eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

«Методология может все»

П.Буреев, П.Г. Щедровицкий

Отечественный мыслитель поставил перед собой задачу создать оригинальную российскую философию, с помощью которой можно будет из самостоятельно мыслящих граждан воспитать элиту

Двадцать третьего февраля философу и методологу Георгию Щедровицкому    исполнилось    бы 75 лет. В тот же день его ученики и последователи отметили 50-летие созданного им Московского методологического кружка. К двойному юбилею издательская группа «Наследие ММК» и Школа культурной политики выпустили подборку книг, посвященных деятельности Г. П. Щедровицкого. Философ всегда стремился передать свои идеи максимально широкому кругу людей. Похоже, теперь это и впрямь становится возможным.

Щедровицкий родился в 1929 году. Тот год Главный Большевик страны объявил годом «великого перелома» и борьбы с «меньшевистским идеализмом». По случайному совпадению группа европейских философов — Венский кружок — тогда же заявила программу разработки научной философии.

Спустя двадцать лет деканат физфака МГУ рекомендует Георгия Щедровицкого, студента III курса, на создаваемое отделение ядерной физики — в группу, которой в дальнейшем было суждено сделать оружие нового поколения. В ответ он подает заявление с просьбой о переводе на философский факультет. В те годы на факультете сложилась уникальное сообщество студентов и аспирантов, где четверка ближайших друзей— Георгий Щедровицкий, Александр Зиновьев, Борис Грушин и Мераб Мамардашвили — создавала пространство коллективного размышления и духовной свободы. Перемещаясь по факультетским аудиториям, московским бульварам и пивным, они обсуждали проблемы логики, задающие правила и методы мышления. Избегая лобового столкновения с философским и партийным официозом, они пытались построить новую методологию мышления и решения проблем: как собственно научных, познавательных, так и практических — проектных и управленческих. Проанализировав «Капитал» Маркса, они выяснили, что эта работа содержит логику, которая может заложить метод и основания гуманитарного знания XX—XXI веков, мышления, которое позволяет не только описать, но и изменить мир. Несмотря на дальнейшее содержательное расхождение, и Мамардашвили, и Зиновьев, и ГП (так друзья называли Щедровицкого) всегда считали, что именно Маркс заложил методологические основания ведущих философских тем XX века.

Отличие марксовской «содержательно-генетической» логики от формальной, неизменной со времен Аристотеля, заключалось, по мнению ГП, в способности описать мышление и законы его функционирования. Аристотелева логика описывает нормы правильного силлогизма, между тем как содержательно-генетическая логика понимает мышление как деятельность, а не как субстанцию или психологический процесс. Отсюда же вывод про то, что деятельность мышления — социальна, социум — та абстрактная единица, из которой методом восхождения от абстрактного к конкретному нужно выводить и мышление, и язык, и психологию индивида.

Новая логика и методология с самого начала претендовали на то, чтобы стать инструментом решения актуальных мировых проблем — в условиях, как позже писал ГП, принципиальной «неполноты информации» и необходимости осуществлять «коллективную распределенную деятельность». Интересно, что вопросы методологии мышления с середины 60-х становятся все актуальнее; в конце же XX века происходит подлинная методологическая революция — как в социально-гуманитарных, так и в естественных науках. В наше время ведущие мировые мыслители начинают осторожно повторять те идеи, которые высказывались создателями новой логики уже в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века.

ГП не уставал доказывать, что для развития страны требуются прежде всего тысячи и десятки тысяч самодеятельных граждан, умеющих самостоятельно мыслить, способных противостоять диктату любой организации, будь то государство, профсоюз или транснациональная компания. Именно в выращивании «новой интеллигенции», или, как сейчас модно говорить, новой меритократии — элиты, берущей на себя миссию и риски развития, — Г П. Щедровицкий видел историческую миссию созданного им Московского методологического кружка, через который » 60-е и 70-е годы прошло не одно поколение студентов, аспирантов и специалистов. Все они готовы были ради методологии изменить психологии и лингвистике, математике и физике, химии и педагогике, инженерии и геологии, архитектуре и градостроительству.

Г. П. Щедровицкий постоянно подчеркивал, что страна, не обладающая оригинальной философией, а значит, и связным, целостным мировоззрением, врядли способна на равных участвовать в мировой кооперации — как в культурной и политической, так и в экономической. Без конкурентоспособной философии и идеологии нельзя обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг. На взгляд ГП, российской философией должна была быть методология мышления и деятельности. На вопрос Аристотеля «что есть сущее?» отечественный философ ответил бы так: сущее есть человеческая деятельность и мышление, понятое как деятельность. Вызов современности в том, что этой деятельностью нужно уметь управлять.

В 1968 году Щедровицкий подписал письмо в защиту Александра Гинзбурга и Юрия Галанского, после чего был, разумеется, исключен из партии и лишен возможности публиковаться. Результат же оказался весьма неожиданным: доклады и лекции ГП стали расходиться по стране во множестве магнитофонных записей — как песни Владимира Высоцкого и монологи Михаила Жванецкого. ГП обрел известность, какая официальным «академикам» от философии и не снилась.

Для практического осуществления своих идей Щедровицкий в 1979 году разработал метод коллективного решения проблем — так называемую организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ тоже можно рассматривать как реализацию марксовских установок. Маркс говорил о новом обществе, в котором не будет принуждения — ни экономического, ни административного, а будет совместный труд свободных тружеников. ОДИ была попыткой построить механизм организации совместного труда и управления трудом, в основе которого не экономическое и административное принуждение, а втягивание в пространство совместных смыслов и целей.

Первую игру, согласно легенде, спровоцировала невзначай брошенная ГП на одной из конференций фраза: «Методология может все!» Ее услышал попавший в безвыходную ситуацию директор одного из проектных институтов. Приглашенные москвичи сумели организовать коммуникацию, взаимодействие, а затем и совместную работу представителей различных профессиональных позиций и групп интереса по решению общей проблемной ситуации. В 80-е годы ГП практически все свое время уделял проведению различных игр. Руководители учреждений, предприятий, вузов, профессиональных ассоциаций и общественных организаций предъявляли свои инженерные, педагогические, градостроительные, и управленческие проблемы, а команда ГП предлагала наработанную в кружке технологию организации коллективной коммуникации и коллективного мышления. При этом Щедровицкий исходил из известного тезиса профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах». После первого успеха заказы на игры стали поступать со всей страны. К концу 80-х ГП провел более 100 игр, его ученики — еще столько же, как минимум.

В начале 90-х, по мере развертывания перестройки, Щедровицкий ощущал, как провалы в мышлении управленческого класса приводят к нарастанию проблем и кризисных явлений. Его цель была сделать методологическое мышление более массовым. ГП неоднократно подчеркивал, что именно изменения в мышлении — самый сложный и самый значимый процесс человеческой истории, равнозначный, как сказал один современный западный философ, «изменению космоса». ГП утверждал, что будущее будет таким,  каким мы его сотворим; сначала в мысли, «на доске», а затем — в меру нашего взаимопонимания и согласованности наших действий — в реальности.

Щедровицкий Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. Лекции-доклады на структурно-системном семинаре (июнь-июль 1965 г.). — М.: Путь, 2004. — 400с. Тираж 1500 экз.

На досках. Публичные лекции по философии Г. П. Щедровицкого. — М,: Изд-во Школы культурной политики, 2004. — 196 с. Тираж 2000 экз.

Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). — М.: Ф.А.С.-медиа, 2004. - 543 с. Тираж 2000 экз.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44