Соболевская Жанна Владиславовна
Соболевская Жанна Владиславовна
В 1991 году после окончания истфака Красноярского педагогического института я пришла в красноярскую школу № 56, попав в коллектив, которым тогда руководила С.М. Катыщук – молодой директор (и учитель математики). Для меня многое в той школе – и методы обучения детей, и методы управления педагогическим коллективом – стало неожиданным, удивительным и даже «таинственным».
Проработав около года, я попала на методологический семинар, проводимый в Красноярске П.Г. Щедровицким, там впервые увидела М.А. Мкртчяна, и тогда же у нас начало готовиться событие, которое в моей жизни сыграло почти «веховую» роль.
Управленческая команда школы вместе с командой лаборатории методологии управления Центра развития образования (ею в то время руководил Манук Ашотович) разрабатывала проект проведения ОД игры «Понимание значимых моментов в деятельности СОШ № 56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию». Там-то я и поняла, чем общение отличается от «мыслекоммуникации». У меня был просто шок… болела не голова, а мозги… но выходить из такого состояния не хотелось.
Работа по формированию собственной позиции, пониманию целей своей деятельности продолжалась у нас на управленческих семинарах, которые проводила Светлана Михайловна. На свою деятельность я стала смотреть другими глазами, стала понимать (а раньше даже и не задумывалась), что существует два мира – мышления и реализации наших идей. И очень обидно, что не всегда эти миры соответствуют друг другу. Это для меня было сильным откровением. Но рядом с Мкртчяном я стала видеть людей, чьи мысли и дела не расходятся, чье слово не противоречит проектируемому действию. Построение нового образовательного пространства на принципах сотрудничества каждого с каждым стало тем делом, которое команда реально осуществляет в разных регионах.
В нашей школе стала разворачиваться практика построения коллективных учебных занятий как некоторая альтернатива существующим урокам. Рядом с традиционным управлением в школе осуществлялась деятельность, результатами которой стали измененные представления педагогического коллектива и управленческой команды о целях собственной деятельности, появились первые проектные идеи и реализуемые проекты по изменению образовательного процесса.
Мне стало очень интересно разобраться в техниках и формах организации работы по формированию общих представлений у разных людей, которые занимаются одним делом. Описание существующих и разработка новых форм и техник, может быть, станет моим маленьким вкладом в наше профессиональное движение.
Сейчас я работаю в Центре образования управленческих кадров института повышения квалификации старшим преподавателем, учусь в магистратуре Московской высшей школы социальных и экономических наук.