eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Знания как предмет управления с точки зрения методологии: интеллектуальный, институциональный и инструментальный контексты

Малиновский П.В.

  1. Место ММК и методологического движения в «эпистемологическом повороте». На рубеже 70-80-х гг. институционально оформляется комплекс когнитивных наук, изучающих когнитивное поведение; инженерия знаний, связанная с обслуживанием экспертных систем; практики искусственного интеллекта моделируют системы технического и социального управления; складывается дисциплинарное поле рефлексивных практик работы с различными типами практик (социология знаний, археология знаний, управления рисками, описания духовных практик различных традиций, этнометодология и т.п.)
    Введенное в ММК представление о системах воспроизводства деятельности, циклах обращения знаний в деятельности задает новую предметную область для управления – явные и неявные знания, положенные как различные циклы обращения. Два противоположных «маятниковых» тренда совмещаются: 1) оестествление – разъестествление; 2) оискусствление – разыскуствление.  Опосредующий контур, который замыкает (ограничивает) рефлексивную возгонку – контур воспроизводства опыта как необходимое условие воспроизводства деятельности.
  2. Циклы обращения знаний как предмет управления (оискусствление процессов воспроизведения опыта = предметизация + дисциплинарная организация). СМД-подход позволяет задать общий мыследеятельностный контур для всех процессов обращения знаний, включая мета-знания, задающий инструментальную и институциональную инфраструктуру управления знаниями. С т.зрения СМД-подхода – процессы обращение знаний различного типа – явных и неявных – в деятельности (=в системах воспроизводства деятельности) – это первый категориальный слой представления предмета управления знаниями, от самых абстрактных и универсальных систем знаний до воплощенных в распределенных человеческих способностей.
    Цикл обращения знаний: генерация/производство знаний – накопление и сохранение знаний – распространение знаний – применение знаний - - генерация знаний - …
    Практики управления знаниями – появление все новых слоев метазнания – гиперинтеллектуализация = оискусствление против разъестествления = феерия знаний – ОДИ практики
    Заканчиваем типологией: типа практик управления знаниями (машинерия знаний как оестествление знаниевых конструктов; мистерия знаний как одновременное разъестествление, выход в сверхъестественное, и разыскусствление практик знания; инженерия знаний скогерированные процессы оестествления и оискусствления извлекаемой экспертной информации).
  3. Институциональные механизмы воспроизведения знаний и применения знаний в системах управления. От прагматики к синтагматике управления знаниями, или знаниевые формы управления. Специализация сфер деятельности по фазам циклов обращения знаний. Институты управления сферами деятельности. В которые встраиваются дисциплинарные машины воспроизводства опыта, и научные и технические дисциплины – механизмы регулирования обращением знаний. Знания применяются в качестве инструмента управления (знаниевая форма управления);
  4. Мировое сообщество оказалось не способно управлять глобальной ситуацией (переход от G-8 к G-20).
    Нет достоверных знаний, чтобы найти правильное решение в сложившейся ситуации (обилие информации не заменяет знаний!).
    Чтобы справиться с глобальным кризисом (или научиться управлять хаотическими переходами), необходимо овладеть техниками управления знаниями + эффективно использовать знания в практике глобального управления.
    Традиционные дисциплинарные механизмы (самоуправляющиеся сообщества используют знаниевые управленческие формы=когнитивные институты и процедуры легитимации)
    Глобальная профессиональная революция и переход к новым формам самоорганизации сообществ, производящих знания.  
  5.  Слой организованностей материала опыта (факты) в эпистемологическом оформлении дает таксономию единиц знания:
    • тематики
    • схематики
    • проблематики,
    • систематики
    • аксиоматики
    • догматики
    • синтагматики
    • парадигматики

    Переход к новой Эпистеме. Компетенции как фрактальные единицы – инструменты управления знаниями

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44