eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Об особенностях и перспективах СМД-педагогики

Грязнова Ю.Б.

  1. Тысячелетия образование и педагогика служили тем, кто не готов пока к жизни. Неготовые к жизни – дети, готовые и живущие полноценной жизнью – взрослые. И почётная позиция педагога (учителя) - помогающего перейти от детства во взрослое состояние. Но переход к середине ХХ века полураспада жизни знаний через границу человеческой трудовой жизни (сегодня время полураспада знаний оценивается по аналогии с устареванием электронной техники – 3 года) отменил всё это. а) Появилась концепция непрерывного образования, когда в образование приходится «заходить» регулярно, чтобы как минимум не отстать от изменяющейся жизни, а ещё лучше – опередить остальных. В пределе задача же ставится так: выстроить жизнь так, чтобы её устройство было образовательным. б) Реально исчезло разделение взрослых и детей. Не только в ситуации пользования домашним компьютером или другим девайсом, но и в других ситуациях дети часто оказываются более готовыми к адекватным действиям, чем их родители. Таким образом, главная задача современного образования и педагогики – открыть педагогическую «Касталию» (65 лет прошло с написания «Игры в бисер») и осознать, что «педагог» это столь же временное звание, как и «чемпион мира».
  2. С точки зрения образования и педагогики схема МД-ти иначе ставит вопрос о содержании, чем схема ВДиТК. В рамках схемы МД не ставится вопрос о том – чему учить. А если и ставится, то в терминах некоторых способностей: способность к мышлению, коммуникации, навигации, воле, действию, воображению. То есть примерно в терминах самой же схемы МД. Вообще, есть предположение, что схема МД-ти – схема, как раз схватывающая возможность соорганизации деятельности и образования, возможность непрерывного образования. И в этом её значение.
  3. Зато в СМД-педагогике обязательно а) иметь выход к реальной деятельности; б) организовать выход к актуальным исследовательско-аналитическим разработкам; в) организовать коммуникационно-образовательную среду (игровым или ещё каким-либо способом; иногда вполне годятся и старые проверенные тренинги и просто учебные курсы, если нужно). Различные фокусировки и переходы позволяют создавать разные типы образования и, соответственно формировать разные МД-е формы и способности. Тот (или даже, скорее, - те), кто может организовать такую образовательно-педагогическую единицу и являются в данное время и в данном месте педагогами.
  4. Каковы перспективы такой педагогики? При нынешних тенденциях реформ образования в России (с тестами, механическим применением рейтингов или столь же механическим разделением на бакалавров и магистров), перспектив для неё в рамках официальной системы образования нет. Есть надежда на места, неподчинённые системе образования: внешкольные формы образования и корпоративное образование.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44