eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Практики методологии

Содин С.Л. Харьков

1. В соответствии с традицией практики связаны с представлением о благе. Рационализм связывает практичность с разумностью, с постоянными инвестициями разума в деятельность. В развивающемся обществе деятельность, теряя связь с разумом, перестает быть практичной.

В настоящее время практический разум, (и практики) теряют связь с всеобщим  мышлением, тем самым их рациональность и практичность в деятельности могут вызывать сомнения.

Становление крупного философско-методологического течения влечет за собой появление нового рационального мировоззрения и, как следствие – серию «проектов» трансформации общественной и индивидуальной жизни на основе рациональных, то есть познаваемых разумом, законов.

Методология не являлась исключением: как радикальное направление философско-методологической мысли она предлагала проекты переустройства различных сфер жизни.

2. Сами методологические практики следует анализировать с двух сторон: (1) со стороны их принципиального устройства, соответствующего общим идеям методологии и (2) со стороны их тематического содержания и возможных границ.

Я сосредоточусь преимущественно, на первой стороне. Именно принципиальное устройство «сферы» практики определяет «практичность» методологии.

Устройство практик определяются, с одной стороны, тем как мыслит себя методология, с другой – рефлексией попыток реализации методологических проектов и программ, а также освоением и рефлексией новых регионов и полей деятельности. С моей точки зрения в итоге именно особенности методологической рефлексии и выходят на первый план; особенности рефлексии определяют не только понимание практики (и её границы), но и программы и проекты развития самой методологии. Неясность понимания практик – это недостаточность методологической рефлексии.

Когда методология выступала как глобальный мега-проект, вопрос о ре-организуемых сферах деятельности, соразмерным сути методологии, (и её реальным возможностям) оставался на втором плане. Методологическое мышление было направлено в первую очередь на проектирование новых техник и технологий мышления и новых деятельностей или предметов. Практичность соизмерялась с построенными методологическими инструментами – со средствами, методами и процедурами.

Как идеологема, такой взгляд на возможности методологии сохранялся еще долго («Методология может все!»). Вместе с тем уже на раннем этапе развития методологии –на этапах содержательно генетической логики и теории деятельности – идея практичности методологии была имплицитной частью самого методологического проекта, и несло представления о мышлении как (всеобщем) благе.

Однако, по-видимому, с самого начала было понятно, что практичность методологии соизмеряется не только с внешними возможностями методологических инструментов; существенно, что практичность должна соизмеряться (главным образом) с общими идеями и принципами методологии. Способ понимания методологией самой себя, а также то каким путем методология развивается, определяет её практичность.  В этом особенность методологических инструментов: они должны быть применимы в первую очередь к самой методологии. Сами методологические инструменты связаны с рефлексией – практичность методологии определяется особенностями её рефлексии. (Как всякое направление философско-методологической мысли методология само рефлексивна). Отсюда вытекало, что возможная внешняя сфера методологической практики должна быть подобна фрагменту самой методологии. Фактически чаще всего именно так и получалось.

Но по мере развития методологии встал вопрос о границах методологических практик. Попытки ответа на вопросы о границах привели к представлениям о сфере и сферных процессах. С другой стороны они инициировали методологические разработки в понятиях эксперимента и экспериментирования. По-видимому, нужно отдельно рассматривать разработанный в методологии теоретический способ рассмотрения практики и реальные практики методологии, так, как они происходили. И во втором случае объяснять, чем именно определялись возможности и границы практичности. С другой стороны методологические формы рефлексии практик поддерживали развитие самой методологии.

Сфера – это своего рода замкнутый регион практичности методологии. Сфера должна быть замкнута не только относительно некоторого минимума процессов, обеспечивающих её существование (так называемых сферных процессов); она должна быть также замкнута относительно процессов смыслообразования и рефлексии. Таким образом, сфера как регион практичности, должна быть регионом осмысленности и рефлексивности. (Появление новой практики – это появление нового региона осмысленности). Такое понимание сферы практики противопоставляется пониманию её как области  приложения методологических инструментов, и как предмету методологического проектирования.

Указанная трансформация понимания практики соответствует переходу от проектного и деятельностного подхода к программированию и коммуникативным практикам в СМД-методологии.

Практики методологии находятся в зависимости от развития самой методологии, от её возможности осмыслить как себя, так и сферы своей практики – то есть от характера и возможностей методологической рефлексии. Простое приложение уже оформленных методологических инструментов в принципе не может быть практичным.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44