Лидерс Александр Георгиевич
Лидерс Александр Георгиевич
В 1974 г. группа студентов 4 курса ф-та психологии МГУ, в которую входил и я, обратилась к В.Я. Дубровскому, который вел тогда на факультете два-три спецкурса (часть из нас их посещала), с просьбой создать для нас вне учебной программы семинар (кружок) «по перестройке психологии». Первые встречи нашей группы проходили самостоятельно, например, одна состоялась дома у В. Семенова и была посвящена проблеме личности в психологии. Виталий Яковлевич отказался вести у нас такой кружок и предложил в руководители Г.П. Щедровицкого. Пожалуй, мы мало что знали тогда о ГП, хотя конечно знали его брата Льва Петровича, работавшего на факультете.
С Георгием Петровичем мы (в том числе и студенты не психологи) встретились, по крайней мере, дважды: дома у Ю. Стеклова, второй раз – у меня. Потом ГП предложил нам просто участвовать в его уже развернутых проектах – на семинарах по понедельникам и вторникам у него на Петрозаводской улице и в регулярных заседаниях Комиссии по психологии и логике мышления в Давыдовском институте. Именно с тех пор я считаю себя участников семинаров ГПЩ и в этом смысле щедровитянином.
Несомненно, Георгий Петрович был и остается моим учителем методологии, тогда как учителем в психологии для меня был и остается П.Я. Гальперин. Поэтому я считаю себя и гальперианцем тоже. Заметьте – именно гальперианцы из всех других психологических школ оказались наиболее «вхожи» в методологическую систему по версии ММК!
Наибольшим своим достижением в методологии считаю статью, опубликованную в известном (малотиражном или даже запрещенном – молва тут размытая) сборнике к конференции по Л.С. Выготскому. Этот мой текст Георгий Петрович просматривал, делал замечания и, видимо, обеспечил его публикацию.
Не помню, когда я вышел из кружка. Скорее всего, в начале 80-х (когда женился). И это был выход скорее организационный, а не интеллектуальный.
Но методологом я не стал – оставаясь преподавателем ф-та психологии МГУ, стал практическим психологом: с 1983 года занимаюсь психологическим консультированием родителей и психологическим тренингом с подростками. При этом ценю две «Золотые психеи» Национального психологического конкурса, полученные мною за книгу «Психологический тренинг с подростками» (2001 г.) и за «Журнал практического психолога» (2000 г.)
В настоящее время мои научные интересы находятся, прежде всего, в области семейной и практической психологии, а мое главное дело сегодня – вклад в развертывание профессиональной инфраструктуры психологии с помощью когорты (сейчас их уже одиннадцать!) практико-ориентированных психологических журналов, которые я редактирую и/или издаю (вместе с В.Г. Колесниковым). Третий год являюсь руководителем секции семейной психологии, семейного консультирования и психотерапии Московского отделения Российского общества психологов. Провел три больших конференции по психологии семьи (2003, 2004, 2005).