Шеварёв Пётр Алексеевич
Шеварёв Пётр Алексеевич
Крупный российский ученый, психолог и педагог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (позднее – СССР), видный деятель Общества советских психологов, в рамках которого в конце 1950 гг. он организовал (совместно с Г.П. Щедровицким) Комиссию по психологии мышления и логике – первую социализированную научно-общественную структуру, где публично обсуждались междисциплинарные (в философских, логических, психологических, педагогических аспектах) и собственно методологические доклады по содержательно-генетической логике, развитие которой привело в 1960-е гг. к возникновению ММК и ряда теоретических направлений в социальных и гуманитарных науках, а также в дизайне и проектировании.
В научной деятельности Петра Алексеевича можно выделить четыре основных этапа.
На первом – в дореволюционные годы, в период серебряного века русской культуры – происходит формирование Шеварева как всесторонне образованного и высококультурного ученого-интеллигента. С 1915 г., после окончания историко-филологического факультета МГУ, он становится научным сотрудником Института психологии (при МГУ), где проработает практически всю жизнь.
На втором этапе – в послереволюционные и военные годы – он работает сотрудником, а затем заведующим отделом общей психологии Института психологии (при МГУ), где специализируется на изучении общепсихологической проблематики, в основном, в области психологии восприятия. Результаты его экспериментальных исследований константности цветов при изменении освещения имели не только фундаментальное, но и прикладное значение, в т.ч. в сфере архитектуры и дизайна, а также индустриальной и военной психологии.
На третьем этапе – в послевоенные годы – Шеварев становится соавтором фундаментального учебника «Психология» (М.,1946) и в 1947-55 гг. заместителем директора Института психологии (перешедшего в систему АПН РСФСР), где продолжает начатые ранее исследования восприятия и мышления, сосредоточившись, в основном, на психолого-педагогическом изучении математических ошибок школьников и формировании у них алгебраических навыков, что имело важное практическое значение в период подготовки реформы общеобразовательной школы на основе научных достижений.
На четвертом этапе – с хрущевской «оттепели» – Шеварев, заведуя с 1955 г. лабораторией психологии восприятия, обращается, в основном, к разработке фундаментальной проблематики онтологического статуса психического, а также синтезирует результаты экспериментов с мышлением в целях теоретико-экспериментального изучения открытых им обобщенных ассоциаций и формирования с их учетом понятий и интеллектуальных навыков на основе достижений психологии, педагогики, математики и логики. Именно в этот период к нему приходит широкое научное признание – переизбрание членом-корреспондентом АПН СССР и в руководство Общества психологов, а также назначение заместителем директора (1958-1961 гг.) Института психологии АПН СССР.
Это позволяет ему откликнуться на предложение молодых творчески мыслящих ученых, психолога В.В. Давыдова и философа Г.П. Щедровицкого, возглавить фактически созданную ими Комиссию по психологии мышления и логике при Президиуме Общества психологов. Петр Алексеевич (руководя ее работой номинально) тактично сглаживал неизбежно возникавшие в дискуссиях противоречия между энергичными в своем энтузиазме разностратовыми участниками Комиссии, а главное – был дипломатическим буфером между зачастую строптивыми докладчиками и осмотрительным руководством Общества психологов и Института психологии, где происходили заседания Комиссии, инновационное ядро которой вышло из руководимого Г.П. Щедровицким логического кружка, трансформировавшегося позднее в ММК.
Комиссия создавалась в сложных социально-общественных условиях «оттепели» и внутри методологических дискуссий в философской и психологической стратах. Переговоры Щедровицкого и Давыдова с Шеваревым велись осенью 1957 г., а затем состоялись переговоры Шеварева с директором Института психологии академиком АПН А.А. Смирновым, после чего в марте 1958 г. прошло первое заседание созданной Комиссии. Сначала ее заседания проходили в Институте психологии два раза в месяц, потом раз в неделю; Петр Алексеевич участвовал в них сначала постоянно, а затем (из-за возраста) эпизодически вплоть до 1968 г. Помню, как в середине 60-х он, всегда с большой ответственностью относившийся к взятым на себя обязательствам, задавал содержательные вопросы докладчикам, хотя в дискуссию обычно не вступал, подчеркивая свою сугубо психологическую позицию, в отличие от логико-методологической – членов ММК.
Научное наследство Шеварева – фундаментальные исследования в области изучения такой исходной и базовой для психологии феноменологической реальности, как ассоциативные процессы души. Открытие им механизмы обобщенных и правилосообразных ассоциаций логически завершили двухтысячелетнюю ассоцианистскую традицию в философии и психологии, восходящую к Аристотелю. Его труды (как и других классиков философии и психологии) энциклопедически образованный Шеварев читал в подлинниках, ориентируясь как в классических, так и в современных исследованиях мышления. Его проявлявшаяся на заседаниях эрудиция способствовала развитию гуманитарной культуры членов Комиссии по психологии мышления и логике.
Непосредственный предмет исследований Петра Алексеевича в классических трудах – выделенные им вариативные, или обобщенные связи на фоне и в отличие от традиционно изучавшихся в эмпирической психологии простых – единичных или константных – ассоциаций. Эти обобщенные связи соответствуют обычно какому-либо правилу, т.е. являются по своей сути правилосообразными ассоциациями и обусловливают возможность практического применения соответствующего им правила к самым различным конкретным случаям, подходящим под данное правило. В результате экспериментального исследования различных видов обобщенных связей Шеварев предложил детальную классификацию ассоциаций и выявил условия возникновения правильных (и отклоняющихся от них ошибочных) ассоциаций.
Подчеркну, что в последнем случае особенно выделяются ассоциации, возникающие независимо от субъекта. На основе выявления условий образования ассоциативных связей Шеварев разработал пути и способы обучения, предохраняющие от формирования у учащихся ошибочных ассоциаций, что существенно содействует повышению эффективности обучения. Тем самым он модернизировал ассоцианизм в психолого-педагогическом контексте с позиций, корреспондирующих с логико-нормативным подходом, методологические основы которого параллельно разрабатывали в содержательно-генетической логике применительно к научному мышлению Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, В.С. Швырев, Г.П. Щедровицкий и др. По своему конструктивному масштабу значение для становления ММК психолого-педагогических исследований П.А. Шеварева в области обобщенных ассоциаций мышления сопоставимо с изучением его ориентировки в процессе управляемого формирования умственных действий и понятий в научной школе П.Я. Гальперина (Н.Ф. Талызина, З.А. Решетова, И.П. Калошина, И.Н. Семенов, В.Л. Данилова, И.И. Ильясов и др.) и теоретического мышления в научной школе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (Л.А. Венгер, А.З. Зак, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Н.И. Непомнящая, В.В. Рубцов и др.).
Важно отметить, что позднее в ММК социально-нормативный подход к логико-психологическому и методолого-педагогическому изучению и формированию мышления был конструктивно реализован c иных – системодеятельностных – позиций на материале теоретико-экспериментальных исследований решения различных видов задач: арифметических – Г.П. Щедровицким и С.Г. Якобсон, алгебраических – Н.Г. Алексеевым и А.С. Москаевой, физических – В.М. Розиным и творческих – Н.Г. Алексеевым, И.Н. Семеновым, Э.Г. Юдиным и др. Таким образом, творческое сотрудничество П.А. Шеварева с Г.П. Щедровицким и другими членами Комиссии (Н.Г. Алексеев, А.В. Брушлинский, О.И. Генисаретский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Костеловский, И.С. Ладенко, А.А. Леонтьев, В.А. Лефевр, А.М. Матюшкин, А.С. Москаева, Н.И. Непомнящая, Н.С. Пантина, Я.А. Пономарев, В.М. Розин, В.Н. Садовский, Б.В. Сазонов, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин, С.Г. Якобсон и др.) носило не только формально-организационный характер (что само по себе было чрезвычайно важным в плане социализации новаторских идей содержательно-генетической логики), но имело и содержательное взаимодействие по линии критического соотнесения с научно-психологическими традициями (в особенности, с ассоцианизмом и бихевиоризмом), конструктивное преодоление достижений которых послужило необходимым фоном для разработки будущими участниками ММК социально-нормативного подхода к изучению мыслительной деятельности.
Основные публикации:
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука,1971.
2. Коcсов Б.В., Ратанова Т.А. О теории обобщенных ассоциаций П.А. Шеварева // Вопросы психологии. 1982, № 5.
3. Семенов И.Н. Душа. Индивидуальность // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. ТТ. 5, 8. М., СЭ, 1972, 1973.
4. Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Психологические исследования, .№ 7. М., МГУ, 1977.
5. Шеварев П.А. К вопросу о природе алгебраических навыков // Ученые записки Государственного института психологии. Т. 2. М., 1941.
6. Шеварев П.А. Опыт психологического анализа алгебраических ошибок // Известия АПН РСФСР. Вып. 3. М.-Л., 1946.
7. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
8. Шеварев П.А. К вопросу о структуре восприятия // Восприятие и понимание. Известия АПН РСФСР. Вып. 120. М., 1962.
9. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в процессах мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука,1966.
10. Щедровицкий Г.П., Якобсон С.Г. К анализу процессов решения простых арифметических задач. Сообщения I-V // Доклады АПН РСФСР, 1962, №№ 2-6.
И.Н. Семенов