eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах и ИПК

  1. Одна из характерных особенностей современной ситуации состоит в том, что мыследеятельность буквально во всех сферах - производственных, научно-проектных, управленческих - стала коллективной в подлинном смысле слова. Значит, сегодня получение всякого продукта и принятие всякого решения предполагает соединение знаний, умений и способностей многих людей разных профессий, специальностей и научных дисциплин. Но для каждого отдельного специалиста это оборачивается теперь тем, что он должен отвечать не только за продукты и результаты своей собственной профессиональной работы, но также за продукты и результаты общей коллективной работы. И сейчас это - основное требование и принцип организации ответственной, осмысленной и эффективной работы людей в любом коллективе.
  2. Из этого, в свою очередь, следует, что профессионально- предметной работе каждого специалиста, действующего в условиях коллектива, должен предшествовать специальный анализ ситуации коллективной работы, уяснение общих целей и задач, прорисовка формальной и позиционной структуры работающего коллектива, установление возможных деловых связей со всеми участниками общей работы, точное определение собственного места и функций по отношению к работе в целом и по отношению ко воем другим членам коллектива.
    По сути дела, это означает раздвоение всей интеллектуальной работы профессионала и специалиста и появление в пространстве его понимания и мышления наряду с предметной организацией еще одного плана и рамки анализа - ситуационно-деятельностной. Это означает также, что профессионал, поставленный в условия коллективной работы, должен существенно расширить арсенал своих средств и методов и осваивать или сам создавать еще специальные средства и методы надпрофессионального, методологического понимания и мышления.
  3. Подготовка к такого рода надпредметной, или методологической, работе предполагает взаимосвязь и единство двух принципиально разных планов подготовки - «культурного» и индивидуально-психологического. С одной стороны, здесь требуются совершенно новые значения и знаковые средства работы, стоящие как бы в ортогональном отношении к традиционным средствам и методам профессионально-предметной работы, с другой - сами люди должны сформировать в себе многие новые качества и свойства - гибкость и пластичность, понимание чужих позиций и точек зрения, критичность в отношении собственных принципов и догм, объективность в оценке ситуации и широту взглядов, способность к многоплановой и проблематизирующей рефлексии.
    Самое главное здесь - взаимосвязь и взаимосоответствие этих двух планов поведения и мыследеятельности каждого человека, плана внешних средств и плана субъективных способностей. Разделить их невозможно. Поэтому важнейшей задачей для всей системы подготовки специалистов становится сегодня разработка таких форм организации коллективной мыследеятельности, которые бы обеспечивали комплексную как методологическую, так и субъективно-психологическую подготовку к специфическим условиям коллективной работы - освоение средств и формирование способностей, обеспечивающих понимание ситуации, самоопределение в ситуациях и программирование и общей, и своей собственной профессионально-предметной работы в условиях коллективного действия.
  4. Исходя из такого понимания современной ситуации и вставших в ней социокультурных задач, мы разработали и с 1979 г. стали широко применять новую форму организации и метод перестройки коллективной мыследеятельности - так называемую оргдеятельностную игру (далее - ОДИ) и провели с тех пор 50 «больших» игр, направленных на решение сложных народно-хозяйственных проблем и на переподготовку персонала различных учреждений.
  5. Весь опыт этих игр, а также опыт еще четырех десятков игр, организованных и проведенных по такой же схеме другими коллективами, показал, что ОДИ является эффективной оргформой, средством и методом комплексной подготовки (обучения, воспитания, повышения квалификации) специалистов и руководящих работников, равноприменимой и в производственных условиях, и в вузах, и в ИПК. Преимущество ОДИ по сравнению с другими формами подготовки состоит в том, что она ставит индивидов в реальные условия коммуникативного и мыслительного взаимодействия с коллективом при необходимости осуществить рабочий процесс, но вместе с тем, как всякая игра, делает сравнительно легко преодолимыми учрежденческие структуры и нормы профессионально предметной работы и таким образом создает для индивидов благоприятные условия для самодеятельности, самоорганизации и развития.
  6. Вместе с тем ОДИ обеспечивает органическое выращивание в условиях коллективной работы форм и методов прикладного психологического исследования и проектирования.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44