Трунова Наталья Александровна
Трунова Наталья Александровна
Я стала стажером мирнинского бизнес-колледжа (или гуманитарного – со временем появилось несколько версий) осенью 1993 г. в чудесном подростковом возрасте. Собственно, это и было мое первое знакомство с методологией и ее лучшими представителями – моим учителем П.Г. Щедровицким, Б.М. Островским, В.Л. Авксеньтьевым и др. То, что происходило в данном месте, необходимо рассматривать в нескольких ракурсах.
С одной стороны, для меня это была возможность приобрести проводник в мир истории и культуры (в философской традиции таким проводником обычно выступает школа). Если у тебя нет семейной истории в широком смысле этого слова, то шансы найти такой проводник в пространстве советского города со стандартизованным набором социальных услуг очень небольшие. Маленьким окошком в мир трансценденции была музыка (как известно, музыкальная школа входит в стандартный набор социальных услуг, хотя так же, как и школа образовательная, решет задачу средненького технического оснащения). Потом, когда я переехала в Питер, для меня стало очевидным, что такая возможность и в большом городе бывает не у всех: особенно явно это проявлялось на философском факультете СПбГУ, на котором я проучилась в 1996-2002 гг. Должно сложиться несколько обстоятельств: во-первых, школа должна быть (этим точно философский факультет похвастаться не мог); во-вторых, это должна быть твоя школа; в-третьих, должен быть контекст, который актуализирует ее существование. Понятно, что я не совсем правомерно описываю эти условия как объективные – за каждым из них, несомненно, стоит и существенный деятельностный смысл.
Другая сторона дела – освоение методологического инструментария. Не углубляясь в описание обстоятельств, могу сказать, что для меня базовой в то время стала схема ортогональной организации мышления и деятельности.
Третий аспект – разработка индивидуальной образовательной программы, которая являлась необходимым условием «выпуска». Изначально предполагалось, что люди, попавшие в данное образовательное учреждение, могут и должны сформировать для себя образовательную ситуацию как проблемную и разработать если не проект работы с данным проблемным полем, то хотя бы его контуры. Такую программу я не написала, но последняя тема, которой я занималась, звучала так: «социокультурные аспекты городского и регионального развития». В выборе темы, видимо, сыграла свою роль родовая травма жизни в монопрофильном городе.
Следующее, что для меня было существенным и остается важным до сих пор, – формирование определенного типа общности. Наверное, у организаторов данного учреждения осталась статистика, сколько человек за время проекта прошло через него, но в списке «выпускников», который мне удалось увидеть много лет спустя, я обнаружила около 20 человек. Могу сказать только то, что из г. Мирного, из которого я уехала 10 лет назад, я общаюсь только с ними (за исключением, конечно, моего семейства).
Второй этап вхождения в методологическую среду состоялся в 2001 г., когда в Петербурге началась реализация проекта ЦСР «Северо-Запад». До этого времени (1996-2001 гг.) мои контакты с методологическим сообществом были ограничены. С одной стороны, это было время восполнения культурного багажа, которого у меня просто не было (методология для меня была и остается частью европейской философской традиции), с другой стороны – исследований в области философии искусства, кинематографа (как пример конструирования нового художественного языка и создания средства массовой коммуникации), философии языка. Одним из наиболее интересующих меня вопросов в то время был вопрос смены «языковых» форм (и в широком, и в узком смысле), провоцируемых ими социальных изменений, возможностей управления этими процессами и т.д.
С 2001 г. основными проектами, в которых я принимала участие, стали исследования в сфере регионального и городского развития, проекты по разработке стратегий социально-экономического развития регионов РФ, развития профессионального образования и рынков труда. Основной тематикой, определяющей содержательное движение в ШКП-2 и являющейся рамочной для практической деятельности, стала тематика управления развитием.
В настоящее время я эксперт и координатор проектов Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”».