eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Проблематика развития в методологии Г.П. Щедровицкого и психологическая теория деятельности

Б.Д. Эльконин

Проблематика развития в методологии Г.П. Щедровицкого и психологическая теория деятельности

(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)

Дорогие коллеги, перед тем как я начну своё со­общение, сделаю некоторые пояснения. Первое — про название. Под «психологической теорией деятельно­сти» в нем имеется в виду А.Н. Леонтьев и его соратни­ки. Собственно, открытым образом, то есть что про раз­витие говорили одни, что — другие, и как это сопоста­вить, — этого открытого сопоставления в докладе не будет, вы увидите, почему, но оно будет всё время под­разумеваться.

Второе — про метод моей работы. Собственно, именно он оказался мне наиболее интересен в подго­товке этого доклада. Леонтьев и психологическая тео­рия деятельности — это во многих отношениях не Фуко и не Делёз. Я имею в виду, что между фигурами Леонтьева и Щедровицкого, между позициями психо­логов и позицией Московского методологического кружка не было дистанции, которая облегчает сопос­тавление и лишний раз подчёркивает возможность и достоверность сопоставляемых характеристик. Они находились, просто биографически, в непосредствен­ном контакте, в непосредственном коммуникативном поле. В таком, в котором их коммуникация или об­щение, собственно, ни к какому сопоставлению в итоге не приводило. Эта коммуникация, во всяком случае, со стороны психологов-деятельностников, имела ярко выраженный невротический характер — они в основном отбивались, искали маршруты обхода прямо задаваемых вопросов. То есть, с одной стороны (ММК) было резкое и настойчивое обращение, ас другой стороны были всякие уклонения и уходы, вплоть до ссылок на то, что мы, дескать, занимаемся разными делами.

В этой связи интересно, можно ли вообразить такое коммуникативное пространство, в котором этот конфликт, выражаясь языком Б.И. Хасана, будет не невротичным, а продуктивным. Был бы — и будет.

Это трудная тема, я сам участник этого, так сказать, диалога. Коммуникация была странной ещё и потому, что вроде бы обращались непосредствен­но к какой-то фигуре и какому-то носителю — и вроде бы не к нему. То есть в каждом обращении имелась в виду какая-то другая фигура, нежели та, на которую строились указания. Психологи-леонтьевцы, в качестве обороняющейся стороны отвечали, например: «Что вы к нам лезете со свои­ми разборными ящиками и множеством вещей, от­носительно которых вроде бы надо строить своё мышление: средства, методы, процедуры, знания, цели и т.д. Нам достаточно меньшего». То есть, вы обращаетесь, тем самым, вроде бы не к нам. «Зачем нам нужно 16 или 8 типов знаний? Нам достаточно 2, 3, или сколько там (мы не знаем, сколько нам достаточно; и знать не хотим)».

Но и с другой стороны, стороны ММК, были не вполне точные упреки психологам. Указывали на то, что деятельность поглощает индивида, что он опре­делён как функциональное место в некоторой «мега-машине», а леонтьевцы, мол, говорят нечто другое и тем самым психологизируют фундаментальный и ос­новной, вроде бы, объект (тут все слова точные). На самом деле это было не в полной мере справедливо. Работа Леонтьева 1947 года, «Очерк развития психи­ки», и потом это перекочевало во все другие работы, начиналась с того, что деятельность суть коллектив­ная, совокупная и т.п. И его сказку о первобытных охотниках, которые там что-то делали, можно понять как раз в смысле занятия каждой персоной опреде­лённого функционального места.

В этом смысле указывать, что одни про деятель­ность и развитие говорили вот это, а другие про дея­тельность и развитие говорили вот это, несмотря на то, что было реальное общение, — это значит заранее строить доклад по типу, что в огороде, вообще-то, бу­зина, а в Киеве — дядька... Объекты разные.

Если попытаться воссоздать диалог того вре­мени между Г.П. Щедровицким и А.Н. Леонтьевым, то Георгий Петрович, насколько я его понимаю, был сторонником нахождения условий объектного и объ­ективного представления деятельности. Отношение предмета и объекта, то есть отношения, связанные с объективностью, для меня как для психолога озна­чают «отношения, связанные с последней опорой», то есть с тем, благодаря чему ты находишься не в воздухе, а стоишь на ногах, во что-то упираешься. «Объект» и «объектность» для меня имеют, в отли­чие от «предмета», именно этот смысл. Эти удачные, на мой взгляд, попытки объектного представления деятельности наталкивались в лице Леонтьева на попытки совершенно другого рода, а именно — на попытки определения условий и результатов вклю­чения человека в деятельность. И в качестве условий и результатов этого включения появлялись личност­ные смыслы, целеполагание, способы, и прочее в этом роде. Но вот ведь какая штука: то, что получа­ется в результате включения в деятельность — эти личностные смыслы, цели, мотивы, их отношения и прочее — нельзя считать самой деятельностью. Во­прос-то, собственно, состоял в том, куда, вообще го­воря, включаются? И вот на этот вопрос не было оп­ределенного ответа. Были апелляции к Марксу, к общественно-историческому, естественному, по сло­вам Маркса, процессу.

Во всем этом для меня есть некая странность. Ведь на самом деле и А.Н. Леонтьев, и Г. П. Щедровицкий признавали — один через от­сылки к Марксу, а другой не только через отсылки к Марксу, а через свою версию достраивания дейст­вительности деятельности — оба они признавали, что от самого акта включения чего-то в деятель­ность то, куда происходит включение, не меняется. И это очень сильное допущение. Оба признавали это до некоторого момента «Х». Этот момент я, по прочтении ряда работ, и в связи с воспоминаниями, связанными с собственным небольшим опытом уча­стия, фиксирую 1979-м годом. Тогда в методологии появилась революционная, с моей точки зрения, схема мыследеятельности с поясом мыслекоммуникации посередине, а в школе Леонтьева началась дисперсия корпорации, то есть какая-то точка раз­вития, приходящаяся на точку начала распада в лю­бом другом сообществе.

Итак, что же делать с тем, что от включения че­го-либо живого в систему сама эта система, ещё дви­жущаяся, плавящаяся, подобно стали, что сама эта рас­плавленная сталь совершенно не меняется, переплав­ляет — и всё? Я полагаю, что тем самым допускается и фиксируется только одно состояние этого объекта, а именно то, что мы называем стабильным периодом его существования. В моменты, когда время выходит из пазов, в моменты исторического разрыва самой деятельностной ткани, то есть в моменты акта развития или акта трансформации, доведённого до своего пре­дела, такого рода допущение оказывается проблема­тичным, требующим специального размышления. Ко­нечно же, не за счет психики...

Если коммуникация построена с мыслью (кста­ти, а что это значит?), то тогда есть шанс, что она сможет опосредствовать связку собственно мышле­ния и действия. Если же, вслед за П. Г. Щедровицким, перечертить эту схему как тре­угольник, то мы уже получим совершенно иное, по­тому что треугольник — это жёсткая, взаимоопосредствующая конструкция. Взаимоопосредствующая, где не одно опосредствует два других, а всё опосредствует всё. Для меня важно, что мы в этом случае должны будем всё переформулировать. То есть, если коммуникация построена с мыслью, и она опосредствует два другие, теперь уже не пояса, апо-люса, то тогда они все становятся взаимоопосредствующими друг для друга. Деятельность опосредст­вует мышление и коммуникацию, мышление — ком­муникацию и деятельность и т.д.

И вот это (я вынужден значительно сократить своё изложение и перейти к заключению) есть для меня ход от проблематики опосредствования, передачи инст­рументов, — к проблематике посредничества и проблематике развития самого опосредствования.

Мой вывод заключается в том, что необходимо возвращение к самым ранним истокам и той, и другой концепции и принятие особого типа предметности, держащей объект, который называется деятельным. (Для меня предметность — это не вещь, а действие. Действие, держащее событие, явление какого-то объ­екта, потому что объект не лежит, не предлежит и т.д., а является, или скрывается.) Коммуникация представителей двух этих разных позиций (причем позиций в мире, а не только в науке) будет возмож­на — и уже возможна, на личном примере — на гра­нице и в пространстве развития форм опосредствова­ния. Здесь я слово «развитие» употребляю не строго, а в связке действие — трансформация — изменение и т. д. Именно в дискуссии, связанной со стратегиями, путями, целями, средствами, возможностями этого действия — действия развёртывания, переделки, трансформации самого акта опосредствования — и новациями, привнесенными в это действие, будет возможна и уже возможна, на мой взгляд, нормаль­ная, продуктивная коммуникация.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44