Пономарёв Яков Александрович
Пономарёв Яков Александрович
Почетный академик РАО, доктор психологических наук, профессор, автор оригинальной концепции об интуиции, книг по психологии и педагогике творчества, единственной отечественной монографии «Методологическое введение в психологию» (1983), основатель и председатель (1978-97) Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР.
Увлекаясь, как и положено юноше, спортом, причем в равной мере – дважды перворазрядник – шахматами и боксом, Яков Пономарев со старших классов интересуется философскими вопросами человекознания, наукой, искусством и после окончания средней школы поступает (увлекая за собой одноклассника, будущего академика Павла Копнина) в легендарный ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории.
Но грядет 41-й год!..
После демобилизации – отвоевав Отечественную от начала и до конца – Пономарев отправляется на философский факультет МГУ (куда был переведен расформированный в 42-м ИФЛИ). Но быть в Советском Союзе философом человеку, попавшему в плен и, к счастью, выжившему, дозволено не было, хорошо хоть, что после всех «фильтраций» Якова Александровича приняли на отделении психологии.
Здесь он за годы учебы (1946-51) знакомится со многими будущим коллегами и друзьями. В их числе – основатели логического кружка А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Б.А. Грушин и М.К. Мамардашвили, их «восприемники» – Н.Г. Алексеев, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.С. Швырев, В.В. Давыдов и Н.И. Непомнящая, а также В.П. Зинченко и А.М. Матюшкин.
Специализируется Яков Александрович по психологии мышления (руководители П.Я. Гальперин и А.Н. Леонтьев) и начинает свои, ставшие хрестоматийными, эксперименты с решением творческих задач. Результаты исследований (с претензией, как вспоминает Г.П. Щедровицкий, на «программу построения теории психологии – такой, какой она тогда могла быть, а именно теории психического») обсуждаются на «домашнем» семинаре с участием многих упомянутых выше коллег, а также В.А. Дымерского, Ф.А. Сохина, М.C. Шехтера, Ю.Б. Гиппенрейтер и (приезжавшего из Ленинграда) Л.М. Веккера. Кроме того, тогда же Пономарев участвует в заседаниях Комиссии по логике и психологии мышления, организованной благодаря поддержке и доброжелательной опеке членкора АПН РСФСР П.А. Шеварева. (Петр Алексеевич был знаменит тем, что логически завершил идущую от Аристотеля традицию ассоцианизма в психологии и философии, сформулировав один из четырех его фундаментальных законов.) Впоследствии (1960) всё это было обобщено в первой в отечественной науке монографии «Психология творческого мышления».
Не получив распределения (вновь аукнулся плен), выпускник вынужден работать зоопсихологом и экскурсоводом в «Живом уголке имени Дурова», и лишь спустя некоторое время В.В. Давыдову удается устроить его в Издательство АПН РСФСР (куда также перешли Г.П. Щедровицкий и В.А. Костеловский) научным редактором Отдела педагогики и психологии. В качестве редактора Яков Александрович готовит к изданию (1960) фундаментальный двухтомник «Психологическая наука в СССР». Одновременно выходит его, первая в отечественной науке, монография «Психология творческого мышления».
В 1961-66 гг. он работает в Институте психологии АПН РСФСР, в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста (руководители Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов), где разрабатывает психодиагностику умственного развития школьников. Параллельно с этим изучает одну из «мировых загадок» науки – проблему интуиции, результаты философско-психологического решения которой представлены в его знаменитой, ставшей научным бестселлером монографии «Психика и интуиция» (1967).
Затем (1966-72 гг.) – сотрудничество с выходцами из ММК Н.Г. Алексеевым, И.Н. Семеновым, В.Н. Садовским, Э.Г. Юдиным сначала в руководимом Н.И. Родным секторе научных проблем ИИЕТ АН СССР, позже – в организованном по инициативе Б.М. Кедрова и руководимом М.Г. Ярошевским секторе психологии творчества. Здесь Я.А.Пономарев разрабатывает проблемы философии, методологии, психологии и педагогики научного творчества в контексте инновационной проблематики системного подхода к науковедению, что отражено в коллективной (М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин и др.) монографии «Исследование проблем психологии творчества» (1971).
С 1972 г. Я.А. Пономарев переходит в Институт психологии АН СССР (с 1992 г. – РАН), где в докторской диссертации (1972) обобщает результаты своих фундаментальных теоретико-экспериментальных исследований умственного развития, формирования креативных способностей и психологического механизма продуктивного мышления, интуиции и творчества. Общепсихологический аспект этих результатов отражен в монографии «Психология творчества» (1976), прикладной психолого-педагогический – в монографии «Психология и педагогика творчества» (1976), и уже упомянутой монографии «Методологическое введение в психологию» (1983).
Для координации фундаментальных и прикладных исследований творчества Я.А. Пономарев организует (вместе с Н.Г.Алексеевым и И.Н.Семеновым) секцию «Психология творчества» при Обществе психологов СССР (она действовала с 1978 г. и до кончины Якова Александровича). На заседаниях секции систематически обсуждались актуальные проблемы научного изучения творчества в самых разных аспектах – от философских до физиологических. Результаты междисциплинарных исследований мышления, интуиции, рефлексии, творчества (с методологических позиций системного подхода) представлены в двух коллективных монографиях, изданных под его научной редакцией (см. библиографию).
В последний период своей научной деятельности Яков Александрович с коллегами и аспирантами (Л.Н. и Н.Г. Алексеевыми, И.Н. Семеновым, В.К. Зарецким, С.Ю. Степановым, Е.П.Варламовой, Л.М.Поповым, Т.А. Ребеко, Д.В.Ушаковым) исследует эффективность применения системного подхода в психологии, анализирует тенденции ее развития, изучает психологические закономерности взаимодействия интуиции и логики, а также рефлексии, мышления, понимания и творческой уникальности.
Особое направление концептуально-методологической работы Я.А. Пономарева – создание словника, подбор авторов и редактирование статей намечавшейся к изданию (увы, утерянной) «Большой психологической энциклопедии», где обобщались достижения современной психологической науки.
Созданная Я.А. Пономаревым философско-психологическая концепция творчества – одно из крупнейших достижений отечественной психологической мысли ХХ столетия. Введенное им различение мыслительной задачи в отличие от познавательной, разработка структуры внутреннего плана действий и дифференциация их рационально-логических и интуитивно-рефлексивных уровней – существенный вклад в современную психологию мышления и творчества. Одним из методологических истоков этой концепции были идеи ММК, во взаимодействии с которыми на заседаниях Комиссии по логике и психологии мышления» и в дискуссиях с коллегами-членами ММК осуществлялось становление и развитие системно-методологического подхода Я.А. Пономарева к конкретно-психологическому изучению интуиции и творчества, мышления и рефлексии.
Он был не только создателем оригинальных общепсихологических концепций мышления, интуиции, творчества, но и философом – автором оригинальной онтологии психического, гносеологии психологического познания, методологии его воздействия на практику, а также теоретиком-педагогом, разработавшим (с Ч.М. Гаджиевым) психолого-педагогические технологии развития изобретательского творчества и психотехники принятия решений. Концептуально-методическая проработанность Я.А. Пономаревым его оригинальной концепции интуитивности творчества позволяет квалифицировать ее как «интуитивистику», т.е. особую психотехнику развития интуитивных способностей, которая успешно реализована (с Ч.М. Гаджиевым) в оптимизации социальной практики изобретательского творчества. Фундаментальная концепция психологии творчества, разработанная Я.А. Пономаревым – яркий пример плодотворности методологизации современной психологической теории и педагогической практики.
Публикации:
Пономарев Я.А. К вопросу о природе психического // Вопросы философии. 1960. № 34
Пономарев Я.А. Проблема идеального // Вопросы философии. 1964. № 8.
Пономарев Я.А. Психика // Философская энциклопедия. Т.4. М. СЭ. 1967.
Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М. 1967.
Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, Н.Г. Алексеев и др. «Исследование проблем психологии творчества». М., Наука, 1983.
Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др. «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная». М., Наука, 1990.
Пономарев Я.А. О предмете системного подхода и степени его развитости // Принцип системности в психологической науке и практике. М. 1996.
Пономарев Я.А.Психология творчества: перспективы развития // Психол.ж. Т. 17. 1996. № 6.
Пономарев Я.А. Психология творения. М.-Воронеж. 1999
Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. № 3
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г.Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982. № 5
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Итоги и перспективы развития психологии творчества // Психол. ж. Т. 9. 1988. № 4.
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления // Психол. ж. Т. 9. 1988. № 4.
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М. 1988.
Семенов И.Н. Философия креативизации образования и взаимодействие интуитивистики и рефлексики в психологии творчества Я.А. Пономарева // Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. М.-Тамбов.1997
Семенов И.Н. Психология научного творчества Я.А. Пономарева во взаимодействии с российскими учеными. //Творчество: взгляд с разных сторон. Сборник памяти Я.А.Пономарева. М. 2006.
И.Н. Семенов