eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Методологические замечания к проблеме существования термина

[1]

С точки зрения здравого смысла термины и понятия существуют в научных системах, создаваемых учеными предметниками. Терминологист-исследователь имеет их перед собой в качестве объектов изучения, он выявляет законы их жизни и создает о них соответствующие представления и знания. Это ¾ типичная позиция натурализма, отражение которой в философии критиковал К. Маркс[2]. Постулируя квазивещественное существование терминов и понятий в научных системах, создаваемых учеными-предметниками, мы забываем о том, что и понятия, и термины являются предметами практической, инженерно-конструктивной или проектировочной деятельности терминологиста.

Когда мы имеем дело с уже устоявшимися областями инженерии или науки, то в их конструкциях предметов и объектов совершенно перестаем замечать качество созданности. Нам кажется, что все это ¾ естественно существующие объекты, независимые от инженерной и познавательной деятельности человека, противостоящие ей. Но когда какая-либо новая область или сфера деятельности только еще складывается, только оформляется, когда ее функции и ее назначение определены еще неявно ¾ через разрывы в других деятельностях и необходимость преодолеть их, когда еще неясно, какой именно будет эта деятельность и как она будет социально организована, когда нет еще культурной традиции, получаемой по наследству от предшествующих поколений, тогда нет и иллюзии естественного существования соответствующих этой деятельности предметов и объектов, ибо их приходится создавать, конструировать, с тем, чтобы организовать и оформить саму деятельность.

Именно в такой ситуации встает обычно методологическая проблема существования предметов и объектов данной деятельности (ср. с проблемой существования треугольника у Евклида, пустоты ¾ у Аристотеля и Галилея, бесконечно-малой ¾ у Ньютона и Карно, эфира у Максвелла и т.п.); в такой же ситуации и примерно на таком же этапе развития встает проблема существования термина в терминологической работе. И решение ее мы ищем на тех же путях, какими шли исследователи в других науках, хотя со значительно большим сознанием и пониманием процедур своей собственной работы, ибо средства для такого понимания уже были даны нам в сочинениях Фихте, Шеллинга, Гегеля и Маркса. Они поставили конструкции предметов и объектов знания в зависимость от теоретической и практической деятельности (сейчас мы могли бы добавить: в зависимость от социальных форм ее дифференциации и организации) и таким образом сделали специальное изучение деятельности условием предпосылкой решения собственно предметных и объектно-онтологических проблем.

В отличие от «объектов природы» предметы деятельности имеют множественное существование: внутри него должно быть выделено прежде всего существование в виде образца или нормы (т.е. в рамках системы культуры) и существование в виде реализации этого образца или нормы в ином материале (т.е. в рамках социетальной системы). Точнее, нужно даже сказать, что всякий предмет деятельности существует всегда по меньшей мере в виде связки образца (нормы) и его реализации.

Главным тогда становится вопрос: кто, собственно, создает нормы, которые по сути дела порождают понятие или термин, делают их особыми и самостоятельными предметами деятельности. Если такие нормы создаются учеными-предметниками, то терминологист, действительно, может иметь понятия или термины как бы пред собой, но не в виде предметов своей практической деятельности, а в виде материала, на который он еще должен наложить свою деятельность и посредством ее как бы вырезать в понятиях и терминах какие-то новые, свои, специфические предметы деятельности.

Если же нормы, впервые выделяющие и создающие понятия и термины, вырабатываются самими терминологистами, тогда в научных системах, созданных учеными-предметниками независимо от деятельности терминологиста и ее продуктов, нет и не может быть ни понятий, ни терминов в собственном смысле этого слова. И те, и другие впервые создаются на материале научных текстов, благодаря тому, что терминологисты делают определенные элементы и части этих текстов предметами своей деятельности и создают в ходе этого определенные нормы, как бы вырезывающие эти элементы и части из научного текста.

Изложенные соображения порождают ряд весьма сложных теоретических и методологических проблем и существенно влияют на цели и задачи практической работы терминологов.


[1] Актуальные проблемы лексикологии. Тезисы докладов третьей лингвистической коконференции 3-7 мая 1971 г. Ч. 1. Новосибирск: НГУ, 1971.

[2] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 3. М., 1955, с.1.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44