Ладенко Иосиф Семенович
Ладенко Иосиф Семенович
Его жизнь трагична и героична, а научная судьба счастлива и успешна. Ослепнув в детстве (трагический случай: в руке разорвалась граната), он в 1953 г. окончил с золотой медалью (!) школу-интернат для слепых детей. Не только рано проявившиеся недюжинные способности, но и, главное, сильный, волевой характер позволяют ему спустя 5 лет окончить (также с отличием!) отделение логики философского факультета МГУ.
В его научной деятельности можно выделить ряд этапов.
К моменту поступления И.С. Ладенко на философском факультете уже действовал созданный А.А. Зиновьевым, Б.А. Грушиным, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицким логический кружок. В него вошли Н.Г. Алексеев, В.А. Костеловский, Д.А. Лахути, В.Н. Садовский, В.К. Финн, В.С. Швырев и др. К ним-то и присоединился Иосаф Семенович: судьба подарила пытливому провинциальному юноше друзей, круг интеллектуального общения и возможность сотворчества в будущей профессиональной (логико-методологической) деятельности. Итоги этого периода отражены в первой научной публикации Ладенко – статье «О процессах мышления, связанных с установлением отношения эквивалентности», опубликованной в «Докладах АПН РСФСР» (№ 2, 1958), ставших на несколько лет легальным рупором логического кружка. (Статья была опубликована с помощью ГП: он в то время – по протекции председателя Комиссии по логике и психологии мышления Общества психологов, членкора АПН П.А. Шеварева – работал в педагогическом издательстве вместе с В.В. Давыдовым, В.А. Костеловским Я.А. Пономаревым.)
Почти 40-летние дружеские отношения Ладенко с Щедровицким носили ассиметричный, неровный и сложный характер по причине, в основном, принципиальных расхождений научно-содержательного характера. Иосаф Семенович порой уходил в формалистику матлогики, в чем-то следуя логико-математическому направлению А.А. Зиновьева и др. логиков и кибернетиков, а Георгий Петрович переходил от содержательно-генетической логики в еще более категориально-содержательную методологию теории деятельности. А так как оба они были волевыми и амбициозными лидерами, то расходились порой на годы, но всегда сохраняли профессиональное уважение и теплоту дружеских, не только как соратники по кружку, чувств.
В 1958 г. духовные связи между членами логического кружка ослабли: он фактически прекращает (в своем прежнем первоначальном составе) свою «логико-генетическую» деятельность и под руководством ГП становится именно ММК, разрабатывающим методологию теории деятельности. По этой и другим, чаще субъективным причинам часть соратников выходит из кружка (Н. Алексеев заболевает туберкулезом, В. Садовского и В. Швырева принимают в Институт философии АН СССР), а Ладенко переезжает в Томск (1958-61) преподавателем кафедры философии Политехнического института.
В это время и особенно в аспирантские (МГУ, 1961-64) годы, работая над кандидатской диссертацией «Логические проблемы обоснования геометрии (опыт логического анализа «Начал» Евклида)», Ладенко продолжает периодически сотрудничать с ГП в рамках логики и методологии. Обсуждению этой проблематики была посвящена как неопубликованная переписка между ними (особенно интенсивная в 1958-61), так и дискуссии на методологическом семинаре (см. стенограммы тех лет).
После окончания аспирантуры И.С. окончательно перебирается в Сибирь: сначала в Пензу, затем в Омск и, наконец, в Новосибирск. Здесь (в Академгородке) он преподает философию и логику на философском факультете НГУ и работает научным сотрудником в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР, где и разрабатывает свою оригинальную концепцию интеллектики. Как истовый «диалектический станковист» (так в шутку называли себя основатели логического кружка), Иосаф Семенович везде, где работал, организовывал семинары, транслируя и развивая культуру профессионального научно-методологического мышления и демократически-корпоративного общения наподобие ММК. Так, в 1965-68 гг. он создает логико-кибернетический кружок в Омске, а в 1968-96 гг. ведет ряд методологических семинаров в Новосибирске, где его привлекают проблемы теоретического моделирования и практического освоения интеллектуальных систем, что в дальнейшем привело его к разработке методологии и концепции рефлексивной интеллектики.
Размышляя впоследствии о своем и друзей творческом пути, Ладенко пишет, что основания и развитие методологии интеллектики исторически, логически и концептуально восходят к первым годам деятельности логического, затем методологического кружка (см.: Семенов И.Н. «Методологическая концепция рефлексивной интеллектики и философии образования И.С. Ладенко» // Вопросы методологии. 1996, № 1-2).
В 1968-73 гг. Ладенко разрабатывает методологические, гносеологические и логические проблемы изучения и организации интеллектуальных систем (логико-методологические основы концепции интеллектики), что отражено в его монографии «Интеллектуальные системы и логика» (Новосибирск, 1973 г.).
В 1974-79 гг. развитие интеллектики было реализовано в ряде междисциплинарных исследований, результаты которых обобщены в докторской диссертации автора «Методологический анализ моделирования интеллектуальных процессов» (1979 г.).
В 1980-85 гг. в рамках организованного Ладенко в НГУ научно-консультативного семинара «Интеллектуальные системы и образование» он создает методологическую «школу интеллектики». Первые итоги ее работы обсуждались на им же организованной 1-й Всесоюзной конференции «Интеллектуальные системы и имитация» и обобщены в монографии «Интеллект и логика» (Красноярск, 1985).
В 1986-96 гг. Ладенко и его научной школой разрабатывались логические, методологические, социологические, кибернетические, семиотические, психологические и другие аспекты проектирования, изучения, развития и освоения интеллектуальных систем с рефлексией. Сначала (1973) он использовал рефлексию как один из объяснительных принципов организации интеллектуальных систем. Затем рефлексия выступает не только предметом специального изучения, но и как методологическое основание для анализа других школ, изучающих рефлексию (Г.П. Щедровицкого, В.А. Лефевра, В.В. Давыдова, Н.Г. Алексеева, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, А.А. Тюкова, О.С. Анисимова); наконец, используется как конструктивное средство интеллектуальной культуры современного специалиста (1990-97).
Помимо научно-исследовательской и практико-консультационной деятельности, Иосаф Семенович ведет напряженную преподавательскую и организационную работу по обобщению, социализации и трансляции достижений философской, методологической, научной и педагогической мысли. Им организовано около 40 конференций с изданием не только сборников тезисов, но и статей по таким новаторским направлениям современной науки и практики, как: интеллектика моделирования, имитация управления и освоения интеллектуальных систем; логика диалоговых процессов и рефлексивного взаимодействия; рефлексивная психология и педагогика мышления и творчества; история философии, методологии, науки и техники; философия и педагогика образования и развития интеллектуальной культуры специалиста.
Необходимо подчеркнуть гражданское мужество Ладенко, который в течение долгих лет замалчивания выдающихся достижений Г.П. Щедровицкого и руководимой им плеяды сподвижников организовал легальный информационно-аналитический канал публикаций для участников семинаров ММК. При этом едва ли не первым стал изучать историю кружка (см. «Становление и современное развитие идей генетической логики», Новосибирск, 1991; «Социализация идей генетической логики и становление интеллектики», Новосибирск, 1993). Под его научной редакцией вышли: «Рефлексивные процессы и творчество» в 3-х томах (Новосибирск, 1990). «Методологические концепции и школы в СССР.1951-1991» (Новосибирск, 1991, 1992) и «Мысли о мыслях» (Новосибирск, 1995, 1997), где опубликованы обзорно-аналитические статьи многих членов ММК разных поколений – Г. Щедровицкого, Н. Алексеева, В. Розина, А. Пузырея, И. Семенова, А. Тюкова, и др.
И уже тяжело больным он подготовил к печати сборник памяти ГП, в котором собрал статьи его соратников о выдающемся вкладе руководителя ММК в современную философию, методологию, логику, лингвистику, социологию, психологию, педагогику (см.: Ладенко И.С., Семенов И.Н. Значение методологии Г.П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды. Материалы научной конференции памяти Г.П. Щедровицкого. Новосибирск, 1996).
Многогранная деятельность И.С. Ладенко, председателя Научного совета по философским и педагогическим проблемам образования РАО, директора им созданного общественного Института интеллектуальных инноваций и проблем консультирования была по достоинству оценена еще при его жизни избранием академиком РАО, Международной академии информатизации и Международной академии гуманизации образования.