eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Управление знаниями в современных многопрофильных корпорациях

Талянский Д.С.

Знания – ключевой инструмент системы управления корпорацией 

Современные многопрофильные корпорации – это полисистемы, элементами которых являются предприятия и организации – моносистемы.

Численность сотрудников предприятий корпорации может достигать нескольких сотен тысяч человек. Корпорации, как правило, глобальны и имеют подразделения по всему миру. Помимо выполнения важных экономических, социальных и политических функций, корпорации выступают «локомотивами» развития всей мировой промышленности.

Управление столь сложным объектом, как современная многопрофильная корпорация требует соответствующих инструментов управления, отличных от инструментов управления предприятием.

Как же должна быть устроена система управления корпорацией, чтобы не стать обузой для своих же предприятий? Где границы ее объекта управления? За счет, каких инструментов системе управления удается осуществлять изменения на всех предприятиях корпорации?

Анализ деятельности систем управления ведущих мировых корпораций позволяет сделать вывод, что система управления корпорацией – это место или «верстак» на котором ведется работа по управлению знаниями. Объектом управления системы управления корпорации являются не отдельные предприятия, а знания, орудия и средства управляющих систем этих предприятий.

При этом система управления корпорацией сама по себе не является и не может являться носителем знаний о деятельности своих предприятий. Система управления корпорацией должна владеет инструментами и средствами организации понимания, коммуникации, конструирования и выполнения коллективной интеллектуальной работы. 

Что такое «управление знаниями»?

«Управление знаниями» («knowledge management») – это метод организации коллективной интеллектуальной деятельности. Метод применяется для поиска способа решения уникальных задач, в условиях отсутствия в мировой практике готовых решений задач данного типа (пригласить лектора или консультанта, который бы рассказал, как такие задачи решаются – невозможно). Основой для поисковой работы выступают знания и опыт участников работ.

Суть метода заключается в организации коммуникации специалистов по решению подобных или схожих задач. К данной коммуникации также привлекаются эксперты из смежных сфер, которые могут привнести свежие идеи или проконсультировать по возникающим узкоспециальным вопросам.

Данный метод признан крупнейшими мировыми корпорациями («Бритиш Петролеум», «Моторола», «Дженерал Электрик», «Рено-Ниссан»), государственными учреждениями и общественными организациями, как один из самых эффективных управленческих инструментов. Метод активно применяется в США, Евросоюзе, Японии и других странах.  

Российский опыт управления знаниями в корпорации 

В Советском Союзе корпораций не было, в России они только начинают складываться.

Нашей команде доводиться принимать участие в складывании и формировании систем управления нескольких корпораций.

При осуществлении данной работы, мы опираемся как на принципы «knowledge management», так и на подходы СМД-методологии: 

Чем отличаются подходы «knowledge management» и СМД-методология?

Ключевыми инструментами в подходе «knowledge management» являются инвентаризация и мониторинг знаний сотрудников корпорации. Ноу-хау или уникальное знание отдельного сотрудника моментально становится достоянием всей корпорации. Специалисты по «управлению знаниями» исходят из того, что знания необходимые для решения любой уникальной задачи уже сосредоточены внутри корпорации, а их задача заключается лишь в описании и технологизации неотчужденных знаний, в создании условий для обмена знаниям и передачи опыта между поколениями.

СМД-методологи занимаются обсуждением и разработкой методов мышления, чем не занимаются специалисты по «управлению знаниями». Также в ходе коллективной мыследеятельности методологами конструируются новые знания, а «knowledge management» только выделяет лучшие из уже имеющихся. Рефлексия своей собственной деятельности свойственна последователям обоих подходов. 

Как мы используем эти подходы в своей управленческой практике?

Для организации коммуникации, понимания и коллективной интеллектуальной работы разрозненных групп профессионалов, мы проводим мероприятия по управлению знаниями (проектно-аналитические сессии, рабочие сессии и штабные игры), с элементами организационно-деятельностной игры.

Мы используем инструменты «knowledge management» (т.е. проводим тщательную инвентаризацию и выявляем наилучшие практики по всей стране), поскольку знания между нашими предприятиями распределены крайне неравномерно, а у нас задача – собрать все «по крупицам». На наших мероприятиях, как правило, собираются представители всех предприятий той или иной отрасли, и на мероприятии мы располагаем всеми имеющимися знаниями в стране по этой теме.

Но одних знаний о самом объекте управления недостаточно, для того чтобы сформировать эффективную систему управления, поэтому нам необходима схематизация и системное мышление. На наших мероприятиях мы не разрабатываем новые методы мышления, а демонстрируем участникам те, которые мы освоили в ходе своей прошлой и настоящей методологической практики. В этом смысле мы выступаем «строительными лесами», а продукт разрабатывается самим коллективом профессионалов.           

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44