Катыщук Светлана Михайловна
Катыщук Светлана Михайловна
Окончив в 1985 г. физико-математический факультет Красноярского педагогического института, работала учителем математики, а в 1992-2000 гг. – директором школы № 56 Красноярска. Еще в период работы учителем попала на игру в школу № 141 г. Красноярска (ОДИ-13, руководитель М.А. Мкртчян), где состоялось мое знакомство с Мануком Ашотовичем и его командой – Г.Н. Блиновым, А.О. Горностаевым, В.А. Миновым, а также И.Г. Литвинской, В.А. Мокшеевым и лидерами построения практики коллективного способа обучения (КСО) в школе Д.И. Карповичем и Н.Д. Аглиуллиной.
С 1994 г., работая в лаборатории методологии управления регионального центра развития образования, возглавляемой Мкртчяном, начала посещать еженедельный методологический семинар, который он вел. Мое участие в этом семинаре началось с публичного реферирования статью Ю.В. Громыко «Мыследеятельность управления в сфере образования», а также М.В. Раца, М.Т. Ойзермана, Б.Г. Слепцова «Строительство будущего: власть, управление, политика». Одновременно начались экспериментальные работы в школе № 56 по построению «методологического типа внутришкольного управления»: проводились ОДИ-образные семинары, возник прообраз методологического семинара, который постепенно закрепился как управленческий. Оформилась идея проведения ОДИ для педагогов школы по постановке, пониманию, решению проблемных вопросов деятельности образовательного учреждения.
В 1996 г. прошла ОД игра на тему «Понимание значимых моментов в деятельности СОШ № 56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию» (руководитель Мкртчян). В ходе подготовки и проведения игры и последовавших за ней ОДИ-образных семинаров сформировалась школьная команда, начавшая работу по формированию общих программных представлений у педагогического коллектива о деятельности школы, проблемах и перспективах ее развития.
Параллельно велись работы по построению коллективных учебных занятий (КУЗ) – сначала в классах, а затем в разновозрастных учебных группах. Шли исследования взаимозависимости и взаимообусловленности КУЗ и ОДИ-образных форм внутришкольного управления, которые по своей сути есть формы существования коллективной мыследеятельности в образовательной практике.
С 2000 г. я руковожу центром образования управленческих кадров красноярского краевого ИПК работников образования. Большая часть сотрудников центра – А.О. Горностаев, Н.Ф. Ильина, И.В. Редько, Ж.В. Соболевская – прошли школу Манука Ашотовича, для которого методология – это средство построения новой образовательной действительности, что стало базовым принципом деятельности его команды.
Методологическая школа, созданная М.А.Мкртчяном на основе идей Г.П. Щедровицкого и осуществляемой ММК деятельности, имеет большое влияние на развитие системы образования Красноярского края.
Исследование механизмов управления сетевым образовательным пространством для детей и взрослых и собственной деятельностью в такой сети, построение самоуправляемых образовательных систем, коллективный субъект внутришкольного управления и формы его становления и развития, формирование общих программных представлений как средство управления коллективом образовательного учреждения, методологический аспект содержания образования управленческих кадров – это область интересов, разработок и исследований центра при научном сопровождении М.А. Мкртчяна.