Лозинг Вячеслав Рудольфович
Лозинг Вячеслав Рудольфович
В августе 1988 года меня назначили директором огромной строящейся школы в городе Кемерово. Мы, группа относительно молодых педагогов, готовились принять новую школу, пытаясь решить задачу, которую сами себе и поставили: сделать образование в нашей школе процессом интересным и эффективным. Ответа на вопрос, как этого добиться, у нас не было, поиски привели нас в декабре 88-го на ОД игру, которую проводил Ю.В. Громыко.
Участие в ней настолько меня поразило, что я помню ее до сих пор в деталях. Помню свои ощущения человека, попавшего в среду, в которой все говорят на русском языке, а он никого не понимает. Помню свое желание выбросить в окно игротехника, который «сознательно» пытался запутать то, что нам казалось очевидным. Помню высказывание В.А. Жегалина: «единица развития, которую вы искали за окном (оказывается, мы этим занимались на игре по образованию?), оказалась в этой комнате». Помню, что всю игру меня преследовало ощущение, что я зайчик из мультфильма, который бодро шагает вперед, выбивая дробь из повешенного на шею барабана, а неведомая сила поворачивает этого зайчика то в одну, то в другую сторону до тех пор, пока зайчик совсем не теряет и ориентацию, и барабан.
На этой игре мы познакомились с Исааком Фруминым, который был в то время уже своим в методологической среде, а через него – с Борисом Хасаном и Виктором Болотовым, которые работали на психолого-педагогическом факультете Красноярского университета, спроектированного методологическим сообществом во главе с Г.П. Щедровицким.
По возвращении с игры началось наше систематическое знакомство с методологической, философской и психологической литературой, поездки в Красноярск, приглашение методологизированных преподавателей Красноярского университета к нам для чтения лекций.
Вторая встреча с методологией, которая меня «погубила» окончательно, состоялась во Владивостоке на игре у Петра Щедровицкого. Там я сделал свой первый доклад, очень, как мне тогда казалось, «содержательный», там же состоялось личное знакомство с Петром и его командой. После чего я начал участвовать во всех его проектах (так продолжалось до 1996 г. включительно), по моему приглашению он несколько раз приезжал в Кемерово и Кемеровскую область читать лекции, проводить семинары и игры.
Я никогда не считал себя методологом, но всегда пытался применить методологические средства в своей организационно-педагогической деятельности. Самостоятельно провел более пятидесяти ОДИ-образных семинаров и управленческих сессий для школьников, учителей и управленцев системы образования Кемеровской области, Алтайского края, Приморья и Северного Казахстана.
Я не был лично знаком с Георгием Петровичем, знаю его по рассказам людей, которые с ним общались, по его текстам, которые, слава Богу, стали регулярно публиковаться, и по надиктованным им воспоминаниям «Я всегда был идеалистом…». Тем не менее, я причисляю себя к сообществу, которое создал Великий Методолог, и благодарен ему и его ученикам за то, что они перевернули всю мою жизнь, сделав ее более насыщенной и полезной.
А школа, в которой все начиналось, недавно отметила свою 16-ю годовщину и продолжает успешно учить детей, построив образовательный процесс на идеях В.В. Давыдова, Г.П. и П.Г. Щедровицких. Я в ней, как и прежде, работаю научным руководителем и продолжаю активно участвовать в решении стратегических задач развития города Кемерово.