eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Создание в рамках образовательного процесса действительности мышления и деятельности как необходимое условие осуществления обучения мышлению и деятельности.

Богин В.Г.

Сегодня уже очевидно, что обучать детей надо не предметным умениям, а мышлению и деятельности. Но мышление (М) и деятельность (Д) не явлены в «физическом» пространстве и поэтому не явлены нашему восприятию, не видны «невооруженным» глазом.  Невооруженным глазом видны только слова и физические движения. М и Д явлены только в соответствующих действительностях (под действительностями  я понимаю пространства, заданные схемами (моделями), в частности, схемой МД,  акта действия, конфигуратора, рефлексивного выхода и т.п.), и для того чтобы  увидеть М и Д, необходимо в этих соответствующих действительностях находиться. Сегодняшний «средний» учитель, не оснащенный способами проникнуть в эти действительности, не может обучать детей М и Д, поскольку они для него не объективированы, и не могут быть предметом его практической работы – ведь человек не может работать с тем, чего у него нет (точнее было бы сказать «чего ДЛЯ него нет»), человек может работать только с тем , «что для него есть». Для сегодняшнего «среднего» учителя есть только слова  ( каким-то образом структурированные в текстуальные или метатекстуальные (чаще всего ассоциативные) образования), и некоторые наборы алгоритмов работы с этими словами, и поэтому он способен обучать учеников словам и алгоритмам работы с ними.

****

Поэтому первичная задача и необходимое условие создания образовательного процесса, в котором дет будут обучаться М и Д – это «затащить» учителя в действительность М и Д.

****

Кстати, пресловутая для педагогики проблема неумения «применять знания на практике» - это проблема отсутствия полноценных, не «дефектных» знаний, то есть знаний, изначально «привязанных» к действительности М и Д и связано это в первую очередь с отсутствием в обучении действительности М и Д.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44