Семёнов Игорь Никитович
Семёнов Игорь Никитович
Доктор психологических наук (1993), профессор (1995) Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ (1995) и Госуниверситета – Высшая школа экономики (2002). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2000), академик Академии педагогических и социальных наук (1995) и Международной академии гуманизации образования (Магдебург, 1995).
Я родился в семье офицера и учительницы истории, воспитывался в духе господствовавшей идеологии сталинизма, отлично учился, интересовался наукой и искусством. Формируясь в хрущевскую оттепель и пережив первую в своей жизни радикальную мировоззренческую ломку, стал убежденным шестидесятником. Поступая на отделение психологии философского факультета МГУ (1963), интересовался проблематикой творческого мышления: его профессиональное исследование веду с 1965 г. по сей день: сначала под руководством П.Я. Гальперина (руководитель курсовых работ и диплома), затем – Г.П. Щедровицкого и Н.Г. Алексеева (руководитель кандидатской диссертации). При этом я активно взаимодействовал с «выходцами» из Кружка – В.А. Костеловским, О.И. Генисаретским, Э.Г. Юдиным, Н.И. Непомнящей, И.С. Ладенко, а также Я.А. Пономаревым (он был близок к ММК в 50-е гг.).
На первых двух курсах я получил приличное университетское образование. Будучи любознательным студентом-трудоголиком, я не только штудировал массу книг по философии и психологии, но и активно посещал лекции и семинары ведущей профессуры МГУ. Важнейшим событием моей научной жизни стала интеграция в ММК как научно-методологическую школу: осенью 1965 г. Г.П. Щедровицкий читал на ф-те психологии МГУ по теории игры, и вскоре пригласил меня на свои семинары (на «Сокол»). А два года спустя я начал плотно контактировать с Н.Г. Алексеевым (он читал в МГУ спецкурс по психологии творчества), который с тех пор сразу стал моим Учителем и Другом на всю жизнь.
Слушая спецкурс и посещая семинары ГП, я пережил вторую ломку своего научного мировоззрения (с позиций системодеятельностной аксиологии, онтологии, методологии) и в своем развивающемся научно-методологическом мышлении и теоретико-экспериментальных исследованиях отошел от идеологии формирования психических процессов, свойственной адептам теории П.Я. Гальперина. А в результате интенсивного общения с Никитой Глебовичем (1968-72 гг.) пережил третью ломку научно-методологического мышления: занявшись его исследованием с системно-психологических позиций, отошел от методологии ГП, перейдя с помощью Алексеева к нормативно-деятельностной разработке логико-методологических средств экспериментально-психологического исследования решения творческих задач в целях рефлексивно-педагогического формирования способов их решения.
Обобщив цикл этих исследований в кандидатской диссертации, я стал разрабатывать проблематику рефлексивной организации МД в контексте построения концептуально-методологического обеспечения эргономического проектирования деятельности во ВНИИТЭ – сначала под руководством Э.Г. Юдина (1975-76 гг.), а затем Н.Г. Алексеева (1976-84 гг.). В результате была создана Останкинская методологическая школа, а также издано научно-методическое руководство стран-членов СЭВ «Эргономика: Принципы и рекомендации» (М. ВНИИТЭ. 1981).
Работать во ВНИИТЭ меня (тогда выпускника МГУ) еще в 68-м году приглашал сам Георгий Петрович. Он прочитал (с пометками) мой диплом и предложил мне продолжить исследование мышления с целью разработки методологических и теоретических (в т.ч. психолого-педагогических) средств дизайнерской деятельности на основе (в частности) только что изданной ротапринтом «Педагогики и логики».
Однако ГП был вынужден уйти из ВНИИТЭ, а я поступил в аспирантуру Института истории естествознания и техники, где в секторе проблем научного творчества продолжил изучение коллективного мышления средствами разрабатываемого мною метода категориально-нормативного анализа решения творческих проблем и задач. Параллельно с этим я в сотрудничестве с Н.Г. Алексеевым, Я.А. Пономаревым и Э.Г. Юдиным разрабатывал методологические проблемы психологического познания и науковедения (мои статьи в БСЭ о В.М. Бехтереве, П.П. Блонском, Л.С. Выготском, О. Кюльпе, а также «Вюрцбургская школа», «Душа», «Индивидуальность» и др.).
Все это позволило мне вести ряд семинаров по истории и методологии психологии, по экспериментальной психологии творческого мышления и рефлексии, где разрабатывались методологические средства их системодеятельностного изучения, что привело к созданию в 1970-1980-е годы научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества, получившей признание в отечественной и зарубежной науке.
Подчеркну, что проблематика рефлексии разрабатывалась в разных научных школах, созданных участниками ММК – Г.П. Щедровицким, В.А. Лефевром, В.В. Давыдовым, Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, И.С. Ладенко, В.Е. Лепским, П.Г. Щедровицким. Итоги этих исследований рефлексивных процессов и проектирования рефлексивной мыследеятельности – одно из существенных достижений ММК, его оригинальный вклад в мировую научно-методологическую культуру.
В начале игрового периода развития методологического наследия ММК по приглашению Г.П. Щедровицкого я участвовал в одной из первых ОДИ (в Новой утке под Свердловском). Ее принципы и методы были мною отрефлектированы, ассимилированы и переосмыслены с позиций рефлексивной психологии творчества, а затем развиты с учетом гуманистической психологии и психотерапии К. Роджерса. Это позволило мне разработать особые психотехнологии игрорефлексики и (совместно с С.Ю. Степановым) рефлепрактики. Изучение с этих позиций механизмов и закономерностей профессионального творчества в различных сферах социальной практики (управление, менеджмент, образование и т.д.) привело к созданию рефлетехнологий активизации и развития рефлекивно-творческого потенциала профессиональной деятельности. Так возникло новое научно-практическое направление – рефлексивная акмеология развития профессионализма человека и организаций, что позволило развернуть ряд прикладных направлений оптимизации рефлексивноемких сфер профессиональной деятельности в сфере принятия управленческих решений, маркетинга, рефлеконсалтинга, а также прикладной конфликтологии, политологии и реабилитологии.
Под моим научным руководством защищено 25 кандидатских и докторских диссертаций по психологии, акмеологии и педагогике, изданы монографии, сборники и учебно-методические пособия по этим инновационным отраслям социально-гуманитарного знания. Таким образом, научно-методологическая школа ММК, пройденная мною под руководством Г.П. Щедровицкого и Н.Г. Алексеева, послужила источником создания мною с учениками и коллегами таких трех новых направлений в современном человекознании, как рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика.
Основные публикации:
Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск. 2001.
Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. 1998.
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г.и др. Исследование проблем психологии творчества. М. Наука. 1983.
Семенов И.Н. Методологические проблемы системного исследования рефлексивной организации мыслительной деятельности.//Системные исследования. Ежегодник. М.1982.
Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. 1990.
Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества. // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). Вып. 1. Новосибирск. 1992.
Семенов И.Н. Останкинская методологическая школа анализа концептуальных схем деятельности в психологии и эргономике // (Там же). Вып. 2.
Семенов И.Н. Опыт разработки и внедрения категориально-нормативного и содержательно-смыслового методов в изучение и развитие творческого мышления и рефлексии // Модели рефлексии. Новосибирск. 1995.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье. 1992.
Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. / Ред. А.В. Карпов, И.Н. Семенов. М. Ярославль. 2004.