Степанов Владимир Фёдорович
Степанов Владимир Фёдорович
После окончания Московского физико-технического института в 1964 г. я был распределен в Обнинский филиал НИХФИ им. Л.Я. Карпова, в 64-м защитил кандидатскую диссертацию.
В Обнинске мне довелось встречаться с Г.П. Щедровицким в годы (1988-91) его активных посещений нашего города, который тогда был центром общественной, философской и научной мысли: проводились конференции, совещания, семинары, чтения, ОД игры, работал вечерний университет марксизма-ленинизма (УМЛ), активничал Народный фронт, мышление напрягалось, свобода росла, догматическая заорганизованность слабела. Я тогда активно участвовал в семинарах, которые в УМЛ вел Георгий Петрович, стараясь освоить предъявляемую им СМД методологию.
Значительный импульс развитию мышления дала проведенная на базе нашего Института атомной энергетики в 1988 г. Георгием Петровичем с командой игротехников (Р. Шайхутдинов, О. Исаев, В. Данилова, В. Сааков, К.В. Малиновская и др.) ОД игра на тему «Методология инженерной деятельности и образования». Среди ее участников был и будущий губернатор Калужской области, и будущие депутаты городского и областного представительных органов власти. На игре обсуждалась программа развития института в супервуз, что в дальнейшем реализовалось в преобразовании ИАТЭ в технический университет, а теперь продолжается работа по развитию в полный университет.
В 1988-91 гг. ГП, «подхватив эстафету» от И. Алексеева и С. Наумова, вел в нашем УМЛ курс «Философия, методология, наука» (его материалы вошли потом в одноименный сборник его трудов), еженедельно приезжая вечерами по понедельникам в Обнинск. Необычность его лекционной манеры в диалоговом режиме с прорисовкой содержания по ходу процесса вызывала недоумение у большинства «назначенных» слушателей и требование привычной для научных работников нормативно-предметной монологовой подачи материала, порождала поначалу коллизии непонимания и пренебрежения. Однако в результате проведенной ОД игры и знакомства с азами СМД методологии курс ГП стали посещать студенты и другие заинтересованные люди, не записанные на курсы повышения образования. Я посещал их все четыре года, одновременно приезжая на некоторые семинары ММК (тогда на Курсовом переулке, 17), поэтому считаю себя причастным к его традициям. Правда, я застал последние семинары ГП, фактически их умирание в связи с резким спадом посещаемости, поскольку его участники организовывали свои игры и методологические семинары.
А в Обнинске лекции ГП, конференции и семинары с его участием активно посещали студенты и преподаватели ИАТЭ, сотрудники других институтов; они осваивали методологию ММК, некоторые становились игротехниками на играх, проводимых ГП по всей стране (К. Малиновская, Ю. Грязнова, В. Сенкевич, А. Борисов, Т. Селина, К. Горынин, И. Воблый и др.). Тогда в стране создавались кооперативы, проходили выборы директоров предприятий, росла уверенность, что развитие мыследеятельности выведет страну из возникающего кризиса в лидеры мирового развития.
Вершинным событием деятельности Георгия Петровича в Обнинске, на мой взгляд, была проведенная им по заказу Обнинского горкома КПСС (первый секретарь Г. Скляр) в апреле 1990 г. И-77 «Перспективы и программы развития города». В ней участвовали около 40 народных депутатов горсовета, представители горкомов КПСС и ВЛКСМ, ученые и инженеры городских институтов, члены кооперативов, преподаватели, студенты, учителя и даже ученики школ, всего около 200 человек. В команде ГП были Н. Алексеев, А. Зинченко, В. Никитин, Н. Андрейченко, О. Исаев и др., организацию игры (она проходила в Доме Ученых) обеспечивала К. Малиновская. Из обнинцев запомнилось активное участие Ю. Казанского (в то время ректора ИАТЭ), преподавателей А. Борисова и К. Малиновской, студентов К. Горынина, И. Воблого, М. Пахомчика и др.
Игра вызвала большие подвижки в сознании обнинского гражданского актива, породила энтузиазм в реализации различных направлений развития города. Казалось, что все проблемы можно решить даже в условиях социализма за счет развития мышления и организации деятельности. Впервые (по крайней мере, в Обнинске) разрабатывались понятия «Информград», «Техноград», «Наукоград», «Технический университет», «Развивающийся город». В результате созревания выдвинутых идей через 10 лет, несмотря на крах СССР, гиперинфляцию и развал хозяйства, была разработана на общественной основе Программа развития города как наукограда, которая (с подключением к ее продвижению чиновников вплоть до губернатора В. Сударенкова) была утверждена Указом Президента: Обнинск получил статус Наукограда и федеральное финансирование.
Конечно, 15 лет пребывания в крайностях самообеспечения для выживания сделали свое дело, методологическое мышление в Обнинске выветрилось, не успев окрепнуть, структурированное гражданское общество не создано, да и условия для его становления отсутствуют, так что дело Щедровицкого надо возрождать заново.
На семинарах в Обнинске Георгий Петрович говорил, что будет жить и после смерти, как живы Платон, Аристотель, Гегель. Так оно и есть. Гении, вложившиеся в мышление человечества, умирают только вместе с человечеством.