Рузаева Ирина Леонидовна
Рузаева Ирина Леонидовна
Впервые на ОДИ под руководством Г.П. Щедровицкого (Прибалтика, 1985 г.) я оказалась студенткой 3-го курса истфака Казанского госуниверситета. Получила культурный шок, который мне помогли преодолеть А.П. Зинченко и М.Ю. Садовенко (до этого я думала, что знаю, как устроен мир, а на игре поняла, что не представляю даже, как устроено мое собственное мышление).
После игры активно включилась в работу казанского методологического семинара (И.С. Валитов, А.Ф. Гатауллин, С.В. Столярова, Л.Г. Закиров, О.А. Зиновьев и др.), по возможности старалась приезжать в Москву на семинары Георгия Петровича. Участвовала в нескольких играх в группах, самоопределявшихся в сфере образования или подготовки управленцев, позже работала с группами в качестве стажера, а затем игротехника (более 15 игр под руководством Г.П. Щедровицкого, А.П. Зинченко, Ю.В. Громыко).
Вместе с другими участниками казанского семинара распределилась (по рекомендации Георгия Петровича) в Управление подготовкой кадров Камского тракторного завода, провели там серию семинаров, но, поскольку туда кроме нас со Столяровой больше никто так и не собрался, мы перешли в группу методологов и игротехников ИПК при КамАЗе. Мои представления тех лет сформировались, прежде всего, в связи с игротехнической позицией на тех ОДИ, в которых разрабатывались идеи развития социально-производственных систем и подходы к разработке и организации системы повышения квалификации, а также под влиянием деятельности методологического семинара и набережно-челнинской игротехнической группы. Впоследствии дополнила свое образование благодаря Мангеймскому институту антропософской педагогики (хотелось правильно воспитывать собственных детей), Британской Школе Бизнеса (хотелось получить европейское управленческое образование), программе МВА Международного института менеджмента LINK (туда же), Бад-Гарцбургской Академии Бизнеса (из любопытства и для сравнения британской и немецкой модели образования взрослых).
Обретенный на играх опыт и принципы организации не только коллективного, но и личного рабочего пространства, почти естественным путем привели меня в профессию консультанта по вопросам управления и организационного развития.
Проработав несколько лет под руководством И.С. Валитова в консалтинговой компании при Минздраве РФ, в 1992 г. решила создать собственную учебно-консультативную организацию, опираясь на программы Оpen business School Open University. В качестве директора и одного из тьюторов этого учебного центра посвятила более десяти лет тому, чтобы он обрел статус ведущей региональной школы бизнеса, работающей с лучшими европейскими дистанционными программами в области менеджмента, финансов и маркетинга.
Одновременно с административной и преподавательской деятельностью в центре строила собственную схему работы с предприятиями: создание прикладных внутрифирменных учебно-консультативных программ развития топ- и средних менеджеров (маркетинговое планирование на предприятии, ресурсное планирование, обучение персонала при подготовке к сертификации по стандартам ИСО, кадровый менеджмент, разработка системы регламентации бизнес-процессов). Необходимые игротехнику навыки быстрого включения в ситуацию организации, проблематизации, целеполагания, видения будущего и перехода к проектной работе играли здесь для меня ключевую роль. Как, впрочем, и в любых других аспектах работы.
До 2000 г. все мои дела и начинания были связаны с Казанью, где можно было рассчитывать на поддержку других сотрудников «Sophia management group» (консалтинговой фирмы при нашем учебном центре). Но этот год перевернул многие личные планы: пришлось переехать в Москву, где работала консультантом в «автобизнесовом» холдинге, затем – советником президента химического холдинга и одновременно – руководителем профессиональных семинаров по управлению проектами в представительстве Бад-Гарцбургской AFW.
С начала 2006 г. приступаю к обязанностям руководителя департамента качества Академии игрового бизнеса и развлечений.
Своим основным жизненным богатством (после семьи) считаю принципы мышления и деятельности, освоенные именно на ОДИ и при участии в методологических семинарах. В моем представлении абсолютно не тускнеет образ учителя и личности Георгия Петровича – с его приоритетами, честностью в отношениях и способностью заражать уверенностью в том, что если и не по отношению к миру в целом, то хотя бы в масштабе своего видения, в хорошей компании в любые времена можно делать дело, а иногда – даже добиваться почти задуманных результатов.