 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам управления в гостинице «Можайская», на котором ММК выступил со своей платформой. Параллельно шла ОДИ-2 - практическая реализация комплексного исследования завершившегося пилота - ОДИ-1. Если рассматривать ОДИ как своеобразную лабораторию по экспериментальному выращиванию институтов развития, то вопрос, что же мы получили в результате?

Повод для ретроспективной оценки – на рынке высокотехнологических услуг мы сейчас сотрудничаем с сообществом практики - системной инженерией (Росатом) = клон системного движения 60-х гг. ХХ века.

2. Междисциплинарный характер ОДИ – контролируемость ситуации эксперимента задается соблюдением требования конкретной дисциплины.  Организация деятельности – эквивалент контроля экспериментальной ситуации отдельной дисциплины. ОДИ-2 задала образец такой организации комплексного исследования, но мы не вышли на следующий уровень этой эпистемической организации. Где границы ситуации ОДИ? Пределы распредмечивания знаний – в конкретной ситуации действия собравшихся индивидов задаются темой ОДИ, с одной стороны. Логика проблематизации должна нас вывести, с другой стороны, на «замыкающую» рамочную онтологию, последовательно отвечая на вопросы:

  • Что мы делаем?
  • Как мы это делаем?
  • Почему мы это делаем?
  • Зачем мы это желаем?
  • Какова цена вопроса?
  • Где и когда мы это делаем?
  • Кто мы такие?

Итеративность этого процесса (наличие прямых и обратных связей для каждого из участников ОДИ) задает ситуацию развития.

3. Уровни рефлексивного движения по содержанию мышления задаются процессами мыследеятельности:

  • тематизация
  • схематизация
  • формализация
  • проблематизация
  • систематизация
  • парадигматизация

Сложность социокультурной ситуации, в которой мы оказались: эпоха взаимосвязанных глобальных революций (синтетической цивилизационной революции):

  • научно-техническая революция
  • информационно-коммуникативная революция
  • образовательная революция
  • управленческая революция
  • профессиональная революция

Общий итог – смены эпистемы Нового времени (гипотеза М.Фуко, 1963)?

Вывод: Пространство применения экспериментального метода – достижения научной революции Нового времени – меняются радикальным образом.

4. Между двумя природами человека – первой и второй (культура) – искусственно вырезается пространство контролируемого применения экспериментального метода. Это окультуренная природная среда, техносфера (тектура), которая представляет собой совокупность инструментов, применение которых на основе растущего и проверяемого в эксперименте знания, поддерживается адаптируемыми структурами социальной среды (социосфера). Появление Интернета (виртуальная реальность) задает пятую, собирающую среду для глобальной цивилизации. Именно дизайн этой цивилизации и определяет пространство применения экспериментального метода: это уже не экспериментальные страны – США, СССР, ГДР и т.п., не корпорации, способные реализовать инновационные проекты (от Ост-индской британской компании до НАСА), но сетевые структуры?

5. Конкурирующие пять принципиальных проектов выстраивания глобальной цивилизации:

  • «свободный мир» либеральной демократии (модель «открытого общества» Поппера, 1944);
  • неформальная экономика «сетевая цивилизация»  - рынки, на которых работают сетевые сообщества (в т.ч. и криминальные) (60-70 гг. ХХ века);
  • информационное общество = информационная цивилизация, где правят е-правительства, открытые для коммуникации со своими гражданами (Масуда, 1982);
  • сообщества практики (Венгер, Лэйв, 1990)
  • общество знания (проект ЕС, 2001)

Методологическое сообщество способно ли осуществить пересборку новой эпистемы, чтобы управлять этим популятивным объектом – глобальной цивилизацией, процессом ее генезиса?

 

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44