Столяров Вячеслав Иванович
Столяров Вячеслав Иванович
В кружок меня, студента 1-го курса философского факультета МГУ в 1954 году «привел», если так можно выразиться, мой сокурсник Петр Гелазония. Именно «привел», потому что первоначально я не проявлял особой склонности к какой-либо серьезной исследовательской работе.
Однако кружок самым существенным образом повлиял на мое отношение к науке. И «вина» в этом, прежде всего, его руководителя – Г.П. Щедровицкого, его потрясающая способность создавать дружескую атмосферу непринужденного общения, без различия возраста и званий, вовлекать абсолютно всех в дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В течение довольно длительного времени мое участие в этих дискуссиях – по указанным выше причинам – было весьма скромным. Самое главное состояло, однако, в том, что вся атмосфера кружка, общение с Георгием Петровичем и другими участниками семинаров постепенно сформировали у меня и определенные навыки исследовательской деятельности, и глубокий интерес к проблемам логики и методологии научного исследования.
Только этим я могу объяснить то, что именно эти проблемы оказались для меня центральными не только во время работы в Институте философии АН (1959-72 гг.), но и в последующие годы. Им посвящены многие мои научные работы, в том числе диссертации – кандидатская «Процесс изменения и закономерности его познания (Очерк методологических проблем)» (1964) и докторская «Проблемы разработки материалистической диалектики как логики, теории познания и методологии науки» (1971).
Данная тематика диссертаций непосредственно связана с научными работами А.А. Зиновьева и Б.А. Грушина, также участниками семинаров логического кружка. Среди всех других они – наряду с Щедровицким – произвели на меня, пожалуй, самое большое впечатление. Незабываемо для меня общение (как в те, так и в последующие годы) также с В.Н. Садовским, В.С. Швыревым, М.К. Мамардашвили, И.С. Ладенко и многими другими.
Уже перечень этих известных ученых показывает, что семинары Щедровицкого объединяли людей, которые по проблемам философии, логики и методологии науки придерживались различных взглядов – и в период работы кружка и в последующие годы. Это также стало возможным благодаря его таланту и указанным выше способностям. Сам я также не во всем разделял его научные концепции, хотя некоторые из них – в частности, идея содержательно-генетической логики – очень близки для меня и получили конкретное развитие в указанных диссертациях и других работах.
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
С 1972 г. работаю в Институте физической культуры; в настоящее время – зав кафедрой философии, социологии и теории олимпийского воспитания. В 1972-91 гг. – руководитель исследований в Советском Союзе по философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта, а также международной группы ученых по этим проблемам. С 1976 г. член бюро Международного комитета социологии спорта и член редколлегии международного журнала по социологии спорта. Более 10 лет – член Национального Олимпийского комитета, в настоящее время – член комиссии «Фэйр Плэй» НОК. Автор концепции нового гуманистического движения «СПАРТ» (Спорт. Духовность. Искусство). С 1991 г. – президент его Координационного комитета (это движение «захватило» 20 регионов РФ). В 1986-89 гг. – первый вице-президент Философского общества СССР. Опубликовано более 700 научных работ (более 100 – на иностранных языках), в том числе более 40 монографий. Публикации посвящены проблемам философии, логики и методологии научных исследований, а также философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта.