Онтология как технология мышления
Второй раз выступаю после Павла Владимировича, и у меня такое ощущение, что змеевик был от самогонного аппарата - в смысле конденсатор. Я страшно благодарен Павлу Владимировичу, что он снял с меня необходимость строить какие-то сложные категориальные темы, а тем более что-то пытаться изобразить про историю философии, потому что после Павла Владимировича это даже пытаться делать смешно.
У меня существует объективная трудность. Павел Владимирович, вы на меня действуете не как ускоритель сознания, а как расширитель. У меня просто сейчас желание сесть на берег реки и смотреть, как что-то плывет мимо.
Тема у меня звучит так - онтологизация как технология мышления. Причем заметьте: ничего историко-философского и ничего историко-научного. Онтологизация как технология мышления и онтологическое мышление как мышление (в моем представлении) о самом главном и важном - о том, что действительно волнует, о том, что имеет подлинное значение.
Вот то самое подлинное значение, про которое говорил Борис Эльконин. Подлинное - в смысле вырываемое длинным кнутом из тела человека, беспредельно важное для не го.
Поэтому я хотел положить шесть тезисов: сначала два, относящихся к моему представлению о том, что есть онтологическое мышление и в связи с чем возникает запрос на онтологию; и после этого четыре тезиса о том, как в моем представлении онтологическое мышление связано с методологической работой, связано с методологией (в том виде, как я ее представляю).
Я исхожу из того, что все же (как бы Павел Владимирович ни рисовал нам сложные схемы, относя нас к той или иной категории) и методология, и все, что относится к рациональному оперированию некоторыми идеальными объектами в принятой в России практике, принадлежит, конечно же, к европейскому направлению культуры. В этом смысле мы все равно обсуждаем онтологию и онтологическое мышление в европейской парадигматике.
Итак, шесть тезисов, относящихся к онтологическому мышлению. Первый тезис звучит чрезвычайно просто - онтологическое мышление всегда является центрированным. Это то, что греки называли «архэ» («принципиум» у латинян) - то, что в действительности является точкой, собирающей мир, то, что не позволяет миру рассыпаться и создает возможность найти смысл этого мира, потому что соотнесение с этой точкой и позволяет воскресить значение практически любого объекта или процесса, который имеет место в этом мире.
Представьте себе в связи с этим онтологическое мышление, пытающееся восстановить смысл бытия, онтологическое мышление, претендующее на то, что оно найдет эту точку, а главное, прорвется к ней и удержит. В этой интенции оно фактически стремится стать соразмерным бытию, таким же полным, или беспредельным, или (в некоторых школах наоборот) предельным, удерживающим все вместе и претендующим на бесконечную мощь этого мышления.
Второй тезис - европейская культура мышления толкает мышление к тому, чтобы оно всегда стремилось стать онтологичным. Не восстанавливать центр, не восстанавливать архэ, не удерживать этот принципиум, не прорываться к нему - невозможно, в противном случае надо отказаться от мышления или отказаться от некоторой претензии, заключенной в обладании этим мышлением.
Но как собирать, как стремиться к тому, чтобы собрать? Понятно, что здесь мы вынуждены ввести категорию чистого мышления. В тот момент, когда мы начинаем решать онтологические вопросы, мы вынуждены выйти в сферу этого чистого мышления, элиминировав многие привходящие факторы, удерживая только самое главное.
И главное - рефлексивно фиксируя эту ситуацию как ситуацию того, что мы стремимся прорваться к этому главному. Мы в этот момент понимаем, что мы делаем, или, по крайней мере, у нас существует такое ощущение понимания, что мы заняты чрезвычайно важным и главным делом.
Я читал Хайдеггера, не испытывая от этого никакого удовольствия, понимая, что этот чрезвычайно сложный и запутанный процесс человек создал для того... Вот здесь был задан вопрос Павлу Владимировичу, зачем вы так все запутали, не могли прямо сказать, чего хотели от нас? Иногда приходится все специально запутать, чтобы разобраться с возможностью отнесения (или отношения) себя к миру, выстраивания этого отношения; приходится многократно фиксировать позицию, определяясь по вопросу, где есть мир, где есть я, где есть подлинность и откуда вообще все это возникает.
Хайдеггер, если вы помните, все выстроил так, что, собственно говоря, есть ли смысл бытия, выспрашивается мышлением у сущего, которое является присутствием этого мышления. Конструкция сложная, тяжело двигаемая, но, видимо, по-другому для себя положить процесс онтологического мышления и отнестись к нему практически невозможно.
Наверное, кто-то по-другому построит эти конструкции, кто-то по-другому их положит. Но, тем не менее, эту работу придется произвести, и часто, поскольку она попадает в сферу того, что называется чистым мышлением, она будет достаточно скучной.
У Павла Владимировича в докладе было различение. Я не буду к нему относиться - на мой взгляд, оно очень важное, и Павел Владимирович еще раз вернулся к нему, когда привел аллегорию гастрономии и гастрологии. Собственно говоря, есть ли разница между онтологией и онтономикой, Павел Владимирович, в вашем представлении?
Это то же очень важный момент, который мы должны удерживать, когда сами спрашиваем, в чем смысл бытия и занимаемся ли мы этим подлинным смыслом. Очень часто разобраться и напрямую ответить для себя на этот вопрос очень сложно.
Третий тезис заключается в том, что мышление всегда конвертируется в деятельность. Тезисы были вывешены, я уже получил записку с отношением к этому тезису. Не буду реагировать на само содержание записки; очевидно, автор находится в зале, он может развернуто аргументировать свои тезисы, но я, по крайней мере, считаю, что невозможно обладать развитым мышлением и редуцированной, неразвитой деятельностью, невозможно обладать организованным мышлением и иметь неорганизованную деятельность.
И наоборот, если мне говорят, что деятельность организована, а с мышлением что-то плохо, то это вранье. Если кто-то мне говорит, что мы, мол, видим все до земного ядра, в этом смысле мы просто молодцы, а они какие-то тупые технологи - в общем, я понимаю, что это бредни, потому что в моем представлении это невозможно разорвать.
Но что значит ухватить главное в онтологическом мышлении, что значит пробиться к самому важному, что значит выяснить вопрос о подлинности бытия и его смысле? Это означает, что один раз вы должны положить теорию, причем охватывающую всё, позволяющую втягивать любые объекты, присваивать им имена и распределять им места, причем как те объекты, которые уже существуют, с которыми вы встречались, как те объекты, которые являются для вас знакомыми (может быть, где-нибудь что-то про них читали), так и те объекты, которые вы еще не встречали, которые вам незнакомы.
И в этом смысле онтологическое мышление позволяет нам оперировать с миром во всей его полноте. Не обладая онтологическим мышлением, я думаю, что идеально оперировать миром практически невозможно. Но это один раз надо положить этот мир, удержав его центр, а второй раз его ведь придется положить практически.
Если мышление конвертируется в деятельность (и наоборот), то обладать онтологическим мышлением приходится не за счет сложных теорий или знания о том, что написано в книжках про онтологию. Вы можете обладать им только в случае, если занимаете практическую позицию.
И это - практическая позиция в отношении к самому главному: к тому, что собирает мир, - к мейнстриму, к центру, к чему угодно, к тому, что центрирует практическую деятельность. Не прорвались к практической деятельности, не включились в мейнстрим - о каком онтологическом мышлении можно говорить? У мышления нет материала, нет вопроса. Откуда тогда вообще возникает вопрос, в чем смысл этого бытия? Вы же к нему не прорвались, вы его не удержали. Ну, в лучшем случае периферия.
Таким образом, представьте себе, что означает обладать онтологическим мышлением. Собственно говоря, у вас, соответственно, должна быть социальная практика, причем социальная практика в смысле жизни, социальная практика в смысле практикования, социальная практика близко к тому смыслу, о котором говорил Бурдье, называя это хабитус.
Знаете, я слушаю Павла Владимировича и думаю о нем как о Хайдеггере. Я думаю, а зачем, собственно говоря, этот немец, а сейчас этот русский так мучительно сложно... Малиновский. Я не пойду к фашистам служить, не толкайте меня. Княгинин. Ну, подождите, не спешите. Вы зачем навесили ярлыки на человека? Дело в том, что работы Хайдеггера читали, они волновали многих, и в этом смысле, может быть, читали точно так же, как сейчас какого-нибудь Бурдье или Фуко.
Потому что в тот момент ответить на вопрос, обладаете ли вы онтологией, обладаете ли вы онтологическим мышлением, для Хайдеггера было невозможно, не зафиксировав свою практическую позицию, не определившись по отношению к самому главному.
А мы знаем, что в этот период времени вообще-то, что бы зафиксировать позицию по отношению к самому главному, надо было решить вопрос по жизни и смерти. Все было непросто, и в этом была и подлинность бытия, и сложность вопроса о его смысле.
Четвертый тезис - онтологическое мышление всегда исторично. Онтологическое мышление всегда исторично в силу того, что у мысли есть протяженность, особенно если мы не обладаем авторством на эту мысль, на это мышление, и если оно не прерывается, оно разворачивается.
То же самое происходит с практической деятельностью -она разворачивается, и каждый раз это означает, что и мышление меняется, и практики, в которых онтологическое мышление представлено, с которыми оно жестко связано, тоже меняются.
Мир, как его понимали в эпоху античности, собственно говоря, был чем-то, данным в сотворенности. Или иначе - даже не обсуждалось, сотворен ли он, он был дан и сам по себе разворачивался. Для средневековья мир, конечно, был уже сотворен, там был творец, бог, тварный мир, и в этом смысле невозможно было воспроизвести бога, но можно было открыть в себе черты божественного, приблизиться к этому замыслу; в новое время мир сконструирован.
Но ведь это представление и понимание мира после этого ставило такие требования и к онтологическому мышлению, к его постановке, и к практикам, которые являлись главными. Поэтому, например, разница между проектным мышлением, мышлением логическим, экзегетическим мышлением средневековья тоже очевидна.
И в этом смысле практика (когда люди столкнутся с подлинным) появится в тот момент, когда, собственно говоря, решается судьба, а значит, где-то кому-то путешествовать к оракулу, а где-то кому-то встать в строй в эту фалангу, чтобы встретиться с богом и стать в момент гибели богоравным.
Это были другие практики. Практики, когда вы должны были получить образование, приблизиться и тем самым занять социальные лестницы, получить право на то, чтобы относиться к этому подлинному. Медленно вырастающее право, открываемое вам в таинствах присоединения к вере, в постижении этой веры.
Сейчас практики в проектном и разумно творимом мире -это практики развития. Собственно говоря, если вы имеете онтологическое мышление, претендующее на то, чтобы оно было современно этой точке времени...
Если историчные онтологии меняются, то мы должны допустить, что и за нынешним временем что-то произойдет, будет следующее.
Вот в эту точку времени, если вы не практикуете то самое развитие, то, в общем, честно говоря, значит, что-то с онтологией, надо разбираться с онтологическим мышлением - оно несколько другое, по крайней мере.
Пятый тезис - онтологическое мышление и онтологические практики, претендующие на то, чтобы стать сомасштабными, соразмерными бытию, все время открыты, в них содержится сила экспансии. Они все время, сталкиваясь с возможным другим, чужим, открыты к тому, чтобы его втянуть. Вопрос в том, как втягивают.
Иногда «втянуть» означает просто-напросто пропустить через мясорубку, просто разрубить на части и как-то освоить. Иногда «втянуть» - это каким-то образом надстроиться или достроиться, вступить в сложные, как говорил Павел Владимирович, сетевые или кооперационные связи.
Один из моих любимых примеров пришел ко мне из юриспруденции - это ситуация, когда римляне присоединяли к себе соседние города, а онтологические картинки и практики вопрошания о подлинной судьбе в этих городах были другие, там же были другие боги. Что сделали римляне? Они бесконечно расширяли линейку своих богов - это называлось эвокацией. Иногда они говорили, да-да-да, бог тот же самый, но мы можем ему фамилию поменять, он из этого города, но тот же самый бог, а иногда им приходилось расширять линейку. Называлось это юридическим термином (потом ставшим правовым) «эвокация» (изъятие богов). В этом смысле онтологическое мышление и онтологические практики были открыты к тому, чтобы втягивать в себя этот. Они для этого и были приспособлены.
Иногда с онтологическим мышлением поступали просто -уничтожали практическую позицию его носителя, просто уничтожали практическую позицию носителя. Загрузить пару пароходов и куда-нибудь их отправить - туда, где для этой позиции создается возможность существования.
Шестой тезис - онтологическое мышление очень затратно. Вообще онтологическое мышление, претендующее на то, чтобы ухватить все, пробиться к главному и удержать это главное, -чрезвычайно затратная штука. Она затратная с точки зрения персонального, личного, если вы считаете, что обладаете онтологическим мышлением, она чрезвычайно затратная и в плане социального.
А в построении той самой онтологии теории, которой оперирует чистое мышление, придется развернуть сложный категориальный ряд, прошить имена явлений мира, с которыми мы взаимодействуем, сложными связями и отношениями, и в этом смысле построить онтологию, обладать онтологичным мышлением означает в какой-то степени обладать возможностью оперирования этим миром.
Мы можем схватывать что-то; более того, мы можем видеть это своим духовным зрением и понимать, где правда, где нет, где истина, а где ложь. Но чтобы построить это как онтологию, нам придется развернуть эту теорию и удержать ее. Возможно, что образование выполняет эту функцию - даже не сообщения отдельных знаний, а фундирования онтологического мышления.
Онтологичное мышление затратно с точки зрения занятия практической позиции. Занять позицию по отношению к мейнстриму и занять позицию по отношению к большому целому, а главное, влиться туда - тяжело, во многих случаях практически невозможно.
И Павел Владимирович нам показал, что тогда надо взять рюкзак и взобраться на эту гору, рискуя жизнью, потому что в этот маленький момент времени, когда человек ползет на эту гору, его и пробивает, что здесь он как-то приблизился к этой самой искомой подлинности. Представьте себе, взять рюкзак, взобраться в общество и начать влиять на социальные процессы оказывается гораздо более затратным, чем получить значок альпиниста высшего класса.
Отсюда возникают драматические риски. Если мы имеем дело с онтологическим мышлением и онтологическими практиками, у нас, в общем-то, риски драматические. Первый риск - это зафиксировать разрыв того мышления, на которое вы претендуете, и той самой практической деятельности и жизни, которые ведете, - того самого хабитуса, который вам присущ.
Вы смотрите происходящее по телевидению и говорите, что «правительство приняло неправильное решение» или «эти люди нас не туда заведут!». А вы кто? А что вы? А что вы вообще понимаете про происходящее? И особенность современного мира заключается в том, что мышление очень сильно демократизировалось, стало доступным, в том числе и через системы образования, а деятельность, как оказалось, не так быстро демократизируется, не в тех объемах.
Вот эта разорванная очень жесткая связка между мышлением и деятельностью создает онтологические разломы. Ведь в тот момент, когда Хайдеггер писал свои работы, там был еще один известный немец, эмигрировавший в США, и он написал работу, которая называлась «Мужество быть».
Вообще-то, он сказал, мужество - это онтологическое качество, потому что надо ответить себе на вопрос, а можно ли вообще быть в этом мире, а если быть, то что я в этом мире?
Опускаю все остальные вопросы и скажу, что обеспечивала онтологизация как технология мышления, как эта онтологизация была связана с методологией. Первое - это возможность организовать предметный материал, мир в его полноте свернуть до того, к чему можно относиться.
И понятно, что в моем представлении методология не могла не решать онтологические вопросы. Петр Георгиевич сказал, что вроде бы не было принято обсуждать публично именно тему онтологии, но ведь я сам себя спрашиваю, а чего ж делали эти десятки тысяч людей по всей стране, решая для себя онтологические вопросы, потому что они срывались... Я представляю, что это такое было в Советском Союзе - в командировки ведь на игры не отпускали... По сути дела, в тот момент это было одно из онтологических, если хотите... Форма онтологического мышления стопроцентно присутствовала, и стопроцентно это было связано с некоторой жизненной практикой, как с судьбой и практикованием хабитуса.
Итак, что делала, на мой взгляд, методология, на что она претендовала? Во-первых на возможность организовать предметный материал, прежде всего за счет схематизации. Как только вы выводите схему, плоскость позволяет вам организовать весь предметный материал.
Я не знаю, что будет рассказывать Андрей Евгеньевич Волков про схематизацию, я видел его тезисы, он отделался буквально короткими штрихами, но когда я смотрю на его схему, то понимаю, что он делает. Он строит плоскостные схемы, где все объекты, которыми он оперирует мыслительно, он умудряется поместить на один лист, и в этом смысле собрать мир - весь, полный, многозначный мир - таким образом, чтобы всему, с чем человек связан, нашлось место.
При этом понятно, что возникает вопрос, а как вообще этот мир собрать до границ схемы, до этой плоскости? Собственно говоря, методология ради этого, на мой взгляд, ввела технику рамочного мышления.
Прежде чем положить схему, вы должны будете ввести рамку, потому что эту схему в противном случае будет некуда положить. Рамку вы должны будете ввести, и она будет онтологической, другую ввести невозможно. Другого ответа, в чем смысл происходящего, вы не получите.
Поэтому там была сложная, на мой взгляд, простроена конструкция, она заключалась в том, что приходилось класть, как минимум, две рамки. В первый раз рамку рабочей онтологии, того, как устроена конкретная предметная сфера деятельности или еще что-то, а второй раз - рамку предельной онтологии, объяснявшей, какое место у этой деятельности может быть зафиксировано в мире.
Второе, что делает методология, - это, собственно говоря, возможность зафиксировать рефлексивную позицию, обналичить или манифестировать онтологическую работу, вытянуть и представить сему «онтологическое мышление». За счет чего?
В моем преставлении, за счет формирования вложенных схем. До перерыва нам эти схемы показывал Борис Васильевич, когда, собственно говоря, есть первая схема, а потом фиксируется позиция по отношению к этой первой схеме. И в этот момент, когда я начинаю рисовать картину на картинке самого себя, я вынужден произвести отчуждение себя и отнестись к себе и тому, что я делаю, как к некоторому объекту, и это выталкивает меня в рефлексивное мышление, в рефлексивную позицию, открывает мне другие возможности оперирования.
Отсюда появляется возможность построения так называемых оргсхем. Я прочитал в одной из работ Георгия Петровича, когда он обсуждал этот момент (онтологическая схема, оргдеятельностная схема) и на вопрос из зала, обращенный к нему, а как вообще, не преодолима ли граница между этими схемами, он сказал, что в некоторых случаях оргдеятельностная схема сама становится онтологической. Введение позиции оргдеятельностной схемы позволяет нам фиксировать рефлексивное отношение к миру.
Что еще сделала методология? Она обыграла связь между онтологическим мышлением и практикой за счет коммуникации. Ведь что происходит во время оргдеятельностных игр? Выстраивается коммуникационная машинка, но эта коммуникационная машинка, по сути дела, собирает мир, то есть люди здесь и сейчас собирают мир, как он устроен в подлинности, и это позволяет рассчитывать, что организационно-деятельностные игры выстраивают наше отношение к миру, причем практическое.
Каким образом методология добивается рефлексивного отношения? Прежде всего за счет самоопределения: в позиции, в ситуации, в деятельности. Как только возникает ситуация самоопределения - всё, мы вынуждены отнестись к самим себе и спросить, в чем смысл происходящего, в чем смысл бытия и т.п.
Третий тезис заключается в том, что методология вообще-то позволяет использовать разные логики построения теории. Петр Георгиевич говорил о многолепестковой, многофокусной схеме, когда к одному объекту мы можем подойти с разных точек зрения, используя правильную логику.
И действительно, так оно и есть. Смотрите, сознание не разорвется только в том случае, если вы будете понимать, что мир так и устроен, будете сохранять рефлексивную позицию по отношению к нему.
Более того, это напоминает игру в шахматы с самим собой, но не приводит к шизофрении. Только это единственное не приведет к шизофрении, потому что позиция будет четко зафиксирована. В этом случае этой логикой можно восстановить.
Четвертый тезис (и последний) - что еще делает, на мой взгляд, методология с онтологическим мышлением и онтологизацией мышления? Собственно говоря, в ходе онтологизации мышление прорывается к практике, и в первую очередь прорывается к деятельности через проблематизацию.
О ней мы уже говорили. Что такое прорваться к тому, что происходит? Остановиться. Ведь проблематизация - это остановка деятельности и мышления, и за счет этого восстанавливается смысл происходящего, или, по крайней мере, возникает возможность задать вопрос о смысле происходящего. Начать новое движение после того, как вы попали в ситуацию проблематизации, не выяснив вопрос о смысле происходящего, невозможно.
Я могу сказать о трех моих живых впечатлениях, наблюдениях того, как сейчас возникают любопытные практические ситуации с онтологизацией. Это три забавных зарисовки, они собраны мной за последнюю неделю.
Первая зарисовка связана с Рогожкиным. Фильм Рогожкина «Особенности русской национальной охоты» видели? Товарищ в бочке, будучи на кордоне каким-то егерем, рассуждает про Японию и японскую философию. Каждый раз возникает вопрос, а где же подлинность.
Вот здесь из зала кто-то задавал вопрос, а не фантазия ли, не подлинно. Но ведь ощущение, что подлинность, когда вы идете на гору или прыгаете с парашютом, - это и есть подлинный момент жизни, а значит подлинный момент бытия.
Второе наблюдение, которое у меня возникло. Я столкнулся с великим деятелем современности российского государства. Вот он выступал, выступал, и я думаю: да, черт возьми, ведь быть в мейнстриме, быть главным - ведь это же надо признать, что мейнстрим не является вашей производной. Ведь он, собственно говоря, где-то рядом, и как только вы из него выпадете, это же будет просто онтологический вопрос, а что является главным и подлинным.
И вот мой товарищ мне сказал, что для Чан Кай Ши это всё решилось. В мавзолее Чан Кай Ши написано: «Главное есть жизнь, а смысл ее в продолжении жизни, а вовсе не в великих творениях по поводу цивилизационных разломов». Но это в тот момент, как только вы выпали из этого мейнстрима.
А третье забавное наблюдение связано с моей практической работой. Я пытаюсь пробиться к людям со словами, что вот рынки, вот так это все организовано, а вы чем занимаетесь, а вот вам в будущем нет места. Они меня слушают и говорят: «Да-да-да, картинки показал, очень интересно. Так, ну ладно, заканчивай, мы поняли, у них что-то происходит. Давай возвратимся к нам. Итак, у нас 15 предприятий, 7 территорий, вот такой бюджет - и что мы с этим будем делать?».
Подождите, вопрос ведь заключается в том, что если есть мейнстрим, если есть нечто, собирающее мир, то необязательно все это приватизировать. Во многих случаях к этому можно и нужно присоединиться. Более того, я думаю, когда наши предки вбирали христианство, ведь они не собирались делать что-то особое, они ведь тогда присоединились к мейнстриму.