Каменский Роман Геннадьевич
Каменский Роман Геннадьевич
На свою первую ОДИ я попал «совершенно случайно» в октябре 1987 г. Поступив в Институт физкультуры (ГЦОЛИФК) по семейной традиции, к концу 2-го курса я, побродив по данному учебному заведению с кафедры на кафедру в поисках Науки, окончательно решил все же реализовать школьные мечты и поступить на математический факультет хоть какого-нибудь «приличного» вуза, благо два года службы в армии были уже позади. Все родственники дружно переполошились и решили найти мне настоящего научного руководителя. После встречи с С.М. Зверевым я попал на какие-то очень странные семинары, проходившие в нашем институте на кафедре шахмат (позже я узнал, что они шли после нескольких ОД игр, проведенных командой Ю.В. Громыко на этой кафедре).
Собирались люди в комнате, рисовали мелом на стенах и на двери (доски не было) каких-то «туалетных человечков», очень увлеченно обсуждали, чем позиция методиста отличается от позиции методолога, приходя в итоге к очень для меня в ту пору странному выводу о том, что методолог (а) выше, (б) его позиция дважды рефлексивная и (в) поэтому надо рисовать две «звездочки рядом с головой человечка на доске». На следующих семинарах я понял, что позиция методолога «круче», чем какая-либо другая позиция вообще, что методолог должен разбираться во всех вопросах лучше любого профессионала и что – самое главное – «методология может все»! Оставалось неясным только, что это за зверь такой скрывается под названием «методология» и к какой науке это имеет отношение.
Потом была игра, которой руководил Н.Г. Алексеев. После встречи с ним жизнь поделилась на «до» и «после», продолжающееся по сей день. Никита Глебович предстал для меня тогда в образе мудрого Каа, который страстно пытался запустить мыслительные процессы в головах окружавших его «бандерлогов». ОДИ в исполнении НГ решило мою судьбу в пользу методологии.
Прикладной стороне игротехники и методологии я учился у Зверева, а фундаментальным вещам – таким, как совесть, мышление, рефлексия, умение уважать других, – у Алексеева.
В 1987-88 гг. начался первый период обучения. Иногда НГ сам проводил игры, но больше любил, чтобы их вели другие, а он при этом мог быть методологом и организатором рефлексии. Часто отправлял своих учеников на игры к другим руководителям. В феврале 1988 г. я участвовал в юбилейной И-60 в Калининграде по теме: «Эксперимент и экспериментирование в системе повышения квалификации кадров» под руководством Г.П. Щедровицкого (игротехником в нашей группе была Л.М. Карнозова). Так я увидел другой полюс методологии, что окончательно убедило меня в том, что если люди такого масштаба, как Никита Глебович и Георгий Петрович, занимаются этим делом, то ему не грех посвятить свою жизнь.
А спустя еще два месяца я участвовал в игре по разработке концепции развития пионерлагеря «Артек», которую проводили Сергей Попов и Петр Щедровицкий – фантастический тандем «зубодробительной» игротехники и «высоколобой» методологии. На этой игре познакомился Сергеем Плахотниковым, с которым дружу до сих пор.
В октябре того же года Алексеев провел свою первую «большую» ОДИ с одним из пермских оборонных заводов, где я впервые был игротехником, и, как выяснилось в конце игры, я, студент 3-го курса института физкультуры, учил собравшихся в группе взрослых дядек с «ящика» нормам стратегического мышления!.. Потом был вместе с НГ соруководителем игры с крупным приватизационным фондом, были игры с заводами, обкомами, депутатами разных уровней и т.п.
Параллельно с ученичеством в большой команде Алексеева-Зверева мы вместе с Сергеем Красновым, Наташей Поповой (моей женой – с того времени и навсегда), Володей Рябцевым стали организовывать свои ОДИ с детьми. Это оказалось самой трудной и в то же самое время самой творческой задачей. В этих играх возник «…наш союз!» с Красновым – как профессиональный, так и дружеский, который для меня остается главным результатом всех «методологических и игротехнических» усилий.
С 1991 г. сфера наших с Сергеем интересов окончательно переместилась в область инновационного образования. Вместе с Виктором Зарецким мы занимались проектированием и реализацией различных инновационных программ развития педагогических коллективов, систем регионального образования, общественных организаций, работающих с детьми с особенностями в развитии, создавали и налаживали работу экспертных советов. Одним из важных итогов этой работы стало складывание пермской команды, которой руководит Виктор Имакаев и в которую входят Сергей Шубин, Радик Губайдуллин и Елена Пототня.
В настоящее время мы с Сергеем Красновым наконец-то достигли достаточного уровня профессионализма, чтобы у нас стало получаться всерьез и продуктивно проводить «умные» игры с детьми (предварительно около двадцати лет потренировавшись на взрослых и серьезных дядях и тетях и занимаясь играми с детьми как хобби). Примерно с 2000 г. методологическая работа с детьми стала нашей основной проектной и исследовательской программой.
Основным результатом участия в методологическом движении считаю подаренную мне возможность в «эпоху перемен» остаться порядочным человеком, способным мыслить и действовать. Причем не в одиночку, а вместе с замечательными людьми – моим учителем Н.Г.Алексеевым и друзьями: С. Красновым, С. Плахотниковым, Н. Каменской, Е. Пототней, В. Имакаевым, Р. Губайдуллиным, С. Шубиным, Л. Алексеевой, А. Маршаком.