eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Пересмотр о деятельности

О.И. Генисаретский.

Пересмотр о деятельности

(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)

Прежде всего мне бы хотелось выйти из поля ин­тонационного программного напора. Потому что я сле­дую своей, однажды объявленной, интуиции того, что такое Чтения — что это не место для программирова­ния и программных вопросов, — ив этой модальности (несмотря на то, что она отменена директивно) буду двигаться дальше.

В программе, которая у вас на руках, мой номер называется «Пересмотр о деятельности». Пере­смотр — re-vision, ревизия. При этом я должен сразу сказать, что это не я что-то собираюсь «пересматри­вать», но ввиду рефлексивности самой деятельности этот «пересмотр» происходит в ней самой. И можно было бы, перейдя в исследовательский, в ретроспек­тивный залог, указать десятки точек, в которых эти пересмотры, попытки их были, объявлялись и что-то достигалось... Но мы постоянно отстаем или опере­жаем самих себя в отношении к онтологии этого во­проса, поэтому моя внутренняя ситуация — это си­туация поиска такого сюжетно-иконического реализ­ма: что же в этом видении соответствует состоянию дел внутри деятельности тех, кто ее предпринимает, в рамках нашего понимания деятельности, которая и т. д. — в этой рефлексивно, рекурсивно замкнутой са­мой на себя цепочке. Поэтому я не буду излагать ре­зультаты какого-то пересмотра или предложения по этому поводу. Вместо этого я позволю себе обратить ваше внимание на несколько эпизодов (такой вот эпизодный, фокусный жанр). Примерно так, как бывает в следственных делах: все по эпизодам разбирается, а потому же суммируется по всем статьям в одну общую юридическую оценку.

То единственное отчетное издание, которое мне удалось сделать, имеет подзаголовок «Методологиче­ские продолжения и расширения». Вот это — жанр мо­ей активности, той части моей активности, которая имеет, как мне кажется, некоторое отношение к мето­дологии. Методологические предложения и расшире­ния — то есть выход за пределы тех тематических, ор­ганизационных, рефлексивных полей, которые как-то уже освоены.

Б.В. Сазонов на позапрошлых Чтениях высказал упрек в мой адрес, сказав, со ссылкой на мою пере­писку с Зильберманом, что если некоторые хотят за­ниматься психотехникой или психопрактиками, то Бог им в помощь, но это никакого отношения к мето­дологии не имеет. Так вот, одно из расширений, ко­торое я себе позволил и постарался обосновать, со­стояло как раз в том, чтобы показать, что там, где мы можем выделить какой-то автономный канал транс­ляции (наряду со знаковыми, машинными, институ­циональными и т.д. ит.п. каналами), там мы можем найти, определить и задать некоторую методологию. Психотехника, в этом смысле, базируется на авто­номном канале трансляции того, что первоначально я назвал «живой основой сознания» и что можно было затем идентифицировать в терминах гуманитарной психологии как психические реальности. И если мы обнаруживаем такой вот автономный канал трансля­ции, то на нем можно, по определению, задать свою методологию. Каковой, на мой взгляд, и была эта самая психопрактика. Я это привожу как пример рас­ширения и продолжения тех конструкционных и идейных усилий, которые, на мой взгляд, являются наиважнейшими для круга людей, называвших себя методологами.

Итак, есть такой род активности — расширение и продолжение. Сами по себе эти расширения и продол­жения не обращены к уважаемой аудитории как пред­ложения, потому что положить, предложить, учре­дить ит.д. — это отдельный ряд интенциональных мыследеятельностей, которые способны вовлекать дру­гих в выявленные расширения или продолжения. В то же время, тот жанр, на который я ссылаюсь, — не мо­нологичен. Скорее, он изыскательский. (Если вы пом­ните, то одна из работ Георгия Петровича была посвя­щена проблеме изысканий, в отличие от исследований, разработок и т.д.) Вот есть такой изыскательский жанр. Это похоже чем-то на разведку полезных ископаемых, на разведку и картирование как самостоятельную фун­даментальную деятельность — до того, как начнется возможная разработка этих ископаемых, их извлечение, а потом уже технологическая переработка во что-то общественно и технологически полезное.

Если не заниматься такой работой, полагал я, то происходит окукливание. Те самые поля, если их не пускать далее в севооборот, быстро истощаются, или на них начинается своего рода самоедство. До чего, собст­венно, в большинстве разделов — включая, между про­чим, такой славный раздел, как образование — дело и дошло. В этом смысле позволю себе одну реплику в ад­рес только что произнесенной речи. Вопрос: «А где же искать партнеров? Неужто среди учителей, неужто сре­ди земцев, которые в местных муниципалитетах?.. » — говорит о том, что эти поля как раз уже изъедены мето­дологической молью и обескровлены. И не внутри самих себя, а самоедами-методологами, которые сначала густой слой своего методологического гумуса, который они так любят, наложили. Столько наложили, что отту­да уже не прорастает!

Расширение и продолжение — это поиск тех са­мых полей, на которые возможны переносы, так ска­зать, когнитивного севооборота. Для того чтобы затем, может быть, некоторые из них предлагать, учреждать, поставлять (в смысле «постава») ит.д. Это происходит либо самоходом: они просто «накатывают» в порядке вызовов нам, либо это наша деятельность: мы их разы­скиваем, разыскания проводим.

Переходная точка между результатами разыска­ний и перечисленными интенциональными действиями предлагания, учреждения и так далее, такая своего рода точка перелома и является наиболее проблематичной. На нее я и обращаю сейчас внимание и первое из моих трех суждений: переходной точкой является точка от­ветственности и доверия. Только тогда, когда в этот момент ты действительно останавливаешься, делаешь «эпохэ», остановку, после того, как это изыскание про­ведено, и в этот момент — взятие ответственности за это, в ожидании ответного доверия. То, что Петр Геор­гиевич в другом контексте, вслед за то ли конфунцианцами, то ли за современным европейским проектостроительством, называет мандатом доверия. Да, есть между ответственностью и доверием тонкий момент, когда нечто будет признано, в том числе и в сообщест­ве, как достойная область для методологической рабо­ты, а может быть отвергнута как не достойная об­ласть... А может быть отложено как стратегический запас или как некоторая возможность на будущее. Тут выборов много.

П.Г. Щедровицкий. Можно здесь реплику?.. Мне кажется, что отказ, с которого ты начал, — отказ от программной установки приводит к превращению са­мой идеи методологии в паразитарную рефлексивную структуру.

О.И. Генисаретский. Она должна быть отодви­нута на «Чтениях». Не умеешь отодвигать — не умеешь останавливаться. Это и есть интенциональный «мачизм». Конечно, я против libido dominandi и libido doctorandi, то есть вожделения властвовать и вожделения учить. Я считаю, что на Чтениях есть смысл избегать того и другого. Уметь отходить. «Враг приходит — мы уходим, враг уходит — мы приходим» — один из тезисов Мао Цзедуна. Иначе будет безостановочное вращение, коловращение. И это «эпохе», эта процедура (процедурное действие) не есть прятанье головы в пе­сок, но есть форма свободы и независимости от самого себя, потому что иначе ты становишься (ты в смысле каждый) одержимым, зависимым от активности. А зависимость от активности — это такая же зависимость, как любая другая. Например, как встречная ей и не ме­нее тягостная «смыслозависимость». Те, кто тяготеет к такому осмыслительству, тот знает, до чего это гнусное и тяжелое бремя, когда, как поется в советской песне, «сколько смысла и значения вижу я теперь во всем». И деться некуда, сюда посмотришь — смысл, туда по­смотришь — смысл. То же самое и с целями, с активно­стью, поэтому я об этом говорю как о процедуре. Впро­чем, упрек принят.

Итак, после расширений и продолжений, я (если уж переходить в инфинитивы и к личным местоиме­ниям первого лица) считаю для себя этот этап закон­ченным, поскольку класс проектов под названием «Прометы и процепты» опубликован, доступен к об­суждению и открыт к вопрошаниям. Иное дело, что сообщество процедуру проблематизации не довело до персональной формы, не любит и не умеет задавать вопросы, не умеет спрашивать. По-человечески спрашивать — со смыслом и с намерением. Боюсь, что этого придется ждать долго. Призыв к призна­нию прав Другого, фундаментальное право человека, записанное в соответствующих уставных документах и конституциях, предполагает и это право на вопрошание и способность к нему, и то, что (по моей оцен­ке) этого вопрошания не происходит, означает неко­торое затруднение в данном обстоятельстве.

Вторая часть продолжений и расширений оказа­лась для меня более проблематичной, потому что рас­ширения антропологические и экологические остались, как мне кажется, не принятыми и не замеченными в надлежащей мере.

Мне вместе со всеми пришлось участвовать в подготовке этих Чтений в течение месяцев трех, как минимум (а в общем-то, существенно дольше). И когда в одном из интервью меня спросили: «Какие идеи вас более всего вдохновили при встрече с Георгием Петровичем?», я для самоосвобождения от происхо­дящего в этом процессе, для остановки, довольно же­стко ответил: никакие идеи, вообще никакие. По той простой причине, что для меня все, что происходило в кружке с самого начала и происходит до сих пор, есть, в первую очередь, часть интеллектуального ландшафта города Москвы и страны. Есть такая ре­альность: интеллектуальный и когнитивный ланд­шафт. Мне эта реальность очень дорога, потому что я со студенческих времен испытывал чувство интел­лектуального вакуума, и для меня оказаться в этих райских кущах, где плещется свободная мысль, было воистину счастьем. Это отношение совсем другого рода, чем бухгалтерия идей, каких-то концептов или проектов. Это среда жизнеобитания внутреннего че­ловека, то есть для homo sapiens, человека умудрен­ного, живущего мыслью, это — естественная жизнен­ная среда, и сохранение ее есть важнейшая задача. И если проект методологии на это был направлен, то да, если я правильно понял Петра Георгиевича, сохране­ние ее в том числе и в проектной форме — безуслов­ная ценность.

Однако кроме интеллектуального ландшафта есть еще ландшафт культурно-экологический, куль­турно-политический. Культурный ландшафт задает­ся через трансляционную реальность, а не коммуни­кативную. И вот тут, в этом libido dominandi, по-прежнему таится некий подвох. Потому что — да, нужен Другой, но не в стиле управляемой демокра­тии a la Администрация президента или телевиде­ния, где «других» просто клепают, превратив это в технологическое клонирование, по заказу и под за­каз. Другой, о метафизике и антропологии которого печется и Подорога, и стоящие за ним французы и прочие европейцы, — это другой Другой. Это не мне удобный Другой, не тот, который меня по моим пра­вилам будет «общать» с собою, не тот, который бу­дет, как интеллигенция в позднее советское время, выражать преданность партии и правительству в доступной для них, партии и правительства, форме... Очень часто работа с Другим вырождается именно в эту форму: вы со мной поговорите, но по правилам, которые я задал в этой ситуации. Так ни с земцами, ни с учителями, ни с теми, кто наследует культур­ный ландшафт нашей страны, разговаривать не уда­стся. Не удастся.

И вот тут вопрос об ответственности и о доверии переходит в совершенно другую плоскость.

Мы научились — благодаря тому, что деятель­ность считаем наделенной рефлексивностью — всё рефлексивное обращать в нее самоё, то есть в дея­тельность, мыследеятельность и т.д. В частности, один из последних схематизмов, который был прора­ботан у нас в докладе про ограничения полномочий, они же функции, они же компетенции и т.д. (ряд этот можно продолжить), обращаем рефлексивно на саму реальность деятельности и мыследеятельности. От­сюда возник ход, который я со ссылкой на Иммануи­ла Канта, у которого это называлось «юрисдикцией разума», обозначил как ход про правомочность мыс­ли. Схематизм разграничения полномочий, будучи обернутым рефлексивно в саму деятельность и мыследеятельность, заставляет применительно к интел­лектуальному, культурному и политическому ланд­шафту говорить о правомочности мыследеятельности в этих ландшафтах по отношению к тем реально­стям, которые в них имеют место.

Так я понимаю смысл тезиса об ответственности и доверии.

Мандат доверия получается, он не печатается, как фальшивомонетчики печатают фальшивые купюры. Он может быть мандатом Неба, может быть мандатом из­бирателей, он может быть мандатом народа, он может быть мандатом божественным, человеческим, каким угодно, но это отдельная и достаточно хорошо прора­ботанная процедура, особенно — в каноническом пра­ве. Даже постановление Вселенских соборов не являет­ся последней обязательной инстанцией для членов церкви, если не произошла таинственная вещь — их рецепция. Как обретается мандат и как обосновывается правомочность того или другого с точки зрения этого принципа — это, действительно, один из поворотных моментов, который здесь нас ожидает.

Б.В. Сазонов очень помог мне в этом деле свои­ми выступлениями на предыдущих Чтениях, указав на такую самоценность Московского методологиче­ского кружка, как свобода. Потому что один из ходов по обоснованию или обретению мандата ответствен­ности и доверия — это апелляция к самоценностям, самоосмысленности, самоцелеполаганию, то есть са­моопределению, и в конце концов — к самоцельно­сти. Этакий целый куст рефлексивных, возвратных отношений, в которых самоценность является наибо­лее проработанной категориальной, или экзистентной, конструкцией. Я считаю одним из способов вопрошания об источниках доверия и о доказательности ответственности эту апелляция к самоценностям, в том числе и в первую очередь — апелляция к само­ценности свободы.

Я упражнялся последние годы в формулирова­нии лексем, которые древнеиндийски называются «двандами» (сдвоенными суждениями), стараясь най­ти языковой ход к выражению самоценностей. И, в частности, дошел до созначения самоценной свободы с самоценной естественностью, сказав однажды, что свобода — это естественность движения, а есте­ственность — это свобода покоя. Тем самым я свя­зал в этой дванде естественность со свободой само­ценностными отношениями.

Итак, апелляция к самоценностям свободы, ес­тественности — дальше можно продолжить — под­линности (которая является такой же двандической связью свободы и естественности) и совершенства. Свобода, естественность, подлинность и совершенст­во — пока класс эквивалентов этих самоценностных отношений я ограничу этим списком, для того чтобы перейти к завершению своего затянувшееся уже вы­ступления.

Очень важным обстоятельством мне представ­ляется то, что активистско-деятельностная направ­ленность на будущее, связанная с про-отношениями — с проектированием, программированием и т.п., уравновешивается двандическими отношениями со­вершенства и тем, что Валлерштайн назвал «асимпто­тическими процессами» — процессами, сходящимися к неким состояниям достигнутого совершенства. В поисках того, почему развитие не является предель­ной ценностью методологии, я пришёл к выводу, что сопряжённой с ней самоценностью является самоцен­ность совершенства, которая для нас, методологов, бесспорно, является одной из важнейших, что засви­детельствовано в нашем пристрастии к нормам, к нормативности, к нормостроительству, будь они ло­гическими, юридическими, этическими, эстетически­ми или какими-то другими.

Как вы понимаете, дальше путь открыт в сторону модальной методологии, но это тема следующих каких-то годов. И это мне даёт надежду нато, что можно, со­храняя всю трезвость ума и жизнестойкость воли, тем не менее не впадать в зависимость от libido dominandi и libido doctorandi, то есть похоти власти и похоти учительствования.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44