Ковалева Татьяна Михайловна
Ковалева Татьяна Михайловна
О существовании методологического кружка и Г.П. Щедровицкого я слышала не раз, еще учась (1977-82 гг.) на математическом факультете пединститута им. В.И. Ленина. Несколько наших студентов ходили на методологические семинары, возвращались вдохновленные, но объяснить, что там происходит, никак не могли. Слушая их, я решила, что нужно когда-нибудь выбраться туда самой, когда будет время…
Был в моей студенческой жизни и такой забавный эпизод. В 78-м году меня избирали от института депутатом, по этому поводу должна была состояться встреча со студентами – представителями разных факультетов нашего института. В списке от психфака значился П.Г. Щедровицкий, но он на встречу не пришел (видимо, было еще не время) – мы встретились ровно через 10 лет.
Летом 1987 года в Ижевске состоялся большой всесоюзный педагогический фестиваль «Авторская школа», где каждый автор должен был для гостей фестиваля смоделировать жизнь в своей школе. А.Н. Тубельский (один из лидеров педагогического инновационного движения и мой учитель, у которого я была в свое время штабисткой) попросил меня помочь ему организовать эту «модельную» школьную жизнь.
В то время я работала в школе № 49 томского Академгородка завучем по экспериментальной работе, интересовалась инновационным образованием и потому с радостью приняла предложение Тубельского. На фестивале было несколько методологов, в основном, из группы Ю.В. Громыко, и я, работая в контакте с ними, уже точно поняла, что хочу познакомиться с методологией по-настоящему.
Вскоре такой случай представился. Петр Щедровицкий проводил игру в Ярославле, пригласил на нее несколько педагогов, каждому приглашенному разрешалось привезти с собой несколько коллег. И В.А. Болотов, тогда декан психолого-педагогического факультета Красноярского университета, помня с ижевского фестиваля, что я просила его помочь мне попасть на какую-нибудь оргдеятельностную игру, меня пригласил. После игры Петр предложил мне поработать с ним в качестве эксперта по образованию в ряде последующих игр и региональных семинаров. С этого момента началась моя другая жизнь.
Уже войдя в круг экспертов, постоянных участников образовательных мероприятий Школы культурной политики, я все-таки очень хотела получить образование внутри самой школы и несколько раз просила об этом Петра. Но он отказывал, говоря, что мне этого не надо, так как я – состоявшийся специалист и готовлюсь к защите кандидатской диссертации. И все же я стала студенткой ШКП, во многом благодаря поддержке Сергея Зуева, в то время директора ШКП, который тоже просил Петра о моем зачислении.
Наш набор в Школе был региональным и как бы «промежуточным», мы так до сих пор и называемся «полуторный набор» – между ШКП-1 и ШКП-2. В него вошли Гена Блинов (Красноярск), Степан Галушкин (Владивосток), Татьяна Зубарева (Междуреченск), Алексей Тупицын (Москва) и я (тогда в Томске). Команда у нас получилась сильная, и мы практически до сих пор (хотя многие из нас за это время изменили место жительства) продолжаем работать вместе в разных проектах.
Обучаясь в образовательном крыле ШКП, мы участвовали в разных педагогических проектах, семинарах, играх, постепенно определяя для себя возможные направления дальнейшей педагогической работы. Меня тогда очень сильно и, как оказалось, надолго увлекла идея тьюторской педагогики. Вместе с Наташей Рыбалкиной мы в рамках семинара образовательного крыла ШКП начали детально обсуждать концептуальные идеи тьюторства и разрабатывать программу такой деятельности.
В 91-м году, организовав в томском Академгородке первую частную школу «Эврика-развитие», я провела открытый городской конкурс тьюторов и набрала команду, состоящую, в основном, из молодых педагогов, студентов, инженеров. Петр Щедровицкий, проводя с нашей группой в Томске учебный семинар, сказал: «Я давно читаю лекции и рассказываю о тьюторстве, но, честно говоря, не ожидал увидеть здесь в Сибири живую работоспособную тьюторскую команду».
В 1996 г. мы провели в Томске первую всероссийскую тьюторскую конференцию (П.Г. Щедровицкий был ее сопредседателем), которая с тех пор стала ежегодной: в прошлом году мы отметили свое первое 10-летие.
Сегодня тьюторские команды работают во многих школах страны, а с введением в 2007 году профильного обучения в старшей школе тьюторское сопровождение учащихся в рамках выбора профиля становится обязательным. Это означает, что наша десятилетняя экспериментальная работа начинает становиться массовой практикой, что таит в себе, как мы все хорошо знаем, не только большие возможности, но и громадные опасности.
Сегодня я – профессор кафедры педагогики МПГУ (том самом институте, а сейчас университете, который заканчивала 24 года назад), по-прежнему научный руководитель томской школы «Эврика-развитие» и председатель оргкомитета тьюторских конференций, продолжаю участвовать во многих образовательных и методологических проектах. И потому для меня жизнь в методологии – это не воспоминания, а продолжающаяся реальная профессиональная жизнь.