Надежина Римма Григорьевна
Надежина Римма Григорьевна
Родилась в г. Воскресенске Горьковской области. В 1956 г. окончила Горьковский (ныне Нижний Новгород) педагогический институт. Работала в педагогическом училище в г. Канаш (Чувашия).
В 1962-65 гг. – учеба в аспирантуре Института дошкольного воспитания в Москве, директор А.В. Запорожец), руководителем диссертации по теме «Развитие взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности» была доктор педнаук Р.И. Жуковская.
Однажды придя на институтский семинар для педагогов, который вел Г.П. Щедровицкий, стала с того момента его активным участником, потом была приглашена Георгием Петровичем на «большой» методологический семинар в Институте психологии и стала членом узкой «группы Щедровицкого», а ГП фактически взял на себя руководство ее диссертационной работой (против чего, как говорят очевидцы, Жуковская не возражала).
В 1965 г. в сборнике «Проблемы исследования систем и структур» была опубликована ее (в соавторстве с Г.П. Щедровицким) статья «Анализ детских групп как малых неоднородных систем». Такой поворот темы исследования с акцентом на логический анализ педагогической ситуации был нов и с трудом принимался педагогическим коллективом Института дошкольного воспитания. Возникли проблемы с принятием того материала, который представляла Р.Г. Надежина на педагогическом совете. В итоге, хотя в 1964 году были опубликованы две статьи по теме (одна – в журнале «Вопросы психологии», а другая – в «Дошкольном воспитании»), диссертация за годы учебы оформлена не была.
После этого Римма Григорьевна пять лет работала методистом дошкольного воспитания в Подмосковье, а в 1970-90 гг. в той же должности – в Министерстве образования РСФСР, одновременно продолжая работать над диссертацией. До начала трагических лет болезни успела оформить две главы.
Тема, которой занималась Римма Григорьевна, очень важна как для теории педагогики, так и для практики воспитания и практически не разработана до сих пор. Нетривиальный подход в ее разработке, осуществленный ею в союзе с Г.П. Щедровицким, внес большой вклад в теорию и практику дошкольного воспитания.
Р.Г. Надежина была не только прямой ученицей Г.П. Щедровицкого, но и одной из тех, кто пытался в своем исследовании реализовать его замыслы по совершенствованию научного уровня педагогических исследований. Она была беспредельно восхищавшимся им, доверявшим и преданным ему человеком (несмотря на всю свою внешнюю колючесть). Общение с Г.П. перевернуло ее жизнь, беспредельно обогатило ее новым взглядом на мир, на людей, на человеческие ценности. Как и всех нас.
И.Б. Даунис