Мамонтов Петр Петрович
Мамонтов Петр Петрович
Ученый, географ, педагог. В то, что впоследствии стало именоваться Московским методологическим (вначале – логическим) кружком и методологическим движением, П.П. Мамонтов вошел с первых семинаров кружка. Первая встреча с (будущей) методологией произошла в московском университете, где Петр Петрович работал после окончания в 1948 г. геофака: «Он услышал, что где-то там, на философском факультете начинает работать семинар, кружок – туда и прискакал».* С той поры Мамонтов становится активнейшим участником встреч ММК, открытых и закрытых (домашних) семинаров, а впоследствии и множества игр – вплоть до завершения «эпохи игр ГП». По существу, Петр Петрович стал уникальным свидетелем всех этапов Большого Пути – и эпохи Кружка, и эпохи Игры. Как сказал о нем близкий человек: «Петр был верным солдатом методологии» – таким солдатом, без которого бессилен самый гениальный полководец. «Когда были игры, а Петр был преподавателем, доцентом, он готов был уволиться, уйти, если его не отпускали – и уезжал. Если честно сказать, он все время из-за этого страдал, и по-человечески, и социально. Но всю жизнь шел к поставленной цели, все время этим занимался».
В 1962 г. П.П. Мамонтов уехал из Москвы – сначала в Новгород, затем, в 65-м, перебрался в Тюмень, в 75-м – из Тюмени в Одессу по приглашению Института экономики. Но связь с методологическим сообществом и ГП поддерживал постоянно: «Он ездил на встречи постоянно: брал отпуск за свой счет и уезжал. Потом получал такие оплеухи»!..
У них были непростые отношения: «Щедровицкий постоянно упрекал Петра, что тот на играх действует как педагог, а надо быть “никем”, профессию свою отринуть. Он его обвинял в том, что Петр, как в детском саду, всех за ручку ведет, не дает самостоятельности. Но для него Щедровицкий был богом, скажу прямо так. Личные отношения у них были дружеские, очень теплые. Георгий Петрович приезжал к нам, со мной очень часто разговаривал на всякие бытовые темы, но в принципиальных вопросах был беспощаден».
С 1988 г. П.П. Мамонтов организует в тесном сотрудничестве с Игорем Геллером домашний семинар, который действовал до 1995 г. Вот как об этом семинаре и его содержании рассказал Игорь Ильич:
– Основной идеей семинара и вкладом П.П. Мамонтова в корпус методологических идей была идея страноведческого подхода.
Страноведческий подход – это тот метод, который с точки зрения Петра Петровича должен был решить проблему организации человеческого мышления в понимании того, что такое страна. И решить это ПП предлагал средствами СМД методологии, взяв за основу наработанную «тумбочку» и онтологические представления о стране. ПП был географом по первому образованию и для него страна – особое понятие. Он всю жизнь занимался тем, что искал ту клеточку – подобно марксову товару, из которого построили социально-экономические формации – ту клеточку, взяв за основу которую можно будет «нарисовать» страну.
Такая клеточка была найдена и поименована социокультурным хронотопом, который был тщательнейшим образом прописан благодаря художественной и графической одаренности Петра Петровича. Этот социокультурный хронотоп по замыслу Мамонтова должен был дать онтологические представления об объекте управления для управленца любого масштаба – от государственного деятеля до директора завода.
Отличие этой клеточки от всех предшествующих представлений – заданность пространственно-временных характеристик, которые схематически определялись наличием Прошлого, Настоящего и Будущего в самой схеме. Этот схематизм позволял писать не программы и проекты развития, а создавать архитектуру реформ любой структуры.
Хронотоп для страны – это то же, что товар для экономики.
И очень обидно, что это осталось вне корпуса методологии. (Сейчас эти схемы перекочевали в Москву с возгласом «Это просто находка!» и питают идеями тамошних разработчиков в области физики логоса – Н.К).
В методологическом сообществе у Петра Петровича был слегка пренебрежительный псевдоним «онтологист». Что и определило сущность мировоззренческого и позиционного конфликта между ним и ГП. Суть обвинения была в том, что у П.П. Мамонтова нет деятельностной составляющей: «Человек с мировоззрением»! – какое может быть мировоззрение, когда есть мыследеятельность»!
И вот это самое мировоззрение стало героем следующего романа, то бишь темой следующего семинара, который организовал Петр Петрович. Кредо этого семинара: «Жизнь – шире методологии. Мировоззрение – шире МД»
Предназначение этого семинара – научить человека сознательно формировать мировоззрение, правильно самоопределяться в жизни: решать жизненные проблемы и поступать в различных ситуациях. «Мировоззрение – это карта, по которой можно осуществлять поиск проблемной зоны». На этой карте были топы для целей, ценностей, человеческих отношений, этических принципов. Иметь мировоззрение – означает иметь основания, из которых я могу мыслить и действовать. Мы можем сопоставить наши мировоззренческие схемы, чтобы понять причину, например, конфликта. И участники этого семинара схемы такие рисовали.
Мировоззрение – это такое ощущение мира, когда я в мире и мир во мне. Так же, как Бог во мне и я в Боге. Мировоззрение – это то, что ты видишь в мире. Смотреть и видеть – это разные вещи, так же как столкнуться и встретиться.
В это время П.П. Мамонтов активно ищет возможности расширить аудиторию обсуждения своих идей и находит такой отклик в коллегии школы «Ступени», утвердившейся к тому времени на пути к вальдорфской педагогике. Как выяснилось из исторических изысканий, это не было первым для Петра Петровича знакомством с антропософией. Более того, он имел прямое отношение к антропософским кругам еще в 30-е годы (!) благодаря тесной дружбе с семейством Сахаровых, вокруг которых такой кружок сформировался. Тогда еще старшеклассник, Адя Сахаров (впоследствии академик Андрей Сахаров), дивясь необычным мыслям двадцатилетнего Петра, говорил ему: «вы или гений, или дурак».
Содержательное сопряжение идей, разрабатываемых Мамонтовым, с антропософией, было очевидно плодотворным. Одним из ключевых для него понятий было мысле-чувство-деятельность, и у Р. Штайнера система душевной организации человека образуется взаимодействием трех душевных сил – мышления, чувствования и воления.
Судить о действительной глубине переосмысления Петром Петровичем собственных идей в контексте антропософии сейчас уже не представляется возможным.
Продукты мировоззренческого семинара – это каталог «картинок», которые Мамонтов мечтал издать отдельной книгой с названием «Книжка с картинками о самом главном». Возможно, это был бы следующий шаг в педагогике после Я. Коменского.
Плоды же семинара – это люди с их благим образом складывающимися судьбами. Люди, которые и после кончины П.П. Мамонтова неизменно раз в месяц, вот уже пять лет, собираются «на огонек» в доме, где он жил, а в чувствах с очевидностью живет и поныне. Люди, которые его знали – и которые в этой жизни не встречались с ним, совсем молодые и не очень. Они по-прежнему «притягиваются» – и происходит Встреча…