Матюхин Анатолий Алексеевич
Матюхин Анатолий Алексеевич
Методологическое сообщество открылось передо мной впервые в марте 1987 г., когда я, кандидат юридических наук, старший преподаватель теории государства и права Карагандинской высшей школы МВД СССР, приехал в Юрмалу на очередную Всесоюзную школу молодых ученых-юристов. В ту пору такие школы, курируемые ведущими и маститыми учеными из Москвы, были традиционным. Но в 87-м в нее было включено некое мероприятие в форме игры, проводили ее С.В. Попов, П.Г. Щедровицкий и несколько игротехников. Поразительно, но до того я практически ничего не слышал о существовании ММК, ОДИ и методологического движения, а слово «методология» означало лишь учение о методах исследования.
Для меня встреча с методологическим сообществом прошла болезненно – я изменил свое отношение ко многим важным вещам за одну ночь! И сегодня понимаю, что это было поворотным в моей судьбе моментом. Впечатлило и заставило одуматься демонстрируемое, прежде всего, Сергеем Валентиновичем и Петром Георгиевичем, отношение к работе, стиль поведения и комментариев, манера держаться и оценивать сказанное.
Я объяснил бы это тем, что привык жить в двойной реальности-действительности. Вся жизнь казалась каким-то заговором неведомых сил, которая на самом деле одно, а жить надо, придерживаясь неких условностей, предрассудков, правил, норм и все будет как надо. Но отвечать за свои слова, тем более относиться к ним серьезно – это стало для меня откровением. Я понял: здесь что-то есть важное, сокровенное и, наверное – моё. И может дать основания для перемен, причем, существенных. Поэтому принял правила игротехников, методологов, но не отказался и от своего профессионального состоявшегося. Позднее осознал, что это было для меня единственно верным и возможным способом сосуществования с методологией.
Свое участие в методологически организованных мероприятиях соотношу со своей заявленной позицией – эксперт по праву. В этом качестве я и пребывал:
- на Байкальской (октябрь 1988), Омской (ноябрь 1990) и Латвийской (июнь 1991) экспертизах;
- на школах по праву: Свердловск (июнь 1989) и Душанбе (сентябрь 1990);
- 2-м съезде методологов в Киеве (январь 1990), методологических школах под руководством С.В. Попова в Омске (июль 1990, июль 1991);
- конкурсах в Артеке (март 1989) и Новосибирске (там же была и ОДИ);
- игре по экологии в Ленинграде (декабрь 1989);
- общественной сессии в Иркутске (февраль 1990).
А еще были игры под Москвой (проблемы конфликтов, июнь 1990) и «семейная» П.Г. Щедровицкого (декабрь 1990), в Алма-Ате (рук. Г.П. Щедровицкий), методологические школы в Алуште (рук. С.В. Попов и П.Г. Щедровицкий, 1990) и Подмосковье (рук. С.В. Попов, 1992).
Выделю содержательную линию обсуждений, связанных с правом, его понятийно-категориальной представленностью, сущностью, предназначением, формами, связями. Это содержание было наиболее успешно мною воспринято, и я оказался ею вовлеченным и поглощенным. Примечательны и результаты: удалось выстроить систему правового обеспечения методологически организованных экспертиз и институциональной организации экспертных слушаний. Подчеркну особую значимость участия в этой работе В.Г. Марача и С.Т. Танцорова (попытка подведения ее итогов была сделана в статьях в «Кентавре» № 23 и сборнике «Этюды по социальной инженерии», М., 2001). И, конечно, нужно отметить ведущую роль С.В. Попова, без организаторской позиции которого вряд ли такое могло состояться.
В дальнейшем тематика права и вообще гуманитарного, воплощенная в идее институционального подхода к организации мышления и деятельности, стала основной в моих обсуждениях и совместных работах с В.Г. Марача. Этот процесс продолжается. Есть и многочисленные наши статьи, и моя монография «Государство в сфере права: институциональный подход» (Алматы, 2000), ставшая основой докторской диссертации, защищенной в 2001 г. в МГУ и получившей подтверждение и в Казахстане.
В Алма-Ате я организовал и непродолжительное время вел кружок «Методология юридического мышления» со студентами юридического факультета Университета. Часть группы принимала участие в играх под руководством С.В. Попова (Подмосковье, Чита) и Г.П. Щедровицкого (Алма-Ата). Но продолжения не получилось, очевидно, из-за недостаточности моего методологического ресурса.
Основным практическим результатом вовлеченности в методологические мероприятия считаю организацию в октябре 1992 г. негосударственного учреждения образования – Юридического колледжа Алма-Аты (Высшее учебное заведение), переименованного затем в Высшую школу права, а позднее в Академию юриспруденции – Высшую школу права «Адилет». («Адилет» по-казахски – «справедливость»). Ныне это заметная институция в Казахстане: более 5,5 тыс. выпускников, № 1 в рейтинге специализированных вузов, 1,3 тыс. студентов, около 50 преподавателей, 67 % – доктора и кандидаты наук. Программы колледжа, вуза: специалист, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Международные связи: Россия, США, Англия, Франция, Германия и др. Лучшая специализированная библиотека. Юридический журнал, пожалуй, самый солидный в Казахстане.
Идея создать такое учебное заведение возникла в беседах с В.Г. Марача. Причем, в поезде, в Казахстане, в пути на очередное методологическое мероприятие в Омск.
С октября 1992 г. и по настоящее время – ректор Академии юриспруденции – Высшей школы права «Адилет». Доктор юридических наук. Член Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан. Президент Алматинского клуба юристов.