Сопоставление методологии управленческой мыследеятельности в традиции ММК и ОДИ с евро - американской (на примере Р.Акоффа) и восточной (на примере TPS) традициями - школами.
Отношение к теме ХУ Чтений.
Управление. Общее понятие, которое я получил у Г.П., и которым я пользуюсь.
Практика управления, которую я имел возможность и удовольствие методологически рефлектировать.
Методология управленческой деятельности?
Это принципиальное строение и способы получения корпуса конструктивов, обеспечивающих социотехническое действие процессов системы управления на процессы в управляемой системе. Знания, схемы, способы мысли и действия.
1. Кому и для чего это сопоставление нужно?
Употребление в собственных работах.
Методология и философия. Игра в ИФАНе (1992 ?).
Вопросы, на которые необходимо отвечать методологу, обеспечивающему управленческую практику.
Конкурентная борьба за умы класса управленцев на рынке интеллектуальных инструментов в условиях открытости и участие в ней СМД методологов (в противовес кружковой эзотерике)?
- Наука МВА (предприятия в сфере образовательных услуг).
- Япония, Китай (оформление трудового потенциала).
- Русская «модель управления» (кризисы и прорывы по выходу из них).
Массовое «силовое давление» на отечественную практику управления. За ММК и ОДИ мне особенно обидно. Эта обида и вызывает жажду мести – или сравнительного анализа.
Читаю, например, «Системное мышление» по Джамшиду Гараедаги. Это ученик Р.Акоффа и если посмотреть труды Р. Акоффа, которые у нас вышли и переведены, я бы сказал, что для американской методологии Р. Акофф - это фигура типа Г. П. Щедровицкого, а Джамшид - его ученик.
Возникает желание сравнить - чем щедровитяне отличаются от акоффчан? А дальше появляется мысль о том, что есть, наверное, и третий фокус. Третья школа – восточная, которая идет от Лао Цзы с его очень непонятными высказываниями. Например, Китай строит свое хозяйство системно, не отказываясь от традиционных форм организации общества и коммунистического государства. Они к себе спокойно вставили капитализм. То же самое делают японцы. У нас удивляются - как это им к национальной японской культуре удалось пристроить кое-что западное? Ответ, на мой взгляд, прост: они мыслят системно. И понимают, что если что-то полезное изобретено в Европе или Америке и это позволит им upgrade их культуры сделать и решить те задачи, которые они не могут решить своими традиционными средствами, то это очень здорово.
2. Как можно (и как лучше) сравнивать?
Методология и проблемы сопоставительного анализа школ. Подходы к сопоставлению:
- систематизация по атрибутивным характеристикам;
- историческая типология;
- схватывание сути дела (основой служат первые два подхода).
1) Процедуры систематизации по атрибутивным характеристикам – аналитический подход.
Проблема: недостаточность аналитического подхода и форм систематизации для получения картины целого – поля деятельности и объекта управленческого действия.
Пример систематизирущего сравнения – матрица (в традиции Р.Декарта).
Таблица сравнения школ, представленных наиболее характерными авторами и системами знаний на базе атрибутивных характеристик (выраженных в большей или меньшей мере – экспертная или качественная оценка).
|
Школы |
||
Базовые характеристики |
Акофф |
ТРS |
ММК |
Способ трансляции |
Консалтинг, КУСО, управленческие технологии |
Тренировка и натаска мастером |
ИМИ, ОДИ (игра) |
Употребление в управленческой деятельности |
Властные полномочия |
Социальный коллективизм – накопление опыта |
Захват деятельности мышлением - влияние |
Нормировка, стандартизация и дисциплина |
After action review, корпоративная культура |
Принцип непрерывного совершенствования |
Корпус приемов антропотехники (школа жизни) |
Способ развития |
Объективируемое знание (позитивное) |
Ассимиляция полезного для дела |
Методологическая рефлексия - схематизация |
Историко – понятийная проработка – поиски сути |
Указание на философские корни |
Опора на традицию |
Историко - типологический выход к понятию (понимание) |
Образец |
Госпиталь, Симфонический оркестр |
Организация, связанная корпоративным духом |
Группа «прорыва» |
2) Историко - типологический подход. Переход от систематизации «рассеянного знания» (аналитического) к системным инструментальным сборкам.
Тип – отпечаток на объекте типологизации следов его происхождения и развития. Типологическая картина позволяет указать на исторические корни, атрибутивные характеристики и многочисленные следы деятельностей, через которые объект прошел в ходе своей жизни.
Г.П.Щ. Мы понимаем тип как особое методологическое средство, с помощью которого строится теоретическая картина. При этом понятие типа выступает не как непосредственно взятое из реальности, а как результат конструктивной работы мышления, которое реконструирует наиболее существенные характеристики исследуемого множества объектов и объединяет их в понятии типа. На этой основе в рамках множества может быть выделен некоторый определённый объект, который по ряду критериев рассматривается в качестве представителя всего множества объектов.
Историко–типологическая планкарта.
- Планкарта как она сложилась.
- Конструктивизация работ на планкарте.
- Поток времени.
- Слои организации МД.
- Креативные персоны, кружки, школы, группы.
- Формы мысли – филиация идей.
- Инструментальные сборки.
- Типы управленческих практик.
Операции сравнения на историко – типологической планкарте?
Выделение исторических ситуаций и анализ управленческой работы команд по решению проблем. Материал: мемуары великих управленцев.
Проблема связи двух рефлексивных позиций: от деятельности к теоретическому анализу и от работы с формами к оснащению управленческого действия. Методологическая рефлексия и личностная рефлексия.
«Большая история» - пространство планкарты в целом.
Как выделить содержание подхода-типа на фоне большой истории?
«Малая история» (в нашем случае ММК и его продолжатели). Находимся в самом ее начале.
Как стало возможным появление схем ОТС и ШР?
3) Схватывание сути дела.
Схемы для сравнения: Акофф, СМД-подход, «восточный» подход.
1 – освоение деятельности, накопление опыта, решение «кейсов».
Проблема деятельностной методологии: отсутствие нужного опыта.
2 – «захват» деятельности мышлением, проблемное обучение, освоение методологической рефлексии. Проблема мыследеятельностной методологии: как донести работающие формы мысли до «опытных».
3 - ассимиляция в практике принципов управления. Проблема «накопительной» методологии: как «отпечатать» на людях систематические знания о деятельности (кейти кайдзен).