eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Методологическая организация мышления и деятельности как условие и средство комплексной организации НИР

Методологическая организация мышления и деятельности  как условие и средство комплексной организации НИР

  1. Появление и оформление комплексной организации НИР неразрывно связано с превращением НИР в массовую деятельность и становлением специальных социотехнических служб руководства и управления наукой. В соответствии с характером той социокультурной ситуации, в которой формировались эти службы, их основными целями должны были стать: а) организация межпрофессиональной коммуникации, б) соорганизация мыслительной работы представителей разных профессий и научных дисциплин, в) обеспечение связи между НИР и различными «практиками» и, как условие и средство всего этого, г) организация системы комплексных НИР. И эти цели целиком предопределяли предмет социотехнической деятельности; его должны были составить уже не продукты работы исследователей, инженеров и практиков, а их мышление, коммуникацию и деятельность.

И это было достаточно очевидно. Однако службы руководства и управления наукой в тот период, когда происходило их формирование, оказались связанными традиционными натуралистическими представлениями и в силу этого по-прежнему ориентировались лишь на квазивещные организованности научно-исследовательской деятельности - знания и объекты знаний. Это обстоятельство тоже явилось одним из тех факторов, которые в сумме своей предопределили формально-административную линию развития службы руководства и управления наукой. В результате этого сама служба организации, руководства и управления наукой разбилась на две противопоставленные друг другу подсистемы: административно-управленческую и методологическую и между ними началось весьма сложное взаимодействие.

  1. Административно-управленческая организация НИР создала совершенно новые организационные условия для научно-исследовательской работы и уже в силу одного этого породила массу новых методологических проблем. Но методология, развивающаяся в первую очередь на основе традиционной логики как методология индивидуальной деятельности и индивидуального мышления, не имела средств и методов, чтобы правильно поставить их и тем более разрешить. Появилась масса ложных и метафорических формулировок [Методологические аспекты... 1978], в которых совершенно утонула реальная проблематика организации массового (популятивного) мышления и коллективной деятельности. Все это еще больше усиливало разрыв между административно-управленческой службой и методологией.

Но это, естественно, не могло продолжаться очень долго. Уже в середине 50-х годов недостаток содержательного анализа действительности современного научного мышления и исследовательской деятельности был осознан и к концу 50-х гг. во всех ведущих странах мира сложились направления и школы новой методологии, ориентированной на a) анализ содержательных сторон мышления и деятельности [Щедровицкий 1962 а; Proofs... ], б) учет их непрерывного развития [Щедровицкий 1962 a; 1976 a; Lakatos 1970], в) фиксацию социальных аспектов науки и представление мышления и деятельности как массовых, или «популятивных» сфер [Кун 1977; Проблемы... 1967; Разработка... 1975; Щедровицкий 1962 a; 1969 b], г) описание уже не продуктов, а самих процессов и механизмов мышления, коммуникации и деятельности [Проблемы... 1967; Щедровицкий 1962 a; Щедровицкий 1976 а; Разработка... 1975] и, наконец, технологизацию этих процессов [Щедровицкий 1962 a].

  1. Цели и задачи этой методологии состоят в том, чтобы создать содержательные условия и средства для принципиально новой соорганизации совокупного человеческого мышления, а через него и деятельности. Эта соорганизация должна, с одной стороны, сохранить все уже существующие формы организации мышления и деятельности (в том числе и научные предметы), а с другой - установить между всеми этими формами такие связи и отношения, которые позволят: а) эффективно применять научные знания в практике (в том числе и социотехнической) и б) организовать взаимосогласованное развитие всех форм и всех частей совокупного человеческого мышления и деятельности [Щедровицкий 1975a].

Средства и методы для этого дает, на наш взгляд, системодеятельностный подход, базирующийся на фундаментальных идеях К.Маркса о деятельностной природе нашего человеческого мира [Маркс 1955 b: 1; 1956: 446; Щедровицкий 1975c]. Этот подход позволяет: а) по-новому осмыслить историю развития различных форм организации мышления и деятельности, в том числе и самой науки в ее разнообразных отношениях к другим сферам мышления и деятельности, б) по-новому увидеть суть проблем, вставших перед нами в современной социокультурной ситуация, включив их в широкий исторический контекст, учитывающий тенденции и перспективные линии развития мышления и деятельности, в) наметить новые пути и линии разрешения этих проблем и, в частности, создать проект новой методологической организации мышления и деятельности, удовлетворяющий сформулированным выше требованиям.

  1. Основные идеи этого проекта, вкратце, состоят в следующем:
    1. Создается схема пространства методологической рефлексии, содержащего все известные виды и типы мышления и деятельности (программирование, планирование и т.п., схематизацию, конструирование, исследование и т.п., критику, онтологическую работу и т.п., строительство, соревнование, борьбу и т.п.) и все их организованности (категориальные, понятийные, методические, нормативные, предметные, логические, исторические, практические, экзистенциальные и т.п.). Каждая из этих структур и организованностей мышления и деятельности подчиняется своей особой логике и живет в своих особых процессах; в силу этого каждая из них имеет свое особое подпространство, отграниченное от других. В силу этого общее пространство методологической рефлексии оказывается гетерохронным и гетерогенным: двигаясь по всем образующим его подпространствам, мы все время должны менять «законы» и механизмы нашего движения.
      Методологическая рефлексия организуется этим пространством по материалу и одновременно по содержанию: она может все это отражать, фиксировать в тех или иных формах, создавая таким образом новые единицы «форма-содержание», и вновь полагать в другие места пространства (т.е. включать в иную деятельность и в иное мышление) перенося таким образом содержание из одного подпространства в другое. Каждое из них таким образом может попеременно становиться то «верстаком», на котором осуществляется продуктивная работа, то «арсеналом», из которого черпаются средства и методы. За счет этого между всеми подпространствами устанавливаются отношения рефлексивного отображения [Щедровицкий 1975c].
    2. Методологическая рефлексия может двигаться поверх этих структур и организованностей деятельности, делать их своими предметами, может входить как бы «внутрь их» и развертываться в соответствии с их структурами, повторяя или имитируя соответствующие процессы мышления и деятельности (например, мыслить конструирование или управление и осваивать организованности либо через знания, либо непосредственно через «живое» мышление и деятельность), а может также проходить как бы «сквозь них» и входить в их организованности, осуществляя так называемое деятельное распредмечивание. Таким образом, для методологической рефлексии это пространство является также и гетерархированным.
    3. При решении конкретных задач (мыслительных или деятельных) на базе пространства рефлексии развертывается система ортогональных онтологий: все, что в нем было зафиксировано, разносится (в преобразованном виде), с одной стороны, в план структур деятельности, необходимых для решения поставленной задачи, и их возможного или непременного окружения («вертикальная» плоскость), а с другой - в план объектов, соответствующих этим структурам деятельности («горизонтальная» плоскость). Таким образом осуществляется самоопределение мыслящего и действующего индивида или коллектива и устанавливается «действительность» предстоящей работы, каждый раз - особенная, соответствующая специфике решаемой задачи, и одновременно соотнесенная (через деятельное пространство рефлексии) со всеми другими системами и видами деятельности и мышления.
    4. Оформление всех процессов рефлексии, осуществляющихся в этом пространстве, в текстах, предназначенных для коммуникации, порождает коммуникативное мышление и, в частности, рассуждение, регулируемое, с одной стороны, системодеятельными, системомыслительными, системносемиотическими и т.д. представлениями [Щедровицкий 1969 b], а с другой стороны - логикой рефлексии, фиксируемой в специальных категориях и логических правилах. Но это только одна из возможных форм мышления. Другой является «деятельное мышление», характеризующееся тем, что все схемы и другие знаковые средства, введенные для самоорганизации методологическая рефлексии, перерабатываются в средства социотехнической организации коллективных и популятивных систем содеятельностей и непосредственно реализуются на «живом» деятельностном материале.

Само собой разумеется, что перечисленные выше принципы характеризуют методологическую форму организации мышления и деятельности очень грубо и неполно; это, конечно, не столько описание, сколько намек на огромную новую область исследований и разработок. Но уже и этого достаточно, чтобы по-новому поставить проблемы комплексной организации НИР, учесть принципиально различные и разнородные аспекты этой проблемы ( в частности, аспекты а) построения единого пространства деятельностной рефлексии, б) организации «коммуникативного мышления», в) организации «деятельного мышления», г) преобразования «деятельного мышления» в социотехнически организованную деятельность и т.д.) и, по сути дела впервые, включить методологическое содержание и методологические средства в практику работы административно-управленческих служб, призванных обеспечивать эффективное функционирование и развитие науки.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44