eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Управление и корпоративное развитие: анализ опыта решения проблемы совместности

Загидуллин Ж.К.

1.      Сегодня ключевая проблема управленческой деятельности: проблема совместности – поиск моделей коллективного, партнерского способа управления (со-управления), а также форм включения в этот процесс внешних для управленческой деятельности субъектов (заинтересованных сторон, социальных групп, общественности).

В докладе планируется обсудить перспективы и возможные пути решения этой проблемы на материале нашего консультационного опыта участия в 2005-2008 гг. в модернизации управления в Холдинге РАО «ЕЭС России» (на последнем этапе реформы энергетики) и в проектировании системы управления постреформенной энергетикой.

2.      Основная задача последнего такта реформы состояла в том, чтобы обеспечить необратимость изменений, перспективы развития и устойчивость «новой энергетики» после ликвидации РАО «ЕЭС России» (30.06.2008 г.). Этот вопрос реформаторам пришлось решать при ясном осознании ряда обстоятельств:

  • в ходе реформы выяснилось, что ядро технологической платформы ЕЭС России – имеет принципиально не технологизируемую часть (например, диспетчирование[2], прогнозирование энергопотребления, долгосрочное планирование развития отрасли и т.п.), которую затруднительно организовать рыночным способом;
  • запуск масштабных строек придется начинать в условиях недооформленной системы отраслевых и сопредельных рынков (рынок топливо, рынок инжиниринговых услуг и т.п.)
  • начиная с середины 2005 года (после московской энергоаварии), к отрасли были предъявлены жесткие требования со стороны различных социальных групп (заинтересованных сторон), связанные с общественно-инфраструктурным характером энергетики и эти требования были поддержаны государством.

В этот период команда реформаторов вынуждена была уточнять собственные цели, орг.проект реформы и свое самоопределение.

3.      К тому времени проводимые нами более года исследования и пробы были доведены до проектных разработок[3], которые были ориентированы на решение следующих задач:

a.       смена ключевых понятий, на основе которых формировалось самоописание и самоопределение руководства отрасли (Холдинга и ключевых компаний);

b.      создание образцов и успешных примеров реального участия в управлении отраслью внешних субъектов (заинтересованных сторон);

c.       модернизация системы управления энергокомпании за счет включения организованных форм участия заинтересованных сторон в со-управлении;

d.      создание условий для воспроизводства форм со-управления после ликвидации РАО «ЕЭС России» за счет создания поддерживающих внешних структур и площадок (общественно-корпоративный контур управления)[4].

4.      Отдельно мы поставили вопрос о том, в рамках какой из подсистем управления энергокомпаниями возможно оестествление найденных форм со-управления. В качестве таковых рассматривались: подсистемы стратегического управления, риск-менеджмента и корпоративное управление. В итоге, после ряда проб, выбор был сделан в пользу последнего.

5.      Выбор определялся тем, что корпоративное управление по своему устройству и технологиям было ориентировано:

  • на формирование устойчивых каналов «управляющей коммуникации» (коммуникация в целях принятия решений стратегического характера);
  • на работу с различными субъектами управления (их традиционный набор: акционер, совет директоров, менеджмент). Кроме того, к 2005 году РАО «ЕЭС России» уже имело успешный опыт включения ранее игнорируемых субъектов в управление реформой отрасли (миноритарных акционеров[5]).

При нашем участии в Холдинга было осознанно принята принципиальная проблемность отношений собственности в инфраструктурных отраслях[6] как вызов для технологий и моделей корпоративного управления. Благо, что ставка на фондовый рынок, проведение IPO, листинг новых энергокомпаний и т.п. как на один из важных источников развития и поддержки «новой энергетики» – был уже сделан. В качестве принципа решения данной проблемы нами был сформулирован тезис о необходимости восстановления полноты контуров управления энергетикой (государственный, рыночный, общественно-корпоративный[7]).

6.      Наши усилия по модернизации технологий и стандартов корпоративного управления в энергокомпаниях были направлены на следующее:

  • создание новых для корпоративного управления каналов «управляющей коммуникации»;
  • включение в эту коммуникацию новых субъектов наравне с другими ее участниками;
  • задание нового содержания этой коммуникации[8] и поиск адекватных форм выражения этого содержания.

7.      В ходе этой работы в 2007 г. мы сформулировали модельный принцип корпоративного управления в инфраструктурных отраслях: обеспечение доступа заинтересованных сторон к принятию решений за счет «проницаемости компании для интересов заинтересованных сторон» и «управляющей коммуникации». Подводя итоги той работы, следует сказать, что решить удалось в полной мере только две первые задачи (см. пп. 3а, 3b: смена понятий и создание образцов). С другой стороны, нам не удалось полноценно выстроить работу по оестествлению этого принципа (пп. 3c, 3d), по превращению его в норму управления в энергетике, имеющую свое основание в корпоративной этике и прагматике, а также свою формализацию в механизмах и стандартах корпоративного управления.

Это было связано с тем, что тогда нам не удалось отделить работу по оестествлению от отдельных антикризисных проектов/действий по тем или иным проблемным сюжетам отношений с заинтересованными сторонами. С другой стороны – и это более важно – не удалось передать руководству Холдинга задачу по развитию принципов корпоративного управления в отрасли как одну из принципиальных задач последнего такта реформы.

8.      В ходе этой работы нами было осознана необходимость различить два сопряженных понятия: «корпорация» и «управление компанией, принадлежащей к корпорации».

На наш взгляд, без этого различения высок риск бездумного переноса схем осмысления и проектирования отдельных организаций на другой, по сути, объект – корпорацию с ее общественно-инфраструктурными функциями.

9.      Формирование ситуаций управляющей коммуникации с заинтересованными сторонами создало условия для изменений самоописания и самоопределения корпорации в лице ее руководства. С нашей стороны, вкладом в это изменение стало введение специфического понятия «корпорация» и создание ситуаций предъявления нового самопонимания в публичной управляющей коммуникации с заинтересованными сторонами.

понятие «корпорация»:

  • В ядре корпорации находится определенная технологическая платформа, критически значимая для обеспечения жизни и деятельности в стране (на определенной территории). Ради поддержания функционирования, и что особенно важно, воспроизводства этой технологической платформы вокруг нее формируется полипрофессиональное сообщество, которое в той или иной мере вырабатывает специфическую идентичность, онтологию и этику «члена корпорации», во многом предопределенную особенностями самой технологической платформы[9].
  • Задача воспроизводства технологической платформы требует от этого сообщества:

               i.  корпоративного самоопределения в историческом и страновом масштабе;

               ii.  поддержания количества и качества (в т.ч. этику, антропологические параметры) членов корпорации на протяжении многих десятилетий (в пределе – всегда), необходимых для воспроизводства платформы;

               iii.  достижения договоренностей с обществом относительно своей ответственности, ресурсов и прав, а также относительно оптимального способа участия в общественно-политической жизни и принятии решений в стране по вопросам, затрагивающим основы жизни и будущего корпорации.

  • Эти составляющие корпорации (технологическая платформа, полипрофессиональное сообщество и его этико-онтологическое содержание) следует рассматривать как естественно-историческое образование – своего рода «корпоративное тело», в котором базовым процессом является воспроизводство не только технических систем и жизнедеятельности сообщества, но и воспроизводство инфраструктурных функций платформы и образа жизни членов корпорации.
  •  Для обеспечения экономической и хозяйственной рациональности существования корпорации, а также для разрешения конфликтов и рассогласования форм организации «корпоративного тела» и среды – поверх «тела» создается управляющая надстройка. Цели и природа управляющей надстройки и «корпоративного тела» различны, во многом эффективность их взаимодействия определяется тем, в какой мере управляющая надстройка может и готова «присвоить» (сделать своим, ассимилировать) этико-онтологическое основания, выработанные «корпоративным телом». В свою очередь, «тело» должно признать значимость целей и проектов управляющей надстройки для будущего корпорации.

10. Первый этап взаимной «притирки» и согласования целей энергетиков и управленцев-реформаторов, а также получение последними своего рода «мандата» на проведение реформы, происходил в 1998-2001 гг. Второй такт коррекции самоопределения и самоописания происходил в период 2001-2005 гг., когда управленцы-реформаторы учились считаться с миноритарными акционерами и нормами фондового рынка, а после - этому учили энергетиков. Последний такт пришелся на 2005-2008 гг., когда происходило освоение управляющей надстройкой и, частично, «корпоративным телом», представлений о заинтересованных сторонах, корпоративной социальной ответственности энергетики и т.п.

11. Роль управленческой надстройки состоит в осуществлении «челночных» переговоров между «корпоративным телом» и заинтересованными сторонами, в процессе которых все время происходит коррекция самоопределения и самоописания корпорации в целом. В виду наличия у управленцев целей развития (как бы оно не понималось), для них крайне актуальным становится вопрос о такой рабочей онтологии, которая бы позволяла: видеть действительность управления и свой объект, строить стратегию по достижению целей развития и иметь адекватные средства ее осуществления. Разработка версии такой рабочей онтологии (корпорация, вписанная в мир заинтересованных сторон[10]), опыт передачи этой онтологии управленцам, а также опыт встраивания в систему управления механизмов систематической организации управляющей коммуникации с заинтересованными сторонами и есть наиболее ценный результат нашей работы с РАО «ЕЭС России».

12. Таким образом, попытки практического решения проблемы совместности в рамках управленческой мыследеятельности приводят нас к необходимости анализа роли общественно-гуманитарных практик как формирующих внешние требования к управленческой деятельности[11], о роли этического и онтологического начала в самоопределении управленцев.

13. С другой стороны, в нынешней ситуации, о которой говорит О.Б. Алексеев, задача методологического мышления в условиях кризисного становления корпораций в России (вероятно, только они и останутся «в живых» после кризиса) видится в том, чтобы предложить миру новый конкурентоспособный проект корпоративного строительства[12] и образцы/примеры реализации его в России. Для этого необходим подробный анализ и рефлексия имеющихся попыток развития управленческой мыследеятельности, роли коммуникации и рабочей онтологии управления, понятийного и технологического оснащения управленца, пересмотра понятий «корпорация» и «корпоративизация».



[1] Партнер и исполнительный директор Агентства корпоративного развития «Да-Стратегия» (другие партнеры: С.В. Галушкин, М.Г. Флямер). 

[2] Например, в стране имеется всего 2 команды/школы диспетчирования. Фактически, вся страна является заложником узкой группы профессионалов высочайшего уровня, а также их семей. Ведь формы подготовки диспетчеров – архаичны и больше напоминают подготовку талмудистов, требующих не только развитой памяти на тексты и комментарии Талмуда, но и как обязательное условие – рождение в семье потомственных талмудистов. Обучение диспетчера предполагает не только передачу опыта диспетчирования за последние 30-40 лет (зафиксированного в журналах диспетчерских команд), но и передачу специфического образа жизни и антропологической самоорганизации диспетчера. Так, в частности, у диспетчера присутствует технологический запрет на рефлексию, т.к. это может поставить под угрозу оперативность и точность отдачи команд. Ни инженерия, ни психология, ни развитие компьютерных технологий до сих пор не могут уменьшить значение человеческого фактора в этой части российской энергетики, сложность которой обусловлена масштабами страны, топологией электрических сетей, а также базовым проектом электрификации СССР (т.н. «план ГОЭРЛО»). 

[3] В частности, были подготовлены: Концепция управления нефинансовыми рисками РАО «ЕЭС России», Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости РАО «ЕЭС России» за 2004-2005 гг., разработано представление об энергетике как «общественной инфраструктуре». 

[4] Система нефинансовой отчетности и отраслевой конкурс, внеотраслевые площадки коммуникации между субъектами управления в энергетики на уровне субъектов федерации, система штабов по работе с потребителями, совет по экологизации энергетики с участием Росэнерго, Коалиции ЭкоНПО и РАО «ЕЭС России» (последний в итоге не был создан в виду ликвидации Росэнерго в мае 2008 г.) и т.п. 

[5] Подробнее об этом см. М. Бергер, О. Проскурнина «Крест Чубайса: заказное самоубийство РАО «ЕЭС», крупнейшей госмонополии в России» - М., 2008 г. 

[6] Например, тот факт, что  ни один из «собственников» энергокомпаний не может ликвидировать ТЭЦ. И тогда возникает законный вопрос: в каком смысле он «собственник»? Или, другой факт, что у отдельных заинтересованных сторон, не владеющих ни в какой форме энергокомпаниями, имеется такая же «власть» и влияние на энергетику, как и у собственника. 

[7] См. нашу статью: В. Галушкин, Ж.К. Загидуллин, М.Г. Флямер, «Бизнес и общество: корпоративная интеграция» // «Корпоральность и развитие. Сборник трудов по философии корпоративного развития», Вып. 2 (под ред. О.Б.Алексеева и  О.И. Генисаретского) - М.: Европа, 2007 г. , 122-140 стр. 

[8] Поиск такого будущего, в котором цели энергетиков и интересы заинтересованных сторон могли найти свою реализацию, что с неизбежность вынуждало участников самоопределяться в масштабе страны. 

[9] В качестве наиболее яркой иллюстрации этой идеи, см. В.Л. Визгин «Возникновение ядерного этоса: “Мы создавали такое оружие с единственной целью, чтобы его нельзя было применить”» // «Этос науки» / ИФ РАН; ИИЕТ РАН. Отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. - М: Academia, 2008, стр. 479-499  

[10] Разработанные базовые концепты «стейкхолдерская компания», «управляющая коммуникация», принципы проницаемости, а также в качестве объемлющих рамок - представления о мыследеятельности, позволяют строить и дорабатывать в ходе практических действий такую рабочую онтологию. 

[11] См. стр.259, Т.Н. Сергейцев, «ММК в лицах», том 2, сост. М.С. Хромченко – М., 2007 г., стр. 246-264. 

[12] Благо, что кризис, вероятно, окончательно зафиксировал неудачу предыдущих попыток США и Европы проектировать различные мировые волны корпоративного строительства.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44