eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Доклад М. Флямера

Флямер М.Г.

Второй коллоквиум

Щедровицкий. Садитесь в зал, пожалуйста. Мы продолжаем работу и переходим к тематике второго коллоквиума.

В рамках подготовки я неоднократно говорил о том, что, с моей точки зрения, появление мыследеятельностных представлений, с одной стороны, требует, а с другой стороны, создает возможность для пересмотра представлений о мышлении, деятельности, коммуникации и проч., которые были разработаны в предшествующие периоды истории ММК. И рамочная тема второго коллоквиума – это «Пересмотр представлений... в рамках мыследеятельностного подхода».

Первый доклад, Михаил Григорьевич Флямер.

Флямер. Спасибо. В моем выступлении будет три основных части. Первая посвящена позиции, вторая – тому представлению о коммуникации, которое пересматривается, которое должно быть оставлено в прошлом. И третья – к новой коммуникации. (Смеётся).

Я бы хотел начать, собственно, с того тезиса, который уже пробовал проговорить в реплике по докладу Веры Леонидовны, и которая определяет то, как берется онтологический вопрос или онтологическая перспектива. Я исхожу из того, что онтологическая перспектива – это та, в которой разрешается вопрос объективности.

И вся сложность перехода или вот этого, как выражается Петр Георгиевич, шага развития от онтологической перспективы, выраженной в схемах воспроизводства деятельности и трансляции культуры к онтологической перспективе схемы мыследеятельности состоит в том, что в «схемах воспроизводства» объективность, как таковая, присутствует приписанная процессам трансляции культуры и культурных норм.

И в этом смысле, она там есть как независящая от индивидуального сознания, как безиндивидность деятельности. И эта объективность оказывается заданной отграниченным образом. Когда мы переходим к онтологической перспективе схемы мыследеятельности, мы фактически оказываемся перед вопросом безграничности объективности.

И в этом определенная, как бы, сложность, которая, и в этом, собственно, состоит мой второй тезис по поводу своей позиции: в традиции Кружка снималась всегда тем, что объективность приписывалась пространствам, и тем самым, в этой традиции вопрос объекта резко противопоставлялся тому, чему приписывалась объективность. Я сейчас нарисую схему пространства (пространственной организации) и прокомментирую то, что я сейчас говорю. (Рисует).

Итак. Я остановился на том, что утверждал, что объективность приписывалась пространствам. И в этом смысле, этот вопрос резко отделялся от вопроса об объекте. В пространстве (пространственной организации) фиксировались три места или три «плашечки» и объектному наполнению уделялась лишь одна из них. И в этом смысле, объективность объекта, если можно так сказать, определялась пространственностью этого полагания объекта. С одной стороны, нечто должно быть в пространстве удерживающем объективность, как утверждение об устройстве объекта, и для этого – вот одна досочка.

А с другой стороны само это утверждение, о том, что объект таков, должно было присутствовать в пространстве, в котором то, что он есть «это», определенным образом поддерживалось тем, что фиксировалось на другой доске, на организационной доске, доске организационного мышления.

Поддерживалось каким образом – в этом пространстве утверждалось следующее, что то, что «нечто» есть, и в этом смысле является объектным, объектом, задается иным образом, как актуализируемое за счет того, что я следую (интенция следует) выявленной определенной организации деятельности. И схема или некоторое представление об этой организационной форме, об этой организации деятельности, фактически, схематизируемой на организационной доске было, вместе с тем, второй «частью» объективности, дополнявшей утверждение про объект. 

В этом представлении обычно присутствовала третья доска, ее фиксировали снизу в этом пространстве, которая означает, собственно следующее, что как явное теперь вводится третье утверждение, что бытийствуют формы организации.

И то мышление, которое полагает объект, в частности, как бы зацеплено и осуществляется по сопричастности к этому «бытийствующему дну» – формам организации, поэтому фактически важнейшим в обсуждении является и будет в моем дальнейшем обсуждении – момент выявления форм организации и их схематизация.

Я бы сказал, что схема мыследеятельности, конечно же, должна прочитываться в этом духе присутствия строя организационных отношений. Мыследеятельность изнутри конституирована на уровне организационно-технических отношений, и глядя на схему, которая у нас перед глазами, и задавая вопрос о том, что «есть мыследеятельность», мы можем двигаться с двух разных сторон. Мы можем говорить, что идея существования мыследеятельности задает извне это как мыследеятельность. Но если мы спросим себя, а что же изнутри конституирует всё это, как мыследеятельность, то мы можем получить такой ответ – те организационно-технические, организационно-управленческие отношения, которые каждый раз несут сборку указанных в схеме процессов.

Именно формы организации оказываются конституирующими всю мыследеятельность изнутри. Поэтому она и рисуется, как сборка процессов уже в таком формальном виде, когда различают пять процессов: мышление, мыслекоммуникацию, мыследействие, понимание и рефлексию, но рисуют их вместе, по крайней мере, формально как бы полагая связность всего этого.

При этом, что еще необходимо отметить, это требование системного подхода. В этом моменте выделения в мыследеятельности форм организации – фактически всегда вместе с системным, с системно-логическим прочтением этого утверждения присутствует и такая мысль, что форма организации функциональна.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что вообще системный подход, я имею в виду его те уже развернутые версии и трактовки, которые были получены в Московском методологическом кружке, они меняют то, как мы начинаем трактовать сущность. То есть, сущность всякой вещи рассматривается, как задаваемая контекстами объемлющих эту вещь систем.

Фактически, требования системного подхода и этого принципа, что форма организации функциональна, означает, что эта функциональность, и в этом смысле, форма организации, как функциональная, она вообще есть в меру присутствия того мышления, в котором происходит полагание. В данном случае, полагание того процесса или той системы, относительно которой, или относительно функционирования которой выделяется функция – и тем самым, выделяется сущность вещи.

Вот этот момент... Фактически, он выражается в такой идее: что есть мыслительная организация, что присутствие управляющего отношения создается мышлением. Когда рисуется мышление или обсуждается сущность мышления, как перешагивание, переход от одной рамки, в которой задается рамочный процесс, к другой рамке, в которой - иное полагаение – обсуждается существование мышления, но вместе с тем, мыслительная организация.

В том смысле, что каждый раз в этом мыслительном полагании процесса мы восстанавливаем системный контекст, в котором может быть функция.

И сложность дальнейшей работы, связанная с пересмотром понятия, состоит в том, чтобы учесть эти требования. Первое требование, про которое я говорил, что, анализируя представления о коммуникации, в первую очередь нужно обратиться к тем способам организации или формам организации коммуникационного, следуя которым, мы и осуществляем коммуникацию.

Второе требование, про которое я сказал, связано с системным подходом. И рассматривая или задавая вот эту форму организации, следуя которой, осуществляется коммуникация, мы должны брать функциональный контекст. Мы должны каждый раз рассматривать, что эта форма организации, вместе с тем, существует в системно-мыслительном контексте полагания того процесса, в котором она функциональна, и в этом смысле, она не случайна и удерживает некоторые целостные единицы того, что мы можем назвать не «мыследеятельностью вообще», а некоторыми производными системами из мыследеятельности.

Собственно, на этом моя первая часть выступления закончена. Я сказал, из чего я исхожу, и какие требования влечет то, из чего я исхожу, на разработку.

Щедровицкий. Но при этом, на вторую, третью и другие части у Вас осталось чуть больше десяти минут.

Флямер. Отлично! Теперь. Тогда я начну с главного. (Смеётся).

Один из ключевых вопросов, в русле которого можно делать пересмотр этого представления о коммуникации, состоит в следующем: а что вообще может дать рефлексия вне введения идеи «чистого мышления»?

Прошлая трактовка коммуникации, которая рассматривает «коммуникацию», как определенный аспект деятельности, она в частности представлена в работе Георгия Петровича «Рефлексия в деятельности». В ней вводится, между прочим, ядро этого представления о коммуникации – рефлексия как составляющая обращения к объекту. Но все это вводится без идеи чистого мышления.

То есть, утверждается, что та коммуникация, которая в деятельности, для того чтобы общий плацдарм деятельности сохранялся, составляется и поддерживается определенными рефлексивными процедурами, творящими в условиях многосмысленности (которые каждый раз создаются в условиях многопозиционной коммуникации), творящими обобществляемую, общую и нормированную часть смысла, равным образом задаваемую во всех позициях участвующих в коммуникации. Ядро коммуникации - рефлексивная процедура приводящая все и всяческие понимания, которые имеются в этой разнообразном смыслообразовании, к одному объекту.

Фактически утверждается, что деятельность может быть организована за счет этой рефлексии и будет оставаться деятельностью. Рефлексия при этом будет осуществляться, но при этом ровно для того, чтобы объективность в этой ситуации была замещена (заданным) объектом, становящимся основанием единого и общего для всех смыслообразования.

И только в этих условиях коммуникации, несмотря на различие пониманий какой-то ситуации у участников, только за счет того, что есть введение объекта и рефлексивная невелировка смыслов – они могут продолжать деятельность дальше.

При этом сразу же задается определенный «пучок процессов», характеризующих так трактуемую коммуникацию – это процессы понимания, это процессы смыслообразования, это процессы, связанные с установлением различий этих смыслов. И в этом смысле это процессы понятийной работы, это ситуации столкновения разных пониманий вокруг одного текста, вокруг одного знака, и так далее. И это процессы, связанные с содержанием, когда эти смыслы приводятся к содержанию объекта и таким образом превращаются в содержание общее для всех участников.

И это достаточно богатое представление фактически делает одну вещь – оно замещает вопрос об объективности объектом. А в реальной ситуации, если таким представлением начинают пользоваться и использовать, мы фактически попадаем в ситуацию, что всякий объект, будучи источником деятельностной соорганизации, а в этом смысле, интеллектуальной компонентой организационной машины, уже в реальной социальной ситуации творит противодействие и противостояние организационных машин.

Чем определеннее выражен объект, чем определеннее выстроена та организационная структура, участники которой, приняв этот объект, осуществляют кооперированную деятельность, тем более жесткие и неразрешимые создаются социальные ситуации – наращивается отсутствие какой-либо совместности человеческих коллективов.

Фактически, когда я говорю про пересмотр представлений о коммуникации, я вообще исхожу из того, что если методологическое сообщество, выходя на такие новые классы объектов, для которых синергия и коммуникационность, совместность являются чем-то принципиально важным (это такие объекты, как государство, корпорация, инфраструктура), не пересмотрят вот это представление о коммуникации, которое фактически обосновывает приватизацию интеллекта различными организационными машинами, то...

Знаете, как дальше – от подобного может быть только подобное. Та ситуация отсутствия совместности работ методологического сообщества, отсутствия коммуникации и столкновение членов этого сообщества на уровне организационно разделенных интересов - это же будет потом воспроизводиться во всех работах.

Теперь и возникает принципиальная важность этого противопоставления объекта и объективности, потому что фактически другое представление о коммуникации, которым нужно пользоваться, оно должно прямо соединять две вещи. В этом смысле, коммуникация становится функциональной в том смысле, о котором я говорил вначале – дереализация объекта, сохраняющая процесс производство объекта.

Метафорически это же можно выразить таким образом: для того чтобы мыследеятельность осуществлялась с тем, что называется «поясом чистого мышления», должна быть эта функция очищения, в смысле, «дереализации» уже положенных мышлением объектов. И коммуникация – это и есть тот «пояс», внутри которого, за счет разных возможностей удержания разных позиций и разных пониманий, каждый раз может выявляться и демонстрироваться несоразмерность объектов, вводимых мышлением, ситуационному пространству этой коммуникации.

И эта функция дереализации, то есть, отказ результатам имеющейся объективации в статусе общего объекта. Эта функция, вместе с тем, есть условие, востребующее другое событие мышления, которое собственно и обозначено, как «чистое мышление».

Щедровицкий. Вы уложились.

Флямер. Спасибо. (Смеётся).

Щедровицкий. Коллеги, какие будут вопросы? Пожалуйста.

Вопрос. К вопросу о дереализации. Как Вы относитесь к мыслимости, это реальность или нет? Мыслимость объекта нашего сознания.

Щедровицкий. Смотря чьи? (Смех).

Реплика. Каждого.

Щедровицкий. Знаете, так мы далеко уйдем. Что значит «каждого»? Если каждого, то получается, что у каждого есть мышление, что ли?

Реплика. Есть.

Жен. У каждого.

Щедровицкий. Это Ваше глубокое заблуждение.

Вопрос. Так вот, как это всё... Как бы зачем чесать левой ногой левое ухо? Когда Вы говорите о дереализации, когда как бы есть процесс понимания, и так далее.

Флямер. Процесса понимания недостаточно в условиях уже осуществленного мышления. Собственно, я говорил об этом. Когда у вас есть набор объектов, вы всех тех, кто занимается пониманием, упаковываете. И так и будет происходить. И упаковываете их в сторону интересов вашей организационной структуры.

Реплика. Мыслительно.

Флямер. Да. Мыслительно упаковываете. И так и будет происходить, и никакой коммуникации, никакого мышления не будет – вы будете заниматься осуществлением торжества вашего интереса, не более того.

Щедровицкий. Кстати, немножко в другую сторону, но Георгий Петрович, обсуждая отношения понимания и мышления, очень часто говорил так: «Понимание есть – мышление не нужно». Потому что функционально понимание, если оно совершается, оно приводит к образованию смысла, а он, в свою очередь, обеспечивает дальнейшее существование, как этой ситуации деятельности, так и ее участников.

А вот, если понимания нет, возникает вопрос, как его организовать – тогда нужно мышление.

Но это немножко другой вектор развития ситуации, которую Вы пытались нарисовать в словах. Но боюсь, что не очень...

Флямер. При этом вопрос коммуникации оставался в стороне.

Щедровицкий. Да. Вопрос о коммуникации оставался. Пожалуйста.

Вопрос. Правильно ли я Вас понял, что Вы, говоря про дереализацию, говорите, что объективность лежит в «чистом мышлении»? Или Вы это соотносите по-другому?

Щедровицкий. По-другому.

Флямер. Да. (Смеётся). Я по-другому, действительно.

Вопрос. По-другому? Да? Хорошо. (Смех).

Щедровицкий. Прошу Вас.

Виктор Вениаминович. У меня такой вопрос к докладчику. Ваши замечания, Петр Георгиевич, что это несколько в другом плане, только что сказанное... может быть, не в том плане. Когда Вы (обращается к докладчику) говорили в первой части, Вы были в большом затруднении, и было ощущение, выберетесь Вы из него или не выберетесь, что сопровождалось некоторым оживлением в зале.

Флямер. Сопереживали мне.

Виктор Вениаминович. То есть, говоря о функционировании, Вы как бы не чувствовали, что у Вас написано за затылком, понимаете. Обратите внимание, Вы это опрокидывали, или Вы это подтверждали?

Щедровицкий. Но Вы-то, как считаете, выбрался или не выбрался? Потому что, вообще-то...

Виктор Вениаминович. Я и задаю вопрос.

Щедровицкий. Да. Потому что, знаете, честно говоря, там, где нет этого ощущения, там и слушать не очень интересно.

Виктор Вениаминович. Это вопрос к докладчику.

Флямер. Ну... это Вам судить.

Щедровицкий. Прошу.

Марача. У меня два вопроса. Вопрос первый: чем, собственно, плоха перспектива приватизации интеллекта организационными машинами? Из-за чего предлагается пересматривать представление о коммуникации. Я ведь могу так сказать, что это вроде бы соответствует представлениям о коллективности мышления и деятельности, и всё зависит от того, какого масштаба организационную машину мы соберем.

И второй вопрос: как соотносится идея отказа имеющимся объективациям в статусе общего объекта с перспективой онтологизации, о которой говорилось в начале доклада? Ведь онтология – это по определению общий объект.

Флямер. Онтология не есть объект. Потому что второй вопрос проще. И я связываю перспективы онтологизации с производством объектов. Онтология – не есть объект, это условие возможности производить (объекты) (поставим это слово в скобочки, потому что она относится к способности производить). Поэтому прямо соотносилось.

Первый вопрос был, чем плоха происходящая приватизация интеллектуальных ресурсов организационными машинами? Так с моей точки зрения, это тот путь, на котором мыслительная перспектива, то есть, перспектива «Другого», перспектива производства «объекта», и в этом смысле, перспектива мышления утрачивается. Война – это не есть способ выяснения того, что имеет объективность.

Щедровицкий. Спасибо.

Содин. У меня уточняющий вопрос на понимание: у Вас коммуникация, о которой Вы говорите, протекает внутри организационных форм, заданных позиционно или между ними, между разными формами, заданными организационно?

Флямер. И вне, и поверх, и над... В чем вопрос, можно еще раз?

Щедровицкий. А Вы, в свою очередь, когда говорите про позиции, Вы что имеете в виду? Особенно с учетом Вашего же собственного предыдущего замечания, что знак «позиции» в схеме мыследеятельности отличается от знака «позиции» в деятельностный период.

Содин. Я могу сказать, что я имею в виду, но сейчас я хочу просто задать уточняющий вопрос: что Михаил Григорьевич понимает под этим представлением о «коммуникации»? Мою точку я могу вам сказать сразу, если вместо вопроса: коммуникация, представленная в схеме мыследеятельности, не существует в жестких оргформах – в жестких оргформах существуют ее различные редукции.

Вот это моя точка зрения, но я не понял, согласен с ней Михаил или нет? Поэтому я задал вопрос.

Флямер. Здесь есть два момента. Первый момент: для того чтобы коммуникация осуществлялась, как мыслекоммуникация, нужна мыслительная организация, то, про что я говорил до того. И в этом смысле, некая организация... Я не знаю, что такое «жесткая» и «мягкая», но вне определенного организационного контекста, в котором коммуникация становится тем, что...

Щедровицкий. Коммуникация становится коммуникацией.

Флямер. Да. (Смеётся). Становится коммуникацией, как намеренно делаемым в соответствии с этой организацией. Ее не будет. Вы можете сколько угодно говорить про коммуникацию, как некий объект, но коммуникации не будет.

Щедровицкий. А всё-таки, я бы здесь присоединился к встречному вопросу Михаила Григорьевича: когда Вы говорите «жесткая» – это как «простое и сложное» у Пятигорского, что ли? «Жесткое» или «мягкое», я не знаю, что противостоит «жесткому»?

Содин. «Жесткое и мягкое» в моем вопросе, естественно, это метафора. Я просто... С чем связан мой вопрос – отдельные части доклада тяготели к одной трактовке, а другие к другой. Вот, собственно говоря, я и хотел уточнить, чтобы понять его.

Щедровицкий. К одной из Ваших трактовок, а другие – к другой. Вы хотите разобраться со своими двумя трактовками?

Содин. Ну, что, в общем, неплохо.

Щедровицкий. Я не знаю, смотря какая у Вас задача стоит в целом. Понимаете, некоторые всю жизнь разбираются только с собой, это неплохо. Вряд ли мы Вам поможем отнести то, что говорит Флямер либо к одной Вашей трактовке, либо к другой Вашей трактовке. Понимаете, не решим эту Вашу экзистенциальную проблему.

Содин. Ну, чего. Ответ мне был дан, то есть, то, что я хотел, я услышал.

Щедровицкий. Да. В этом плане, я бы рискнул, продолжая ту линию рассуждений, которую наметил Миша – я бы рискнул сказать, что только жесткие формы приводят к возникновению события коммуникации, а мягкие формы обычно приводят к бардаку, в том числе в коммуникации, но и не только.

Содин. Можно маленькое замечание?

Щедровицкий. Можно-можно. Федор Александров следующий.

Сордин. Может быть, я сейчас не могу это четко, не метафорически это выразить. Смысл еще в том, что эти две трактовки, по-моему, это две редукции схемы мыследеятельности. И по-моему, одна как бы к коммуникации, а вторая к жестким деятельным структурам.

В общем, в этом смысле, я тяну свою линию, которую я наметил. Я хочу как бы наметить и отсечь редукции, которые уже делались, и посмотреть, что при этом остается.

Александров. Можно уточнить, в чем запрос на новое представление о коммуникации, почему Вам обязательно нужно привязываться к уже существующим объектам, а недостаточно гипотезы о существовании объекта? То есть, когда у коммуницирующих есть гипотеза о том, что объект... объективность... Ну, объект существует, но они удерживают это, как некоторое место, на котором образуются разрывы, и это регулирует коммуникацию. Точно так же, как обращение к мышлению.

Казалось бы, это всё равно входит в то понятие коммуникации, которое отрабатывалось Кружком.

Флямер. Наверное, я один момент не очень хорошо выразил, сейчас в ответ на этот вопрос скажу его иначе. Когда я говорю про эту приватизацию интеллектуальных ресурсов организационными машинами, я имею в виду, что это действительно интеллектуальные ресурсы. То есть, процедуры рефлексии, про которые шла речь, осуществляются на все сто, и в этом смысле, осуществляется приведение к уже имеющемуся объекту.

И в этом смысле, для того чтобы появилось место для того, о чем Вы, Федор, говорите, то есть, предположение о существовании объекта, как еще не данного, как еще не задаваемого – силой этих интеллектуальных ресурсов вообще уничтожается это место.

Щедровицкий. Место надо еще отвоевать, говорит Флямер.

Флямер. Да.

Щедровицкий. Понимаете, ведь опять же, если связывать то, о чем пытался говорить вначале Александр Моисеевич, то... Но это и Вам вопрос одновременно. Дело в том, что придется подробно разбираться с понятием «объекта» и процедурами объективации. Почему, потому что, фактически, естественный язык постоянно приносит нам вместе с его употреблением кучу не рефлексивных объектов.

Кстати, о чем и спрашивал первый коллега, но он, правда, в таком любопытном залоге, мол, «как здорово, как хорошо жить в этом...!»

Щедровицкий. Да. Я всё искал слово какое-то, помягче.

И обратите внимание, для того чтобы очистить место для объекта в соответствии с метафорой Вашего вопроса, нужно, вообще-то, во многом отказаться от естественного языка, что уже является столь сложной организационной системой, которую невозможно рассматривать, как чисто естественный залог функционирования мыследеятельности – это надо делать.

Феноменологи предлагали делать это одним образом, разные философские Школы – другим образом предлагали это делать. В общем, есть некие практики, как это делать, но всегда надо это делать – всегда надо осуществить остановку и прекратить поток нерефлексивных объективаций, приносимых нашему сознанию используемыми ресурсами естественного языка и, тем более, разными Школами и представлениями, заимствованными из того или иного набора теорий.

Теперь. У Вас в вашем вопросе была другая сторона.

Флямер. Конечно.

Щедровицкий. А именно, Вы ведь спросили: «Но ведь вроде бы, всё это и обсуждалось в традиции Московского методологического кружка. И зачем Вам новое понятие коммуникации, по сравнению с тем, которое, как считает Федор, и так уже было, например, на домыследеятельностном периоде?» Смотри работы, изданные Галиной Алексеевной, по схеме акта коммуникации.

Это была вторая сторона вопроса, Вас это интересует.

Флямер. Хорошо. Но ведь пересмотр понятия-то нужен для того, чтобы поддерживать определенные ценности. Потому что, я-то говорил о том, что, для того чтобы появилось место для объекта, вообще-то говоря, нужно отказаться от ценности деятельности.

И в этом смысле, почему я говорил, что эти интеллектуальные ресурсы приватизированы – может быть, какие-то представления и были, а удержать ценность не деятельности, а мышления, не получилось.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44