eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Осмысление идеи Мыследеятельности и ее роли в проектировании социо-культурных форм организации

П.Г. Щедровицкий

Мое выступление будет посвящено осмыслению идеи Мыследеятельности (далее – МД) и ее роли в проектировании социо-культурных форм организации, соразмерных замыслу проекта формирования методологического мышления, задуманного Г.П.Щедровицким (далее – ГП) в начале 50-ых годов и реализуемого им и его учениками в течение 50 лет – естественно, в моем понимании и моей  интерпретации.

Для лучшего понимания моей позиции я рекомендую посмотреть текст моего предисловия к сборнику Чтений 2002-2003 года, а также перепечатку моего Доклада 1994 года «Исторические и логические заметки к анализу программ содержательно-генетической логики и СМД-методологии» в сборнике «Познающее мышление и социальное действие», подготовленном к Х Чтениям.

Первое

Распад СССР и де-индустриализация отечественного социально-экономического комплекса в 90-ые годы прошлого века поставили на грань выживания целый ряд областей деятельности, сложившихся в СССР и традиционно характеризующих институциональную структуру, обеспечивающую воспроизводство и развитие стран «первого мира». Речь идет о таких областях, как фундаментальная наука, кинематограф, философские и социально-гуманитарные исследования.

В аналогичной ситуации в определенный момент оказалась и СМД-методология, создававшаяся как специфический институт развития и опиравшаяся на разветвленный куст НИР и НИОКР - эпистемологических, логико-методологических, психолого-педагогических, исторических  и т.д.

В какой-то момент как внутри сообщества, так и вне его получила распространение точка зрения, согласно которой Деятельностная  и МД- методология является внебрачным ребенком советского тоталитаризма и умрет вместе с ним.

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис, с которым я не согласен по сути, имел основание, коренящееся в формах и способах социо-культурного самоопределения методологического сообщества в последние 10-15 лет.

Специфической формой существования  и реализации для результатов и продуктов 30-35 летней деятельности Московского Логического (и позднее -Московского методологического кружка, далее – ММК), а также для отдельных выходцев из методологического движения в последнее 15-летие стали сначала так называемые организационно-деятельностные игры (далее – ОДИ), а затем, во второй половине 90-ых, большая часть активности и вовсе сместилась в сторону учебной (при этом не специфически методологической), учебно-консультационной  и консультационной работы.

У меня не вызывает сомнения тот факт, что ГП догадывался о возможном развитии событий уже с середины 70-ых годов, когда в среде советской высшей номенклатуры стали циркулировать данные о реальном экономическом положении СССР и появились первые сценарии развития событий в последней четверти ХХ века. У меня также не вызывает сомнения тот факт, что метод ОДИ, удачно объединивший опыт работы кружка и запрос со стороны ряда социальных слоев на выработку новой модели  обсуждения повестки дня, стоящей перед страной, в планах ГП достаточно быстро перерос статус экспериментальной практики СМД-методологии. Игры, а с 1985 года,  т.е. с начала так называемой «перестройки» –  проект создания сети прикладных методологических служб (исследовательских и проектных подразделений в самых различных организациях и учреждениях – от КАМАЗа до Союза научных и инженерных обществ) рассматривались ГП как условие выживания и сохранения самой методологии.

Не обсуждая сейчас правомерность подобных претензий, ГП искренне полагал, что СМД-методология является безусловной культурно-исторической ценностью, что ее замысливание и создание было возможно только в специфических советских условиях (и в этом плане появление проекта методологии было оплачено очень дорогой ценой) и что, возможно, именно методологический способ мышления и окажется едва ли не единственным продуктивным результатом советского периода истории России.

В этом плане, методологию нужно было спасать или, мягче,  защищать – как от последствий возможного распада советской системы, так и от амбиций и идущих с ними рука об руку субъективно-психологических заблуждений наиболее  активных выходцев из ММК разных поколений.

Формирование в этой ситуации полицентричной и диверсифицированной сетевой формы организации работ, оснащенной к тому же инструментами ситуационного и локального решения задач и проблем (ОДИ), по всей видимости, было с точки зрения ГП единственным выходом из складывающейся ситуации. Думаю, что начиная с 1986 года, когда у ГП случился первый инсульт, он хорошо понимал, что на решение этой задачи у него остается не так много времени, и уже в недалеком будущем внешние вызовы сообществу со стороны меняющейся социо-культурной ситуации, будут, вероятно, дополнены разбродом и шатанием внутри, вызванным болезнью, а возможно, и смертью лидера.

Т.Сергейцев при подготовке Чтений озвучил вопрос о том, в какой мере ставка на регионализацию и создание множества небольших и, в общем, слабо дееспособных в социальном плане групп и структурных образований было ошибкой позиционирования нового социо-культурного проекта ГП? Не предопределила ли такая стратегия, в артикулированном виде сформулированная в 1985-1986 годах, потерю - не только управляющего, но даже координационного центра методологического движения и вызванную этим невозможность активного, а главное -  согласованного позиционирования методологического сообщества по отношению к ряду ключевых социально-экономических и социо-культурных процессов: экономической  и политической трансформации, приватизации, формированию ряда ключевых рынков, проектированию нескольких программ реформ, а сегодня – процессам восстановления систем государственного управления?

Как в известном анекдоте про Луначарского: да, предопределило – и, по всей видимости, это входило в замысел ГП.

Рискну утверждать, что для ГП ценность сохранения самой методологии, а точнее культурно-исторического проекта формирования нового типа и новой формации мышления, названного им «методологическим мышлением», в меняющихся и предъявляющих совершенно различные искушения социокультурных обстоятельствах была безусловна. 

Однако, здесь мы подходим к самой важной проблемной точке моего выступления.

Между выживанием и развитием существует причудливая связь. Решение задач сохранения, само по себе, безусловно, не решает вопросов развития – тем более, сохранения в осколочном или, точнее, лоскутном виде. Вместе с тем, отсутствие артикулированных задач и программ (проектов) развития с какого-то момента делает и само сохранение (выживание) невозможным – за исключением разве что музейной формы. При этом любое развитие, безусловно, несет на себе многочисленные риски, обращенные не только к антропному и социальному материалу движения, но к его смыслу и сути – к основаниям культурно-исторического проекта создания Методологии.

Таким образом, я утверждаю, что сегодня, через 25 лет после запуска вируса Игры и через 20 лет после начала процесса формирования сетевой структуры методологического движения мы можем, и в каком-то смысле обязаны, провести вновь оценку текущей ситуации. С моей точки зрения, мы уже готовы сформулировать  новые задачи развития на следующие 35-40 лет. Необходимо, наконец, озаботиться воспроизводством и развитием самой методологии! Необходимо вернуться к рефлексии сформированного ГП культурно-исторического проекта, отделив его от многочисленных, возникших в истории самого движения социо-культурных «оболочек». Одновременно это значит, что нужно задать себе вопрос о  той новой социо-культурной форме существования и, возможно, институционализации методологического мышления, которая соразмерна и адекватна не только шагу развития проекта, но и текущим обстоятельствам нашей жизни.

Вместе с тем, вынося этот разговор в публичное поле, приходится признать, что и техника ОДИ, и сетевая форма организации, и сформированные сетевые узлы движения во многих случаях сохранив внутреннюю практику методологической рефлексии своего опыта и даже методологического или квази-методологического проектирования своей текущей деятельности, сегодня по сути отказались от задачи проектирования и программирования развития самого исходного проекта. Повторяю: культурно-исторического проекта формирования или, если кому-то это больше нравится, выращивания самого методологического мышления, как особого нового типа мышления и как особой формации или сферы мышления. Отказались, во многом либо потеряв интуицию цели, можно сказать, исторической и культурной целесообразности этого проекта, либо остро испытывая ресурсную недостаточность реализации данного замысла, либо не имея возможности (условий) скорректировать или переопределить исходный замысел проекта с учетом вновь открывшихся обстоятельств дела.

Прежде чем продолжу свое выступление, я бы хотел вернуться к своим собственным размышлением более чем 10-летней давности.

Передо мной лежит текст моего интервью, данного журналу Вопросы Методологии в 1990 году. Вот что я отвечаю на вопрос Хромченко о возможных перспективах развития СМД-методологии.

«…Поскольку я твердо понимаю, что в условиях предельной индивидуализации и атомизации (в обществе – комментарий ПЩ) исчезает и растворяется та социокультурная форма методологического кружка, которая,  как говорят «классики», лежит в основе МД и в каком-то смысле объективирована в схеме МД, т.е. исчезают условия для коллективного Мышления, Мысли=Коммуникации и даже, не исключаю, Мысле=действия через формы проектированиия и программирования. Значит, должен сказать я себе, экономическая реформа, политические трансформации, встраивание в мировую систему разделения труда есть процессы, объективно разрушающие питательную среду СМД-методологии, дававшую ей неофитов и создавшую основу самой СМД-методологии. Разрушающие - в ее жизненных основах! И вообще, скажу я вам с некоторой долей шутки, перестройка – это самая большая диверсия против СМД-Методологии! Самая большая из всех, которые когда либо предпринимались.

Но!.. Но я хочу быть хитрее исторического процесса! И поэтому задаю себе вопрос: каким же образом в таких условиях – в условиях модернизации и экспансии индивидуализированных форм жизни и практик, может сохраняться, расширяться и усиливаться социальный и социокультурный базис  СМД-Методологии, основные каналы ее воспроизводства? И отвечаю на этот вопрос несколько раз.

Он может сохраняться, расширяться и усиливаться:

  • Через разработку онтологических картин и теорий среднего уровня, обеспечивающих новые типы МД соответствующими изображениями объекта и знаниями.
  • Через разворачивание на базе программ развития новых областей, сфер и типом МД соотвествующего комплекса инструментальных, методологических вопросов – т.е через восстановление непосредственной или базовой Методологической проблематизации, связанной с обеспечением этих областей Деятельности и практик соотвествующими наборами средств и методов
  • Через создание новых социальных форм, позволяющих сохранять и поддерживать коллективный способ решения проблем, создавая условия для существования и развития страты, работающей в пласте чистого мышления.

И я фактически двигаюсь в каждом из этих направлений…»

Приведенная цитата и текущая рефлексия моей работы в последние 12-15 лет позволяет мне утверждать, что:

  • Во-первых, необходимо вернуться к обсуждению сути и направленности исходного проекта ГП и ММК – проекта формирования Методологического мышления. В своих работах я неоднократно подчеркивал, что потенциал проекта сегодня развернут в лучшем случае на 10 % от его возможностей. Событие мысли вообще и методологической мысли, в частности, никогда не гарантировано, но возможно. Для меня этот тезис является одним из краеугольных камней МД-подхода. Практика кружковой работы и ОДИ, на мой взгляд, показала, что возможно также воспроизводство ситуаций и событий коллективной МД. Однако, реализация проекта в его полноте – дело будущего: его смыслосодержательная наполненость еще не раскрыта и требует дополнительных усилий;
  • Во-вторых, пришло время вернуться к задаче воссоздания условий возможности методологического мышления[1] и, в частности, «восстановлению базовой методологической проблематизации», т. е. проблематизации, направленной на выслаивание в накопленном нами опыте собственно методологической компоненты, а также воссоздание пространства проблемно ориентированной коммуникации, направленной как на «синтез знаний» - как предметных, так и методологических, так и на синтез самих предметов (предметных форм организации) и подходов;
  • В-третьих, я сам все эти годы готовился к подобной ситуации – как в индивидуальном плане, так и в плане создания социальных и антропных условий возможности подобного «возвращения к истокам» и пересмотра культурно-исторических задач. Готовился, стараясь не употреблять в названиях создаваемых мною организаций и учреждений слово «методология» и «методологический», ибо понимал, что у меня не хватает ни ресурсов, ни времени для поддержания полномасштабного контура методологической работы.

Я не скрою от Вас: рассчитываю, что многие из сидящих в зале сегодня или завтра поддержат меня в реализации этого предложения. Я надеюсь, что мы уже готовы к встрече с самими собой! И я твердо понимаю, что ни один из нас не решит этой задачи в одиночку.

Чтобы не быть неверно понятым, я сразу хочу подчеркнуть, что подобный шаг проблематизации и развития, безусловно, не сводится к анализу наследия ГП, тем более – к анализу его буквы. Тема, предложенная мною 3 года назад для организации процесса подготовки Чтений, является, с моей точки зрения, необходимой, но, безусловно, недостаточной.

Необходимой, прежде всего потому, что, я считаю, что одним из рабочих процессов ближайшего периода является «чтение ГП».  И этот лозунг я хотел бы  сохранить перед Чтениями еще на насколько лет. Читать ГП и писать о его идеях, неважно – в сопоставительном или систематическом залоге. Именно поэтому я благодарен Н.Кузнецовой и всем авторам желтой книги (сборника «Познающее мышление и социальное действие»), взявшим на себе тяжелый труд перечитать работы ГП и написать о его творчестве. Я искренне надеюсь, что к этой работе подключаться и другие – как участники ММК разных поколений, так и внешние люди, знакомящиеся с идеями ГП по печатным работам.

Вместе с тем, есть другая сторона этой необходимости, на которой я хотел бы остановиться подробнее.

Перепрочтение ГП, на мой взгляд, является одним из вариантов ситуативно осмыленной и относительно подготовленной формой запуска коммуникации, ориентированной на парадигматизацию и развитие идей ММК. Другими словами – взгляд извне и есть сегодня вызов издателям и комментаторам работ ГП. Взгляд извне, с присущими ему особенностями понимания и не-понимания, которое, как Вы помните, по мнению самого ГП всегда является продуктивным.

Перепрочтение ГП, с этой точки зрения, должно быть включено в процессы проблемно ориентированной коммуникации и обеспечивающего ее мышления – направленные на ре-монт базового проекта. На новый подъем – опираясь на исходное значение французского глагола «remonter». Организация пространства для подобной коммуникации, на мой взгляд, и есть первый шаг восстановления социо-культурных условий и форм воспроизводства культурно-исторического смысла базового проекта. А главное – социо-культурных условий воспроизводства самой методологической ситуации или, точнее, ситуации, в которой становится востребована и возможна методология и методологическое мышление.

Я утверждаю, что сообщество за последние 10 лет утеряло понимание важности этой задачи и ее непреходящего смысла.

Коммуникация с Другими, специально созданная и долгие годы удерживаемая ГП в форме/формате кружка, коммуникация с Другими, не гарантированная само по себе, но возможная в формате ОДИ при соблюдении ряда норм и принципов подготовки и проведении «полномасштабной методологически организованной ОДИ» – была не только признана организационно сложной, но и идеологически отброшена как ненужная. Большая часть сообщества под разными предлогами отказалась от самой установки на поддержание и воспроизводство тонуса подобной коммуникации. Вместо этого, активная часть сообщества перешла к стратегии «внедрения», продвижения некоторого узкого – в силу самой установки – набора средств и технологий мышления в те или иные профессиональные, а чаще – не-профессиональные или недопрофессионализ ированные группы и слои «потребителей». А часть сообщества, неспособная по тем или иным причинам к подобному социальному активизму, «замкнулась» в себе, подменив коммуникацию с Другим общением с себе подобными.

Но, как же так – может возразить кто-то из сидящих в зале? Мы же коммуницируем постоянно с представителями других типов деятельности, профессиональных и социальных позиций и ролей… Рискну утвержать, что это не так! Сообщество давно не вступает во взаимодействие с теми, кто может ответить… Более того, в сообществе усилиями таких людей как А.Зинченко появилась мода на методологический «мачизм», а вслед за этим возникло  целое поколение людей, называющих себя «методологами», но не имеющих реального опыта самоостановки и методологической, как впрочем и любой другой, рефлексии. При этом, подобная коммунальная агрессивность и не-рефлексивность прикрывается тезисом о том, что якобы вне сообщества и разговаривать не с кем!

Распространение этой идеологии и вытекающих из нее стилей поведения, на мой взгляд, сегодня одна из важнейших бед сообщества. Именно она приводит к появлению феноменов своеобразного «ожирения» важнейших органов методологического «организма».

Фактически потеряна онтологическая рамка необходимости Другого. Рамка, отчетливо выраженная в схеме МД. Рамка, позволявшая ГП рассматривать схему МД не только как итог многолетней исследовательской работы кружка, но и как выражение перспективного общественного идеала. А вместе с рамкой и всю совокупность принципов, позволяющих помещать Мышление в принципиально неоднородное пространство коллективной МД.

Даже если представить себе на секунду, что эти «мачо» правы и социальный ланшафт в стране сегодня устроен так, что коммуникация практически невозможна, это значит, что, следуя принципам СМД-подхода, надо этого Другого создать искусственно. И подобная работа есть условие воспроизводства МД-организации коммуникации, а значит, одно из необходимых условий возможности методологической рефлексии и методологического мышления.

50 лет назад, ставя на повестку дня вопрос о развитии логики и новых технологиях мышления, ГП прекрасно понимал, что такой коммуникации – в тот момент прежде всего межпредметной и междисциплинарной – нет, и нет никаких социо-культурных форм и форматов, в которых она возможна. Он создал кружок и постоянно таскал с собой магнитофон, который весил 20 киллограмов для того, чтобы эта коммуникация была документирована.

Чтобы  Другой появился - нужны усилия.

Его нельзя обрести там, где нет сопротивления, так же как управление возможно только по отношению к тому, что обладает самодвижением.

А главное - нужно отчетливое, онтологическое понимание его миссии в производстве проблематизации и коллективного мышления.

Коммуникация в смысле схемы МД возможна только с тем, за кем признано право равного участия не только в форме и процедуре, но  и в содержательном плане развития коммуникативной ситуации.

Гипотезу об утере ключевыми лидерами сообщества и его основными группами рамки МД-организации я высказал еще на Чтениях 1998 года в форме открытого письма. Я в полной мере отношу эту оценку и к самому себе в тот период. Пять лет мне понадобилось на то, чтобы перевести свою неудовлетворенность в проект, направленный на изменение повестки дня и стиля проведения Чтений.

Однако, когда 3 года назад я декларировал, что нам надо вступить в коммуникацию с философским цехом, чего я только не услышал! Перед Чтениями 2001 года мне позвонил один из участников движения и сказал: «…как ты можешь?! Как ты можешь ставить на обсуждение тему Фуко и Щедровицкий?!» «А что такое?» – спросил я.  И услышал в ответ: «…Он же гомосексуалист!…».

А где Вы, дорогие мои, собираетесь искать партнеров для восстановления проблемно-ориентированной коммуникации!? В органах государственного  управления? В муниципалитетах? Среди учителей школ? С кем Вы собираетесь выстраивать содержательное взаимодействие?...

Я продолжаю настаивать, что найти кандидатов на роль подобного партнера по проблематизации сегодня можно только в философской среде, в меньшей мере - среди представителей реальной науки (междисциплинарных инновационных исследований) и инженерного дела, возможно – в сфере управления и проектирования. Решение этой задачи достаточно трудно. Придется  приложить дополнительные усилия по формированию площадки подобной коммуникации и чертежа, той МД машины, которая именно сегодня может перерабатывать Мысле=действие и Мысль=коммуникацию в Методологическое мышление. Без сомнения, придется отказываться от стиля методологического «мачизма», холить и беречь – как саму коммуникацию, так и ту антропоструктуру, которая будет нести на себе груз ее воспроизводства. Как, не побоюсь этого слова, холил и лелеял ее сам ГП, понимая роль социо-культурной среды и личностных стилей для воспроизводства «питательного гумуса» методологической рефлексии.

Те, кто участвовал в реальной работе кружка и играх ГП, надеюсь, согласятся со мной: даже резкость и жесткость ГП в отношении к людям в подавляющем большинстве случаев носила принципиальный характер  и никогда не диктовалась неуважением и пренебрежением другой точкой зрения и позицией.

Поэтому я ни в коем случае не могу согласиться с тезисом, сформулированным Валерием Подорогой в его статье. Он пишет: «Я бы не назвал его (ГП) манеру диалогической или более открытой для слушателя, чем у ММ. Его стиль столь же монологичен – даже моноцентричен». Я рискну утверждать, что многие шаги ГП в социально-культурном пространстве были обусловлены четким пониманием необходимости преодоления моноцентричности и даже монологичности, необходимости прорыва к Другому, как базового условия   сохранения проекта. Именно этими причинами, на мой взгляд, обусловлены перепитии смены состава кружка, затем – отказ от кружковой формы и прорыв к форме ОДИ. ГП двигала необходимость поиска, а иногда и искусственного за=влечения Другого на площадку коммуникации.

[Вместе с тем, удержание Другого и горизонтали мысли=коммуникации есть только одно из измерений восстановления полной структуры МД. Вторым измерением является удержание вертикали – в частности, погруженности самой мысли=коммуникации в отношения с мысле=действием и чистым мышлением. У меня нет сейчас возможности подробно раскрывать этот спектр проблем реализации МД-подхода, но ясно, что без учета вертикали МД, Другой и коммуникация с Другим может также не появиться] [2]

Таким образом, задача воспроизводства социо-культурных условий и самой технологии проблемно-ориентированной коммуникации, невозможна:

  • без обсуждения ряда рамочных вопросов – прежде всего персонологической и антропологической концепции ММК вчера и завтра, вопросов этики, личностной и групповой идентичности, лежащей в основе проекта методологического мышления;
  • без обсуждения эволюции философского, научного и инженерно-проектного мышления во второй половине ХХ века;
  • без анализа тех новых частных методологий, которые, как грибы после дождя, стали вырастать в различных сферах и областях деятельности.

Рискну утверждать, что интеллектуальная ситуация в мире за последние 20 лет безусловно изменилась и нужна новая рекогносцировка на местности.

Итак:

Провести подробное обсуждение идеи МД и ее значения для организации мышления и деятельности методологического сообщества. Признать онтологический статус Другого в МД и его развивающую роль (совокупность ролей)  в коммуникации.

Вновь стать открытыми. Спроектировать новые площадки и форматы проблемно ориентированной коммуникации с представителями важнейших интеллектуальных сообществ.

Использовать для решения этой задачи на переходном периоде материал чтения, историко-критического анализа и сопоставления наследия ГП с важнейшими философскими и научными школами и направлениями.

Определить целями этой работы на 5-7 лет восстановление культурно-исторического смысла и направленности проекта формирования методологического мышления в новом столетии, а также необходимую корректировку этого проекта по обстановке.



[1] Возможности методологической рефлексии и мышления в его рефлексивной функции, методологического понимания и мышления в его пони мающей функции.

[2] Этот фрагмент подготовленного текста доклада был опущен в силу недостатка времени, и, нашел частичное отражение в докладе Бориса Эльконина на втором коллоквиуме.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44