Фрумин Исак Давидович
Фрумин Исак Давидович
Для меня всегда были значимы дискуссии по проблемам образования и развития, прежде всего в оппозиции к естественным процессам. И когда после окончания математического факультета Красноярского государственного университета, срочной службы в армии и аспирантуры в Институте им. Стеклова (Москва) я, работая в образовательной сфере и занимаясь математикой, попал на одну из ОД игр (в Литве, 1985 г.), проживание этого опыта открыло передо мной новые перспективы. Достаточно серьезно размышлять и даже организационно действовать в области образования я, конечно, начал раньше, еще до аспирантуры, участвуя в работе Красноярской краевой летней школы при университете. Но после этой игры я начал посещать методологические семинары, которые проводил Г.П. Щедровицкий и с тех пор участвую в жизни методологического сообщества.
Мы проводили своей группой (А.М. Аронов, В.А. Болотов, Б.И. Хасан и др.) семинары и игры в области образования, современной культуры, политики и управления (а я, приезжая в Москву, старался не пропускать семинары Георгия Петровича). Кроме того, мы часто проводили игры и семинары, посвященные развитию и проектированию инновационных форм в системе образования. (Борис Хасан назвал их интенсивными проблемными семинарами.) Участвовал я и в играх С.В. Попова и П.Г. Щедровицкого по проектированию образовательных институтов, где я уже работал, в том числе психолого-педагогического факультета Красноярского университета, Экспериментальной базовой школы № 106 (сейчас – гимназия «Универс»), летних школ и т.д. ОД игры, на которых проектировался Психолого-педагогический факультет, стали затем частью образовательного процесса на этом факультете, в них участвовали практически все преподаватели и студенты, и я в том числе. Большую роль в формировании общей идеологии и методологических подходов к образованию сыграли игры и в школе (БЭСШ № 106), которой я в то время руководил.
Методологом себя не считаю, а некоторые умения и сомнения использую. Скорее даже, не умения, а привычки.
Что касается целей СМД методологии, то у меня было несколько версий на этот счет. В романтический период (примерно 1984-90 гг.) я считал, что методологи стремятся создать Касталию и запустить «Паломничество в Страну Востока». Сейчас думаю, что реальной претензией было формирование некоторой новой культуры. Она частично реализовалась.
Доктор педагогических наук, профессор Российско-Британского поствузовского университета «Московская высшая школа социальных и экономических наук»; продолжаю трудиться в сфере образования, работая в Московском представительстве Всемирного Банка.